Елена Попова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Этот загадочный космос«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Этот загадочный космос»
Автор: Попова Елена Васильевна, воспитатель 1 квалификационной категории.
Организация: МБДОУ «Детский сад «Новотроицкий» Омского района Омской области.
Населенный пункт: с. Новотроицкое.
Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.
Задачи:
Образовательные :
• Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Развивающие :
• Развивать внимание, память, мышление.
• Формировать познавательное отношение к миру.
• Расширять кругозор.
Воспитывающие:
• Вызвать в детях желание оказывать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная, восприятие музыки.
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный.
Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.
Оборудование: ПК, экран, презентация о солнечной системе, коробочка с 9 диска-ми с цифрами, карта с орбитами, картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, пазл- картинка Солнца, записи музыкальных композиций по теме «Космос», рюкзак.
Предварительная работа:
• беседа о строении солнечной системой;
• знакомство с понятиями Вселенная, космос;
• рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;
• разучивание стихотворений о планетах;
• беседа о планетах и их основных характеристиках;
Ход НОД.
1. Организация занятия.
(Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс").
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая необычная музыка звучит. Посмотрите, у нас гости. Поприветствуем друг друга.
"Добрый день" мы скажем дружно,
Улыбнуться миру нужно,
Чтобы каждый ощутил
Радость, свет и много сил.
Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд). А написал его нам Звездочёт (слайд).
Воспитатель: Давайте послушаем что в нём. "Здравствуйте. Пишет вам Звездочет. Если вы читаете мое письмо, значит есть надежда на вашу помощь. Помогите разобраться и все расставить на свои места. Когда я проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве после магнитной бури, заметил, что некоторые планеты Солнечной системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя. Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. Нужно все вернуть на прежнее место. В помощь вам я высылаю, Космические диски они будут вам полезны. На них есть определенные задания. Необходимо сложить ключевое слово - пароль из кубиков. Если планеты встанут на свои орбиты - заработает система управления и все восстановится. Только как все это сделать? "
2. Целеполагание. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Прямо, какая-то загадка. Всего девять. Что они нам могут напомнить? С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей).
Воспитатель. Ребята, Как мы можем Звездочёту помочь? Дети (ответы)
Воспитатель: - Чтобы помочь Звездочету, надо отправиться в полет. Согласны? Кем мы с вами будем? ( Дети: космонавтами) Да, мы станем космонавтами. А кто был первым космонавтом, облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?
Дети: Юрий Гагарин. (Фото).
Воспитатель: Из космоса нашу планету он увидел красивой, голубой. А это цвет чего? (ответ- воды) Цвет жизни.
Воспитатель: Ребята, какими качествами должны обладать космонавты? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)
Воспитатель. Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю. А. Гагарин? («Восток»)
3. Актуализация знаний
Воспитатель. Вы так много знаете о космосе.
А как вы будете собираться в космическое путешествие? (ответы детей).
ДИСК №1 "Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот".
Воспитатель: Задание 1.
Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе. Будьте внимательны.
Дети (выполнение задания ( вещи для игры нужно: фонарик, фотоаппарат, фотография, тюбик с борщом; не нужно: вилка, кастрюля, подушка, игрушка) РЮКЗАК.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и получаете два кубика. У нас с вами есть скафандры. Мы наденем их с вами и пройдем на корабль.
Воспитатель: Внимание! занять места в космической ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем? ( Дети: Земля). Значит, мы с вами кто? (ответы- люди, дети, земляне).
Как назовем наш корабль (Дружба) К полету готовы? Начинаем обратный отсчёт : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск).
Физминутка «Космонавты»
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)
(Голос за кадром) : Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер!
Для продолжения полета чуть прибавим обороты,
Наш космический корабль пусть летит вперед, но что это?
Есть еще задание- второе испытание.
Задание 2.
ДИСК №2 "Отгадайте загадки, отгадкой которой служит продолжение следующей"
Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем.
1. Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос)»
2. Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)
3. Спутница Земли, планета.
Круглолица и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного. (луна)
4. До луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
5. Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием. (спутник)
6. Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)
Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Мы продолжаем наш полет по своей космической орбите. Еще 2 кубика космических у нас в руках.
Сверкают звезды красивые,
Мчится комета с хвостом красно- синяя.
А вот планеты по кругу кружатся.
Лишь по своей орбите движутся.
Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста. У любого космического тела, будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, есть ОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите, чтобы не сойти с траектории движения. Некоторые планеты состоят из горных пород, некоторые – из газа, и только на одной есть кислород, а значит, жизнь. Это наша Земля. Нам с вами нужно проверить правильность расположения планет в Солнечной системе, со-ставить карту. Но прежде нужно выполнить следующее задание.
Задание 3
ДИСК № 3."Космический словарь " .
Воспитатель: Необходимо назвать как можно больше слов, связанных с космосом. Вы мне поможете? (ответы детей). Я передаю вам шлем, вы называете слово (раке-та, спутник, инопланетяне, скафандр, планета, луна, метеор, комета, космонавт, астероид, вселенная,телескоп,звезда, солнце)
Воспитатель :Спасибо, много вы вспомнили космических слов. Молодцы! Корабль движется дальше по своей орбите. У нас 2 заветных кубика.
Звучит песня "Звездопад" муз. А. Пахмутовой - сл. Н. Добронравова
Воспитатель: -Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь видимо невидимо. Звезды- это большие космические объекты, вокруг них образуются целые системы, как например наша Солнечная система.
Есть звезды-карлики, а есть звезды-гиганты.
Метеориты, кометы различные пролетели,
Планеты солнечной системы чуть они задели.
Вот следующее испытание. Нас ждет "Звездное "задание.
Задание 4.
ДИСК №4"Все части найди - звезду соедини". Соберите пазлы в единую звез-ду (желтую).
Воспитатель: Молодцы, вы дружно работали и все сделали самостоятельно. 2 кубика у нас. Вы догадались, что у меня в руках?
Дети: Звезда, Солнце.
Воспитатель: Наше Солнце - это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям. У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы? ( ответ :9). Лишь на одной есть жизнь. Что это за планета? ( Дети: ЗЕМЛЯ) А почему? Дети: потому что здесь есть вода и воздух. Вспомним нашу известную считалочку, где установлен правильный порядок планет.
Жил на свете Звездочет.
Он планетам вел подсчет.
Меркурий -раз, Венера- два,
Три- Земля, Четыре- Марс.
Пять- Юпитер, Шесть- Сатурн,
Семь- Уран. Восьмой -Нептун,
А открытый Плутон карликовой планетой стал он.
Молодцы, вы дружно работали и все выполнили верно. Ещё 1 кубик есть у нас.
Д/И «Инсталляция СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и встают на свою орбиту (начерчена на полу. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.
Воспитатель: Ну вот ребята, мы составили планеты по порядку, а теперь давайте расставим диски и кубики для Звездочета. Он ждет от нас слово - пароль. На дисках есть номера, их надо расставить по порядку. А кубики надо расположить на диски по цифрам. Разложить кубики на цифры. Цифры больше не шалят, буквы слово говорят.
Воспитатель: Ребята, помогите прочитать пароль. (читают-"КОСМОДРОМ"). Вот и заканчивается наш полет.
Возвращение на Землю нас ждет.
Что такое космодром?
Это для ракеты. дом. !. Садимся в нашу ракету.
Пристегнем скорей ремни,
Будем вмиг мы у Земли.
1,2,3 ракета к дому лети. Снимаем шлемы.
Воспитатель: Вот мы и дома. Спасибо всем за работу. А сейчас я предлагаю сделать подарок Звездочету. Ведь благодаря ему мы сегодня побывали в космосе. (работа на ватмане). Звучит музыка "Маленький принц"- муз. М. Таривердиева, сл. Н Добронравова. " Кто тебя выдумал, Звездная страна? Снится мне издавна, снится мне она.
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята а кому мы сегодня помогали? А что мы делали? вы большие молодцы, помогли Звездочету и все планеты Солнечной системы поставили на свои орбиты.
Ребята что вам понравилось в нашем путешествии?
Видео: https://www.youtube.com/embed/0gYsl8NoP8c