Мария Николаевна Фадеева
Конспект НОД по основам алгоритмики в старшей группе «Собиратели созвездий». Программа «ПиктоМир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики и элементарного программирования.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей представления о роботах, учить управлять роботами с помощью пиктограмм на планшете в программе «ПиктоМир» Познакомить с новым роботом Двигуном. Упражнять детей в управлении реальным роботом.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развивать пространственные представления, речевую активность детей, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать умение пользоваться планшетами.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать и слышать взрослого и сверстника, действовать по словесной инструкции педагога, умение работать в паре и самостоятельно. Формировать навыки безопасного использования планшета.
Используемые методы и приемы:
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал;
Словесный: рассказ воспитателя, беседа постановка проблемных вопросов, объяснение, задания, загадки;
Практический: сюрпризный момент, практическая деятельность детей, поощрение
Игровой: игровые ситуации, дидактические игры.
Предварительная работа: знакомство с программой ПиктоМир, с роботом Вертуном, изучение терминов: алгоритм, пиктограмма.
Материалы и оборудование: карта созвездия «Пикто», аудиозапись для телефонного разговора, карточки «игровое поле» по количеству детей; карточки «стрелки-указатели», фишки-условные обозначения робота, груза, финиша; разметка игрового поля на полу; карточки двух цветов – зеленые и красные на каждого ребенка; маска «Робот Двигун».
Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности: 25 минут.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Организационно-мотивационный этап.
Организационный момент
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Все вместе говорим:
«ПиктоМир мы изучаем,
В игры новые играем!»
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.
У воспитателя зазвонил телефон.
Воспитатель: Здравствуйте! Минуточку, я сейчас поставлю звонок на громкую связь.
Звучит аудиозапись:
Говорит главный астроном ПиктоМира!
У нас произошла чрезвычайная ситуация! Космические пираты потушили звезды главного созвездия нашей галактики «Пикто». Нам просто необходима ваша помощь, для того чтобы вернуть яркость звездам! Чтобы это сделать, нужно выполнить сложнейшие задания! Вся надежда только на вас.
Вы сможете нам помочь!
Дети: да, конечно!
Воспитатель: тогда нам немедленно нужно приступать к работе.
Основной этап
Воспитатель: На прошлых занятиях, мы с вами выучили новые слова – «Алгоритм». Давайте вспомним, что это такое? (определенная последовательность действий).
Воспитатель: Какие слова новые, мы с вами ещё знаем? (планшет, программы, пиктограммы, иконка).
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка «Роботы»
Воспитатель: Сейчас мы с вами выполним первое задание «Роботы».
Вы знаете, что роботы выполняют команды. Мы сейчас с вами превратимся в роботов ПиктоМира и выполним команды. Для начала вспомним, каких роботов с ПиктоМира мы знаем?
Дети: Вертун, Двигун, Тягун, Ползун.
Если я говорю «Вертун», вы кружитесь на месте, если я говорю «Ползун», вы приседаете, если я говорю «Двигун» вы ставите руки вперед и двигаете воображаемый груз вперед, если я говорю «Тягун» вы ставите руки за спину и как-будто тянете груз на себе. И так, начинаем игру.
Воспитатель: Молодцы, дружно справились с заданием, и прогнали одного космического пирата и первой звездочке вернули яркость.
Практическая деятельность
Воспитатель: дети вы готовы прогнать следующего космического пирата?
Дети: готовы
Индивидуальная работа «Современные роботы - помощники» у каждого на столе лежит картинка с изображением электроприборов и разных роботов (роботы помощники в медицине, роботы в быту, роботы помощники в космосе, роботы помощники в воде, военные роботы).
Воспитатель: чтобы напугать и прогнать второго космического пирата, нам надо вспомнить роботы существуют в нашем мире. Найти и обвести их на картинках, назвать их, и рассказать какую пользу они приносят человеку.
Дети выполняют задания индивидуально, затем поясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием и прогнали второго космического пирата. Вторая звездочка вернула свою яркость.
Воспитатель: скажите дети, а роботы могут существовать сами по себе?
Дети: Нет, ими должен кто-то управлять.
Мы сегодня с вами будем учиться управлять роботом Двигуном. Этот робот живет в ПиктоМире. Он выполняет важное задание - передвигает грузы.
Воспитатель: Какие команды умеет выполнять робот Двигун?
Дети: Вперед, повернуться направо, повернуться налево, передвинуть.
Воспитатель: С помощью чего мы можем записать эти команды? Правильно, с помощью пиктограмм. Сейчас мы с вами будем учиться управлять роботом Двигуном в среде ПиктоМир.
Воспитатель: Для начала, прогоним еще одного космического пирата. Выберем среди вас одного участника, который превратиться в робота Двигуна. (Одеваем на одного ребенка маску с роботом. На полу клетчатое поле 5х3 из малярной ленты).
Воспитатель: «Пиктограмма Раз, два, три…
Максима в Двигуна преврати!»
Ребенок становится на клеточку старт в маске с роботом Двигуном. На поле есть клеточка с грузом, место отмеченное куда груз нужно передвинуть и отметка финиш, куда робот должен прийти в итоге.
Воспитатель: Вы должны сейчас будете составить алгоритм для нашего робота Двигуна. (дети выкладывают пиктограммы стрелочками, ребенок в свою очередь выполняет это задание. Если выполнено правильно, ребенок должен дойти до клеточки финиш).
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с этим заданием! И прогнали еще одного космического пирата. И еще одна звездочка вернула свою яркость.
Воспитатель: Чтобы прогнать следующего космического пирата нам нужно загнать его в лабиринт. А сейчас, мы с вами садимся за столики, будем составлять лабиринт на игровом поле. У вас на столиках есть карточки с условными обозначениями.
Воспитатель: В нижний левый угол ставим карточку «старт». Круглая карточка с глазками. Глазки смотрят вверх, это направление движения робота.
Если вы справились с заданием, готовы выполнять дальше, то поднимаете карточку зеленого цвета, если вы не можете выполнить задание – поднимаете карточку красного цвета. Так, у всех карточки зеленого цвета, продолжаем дальше. Дальше ставим карточку «ящик», на третью клеточку слева, нижнего ряда. Карточку «крестик», кладём на нижнюю правую клеточку. Готовы? Карточку «финиш», кладём на синюю точку верхнего ряда. Подняли карточки готовности. – Молодцы!
Теперь, мы с вами будем пробовать составлять маршрут для робота. Каким новым словом мы с вами называем маршрут для робота? (пиктограмма).
Выкладываем стрелочками маршрут. Проходим маршрут по заданным командам. Проверяем.
Подняли «зелёные» карточки те, кто пришел на «финиш».
Воспитатель: отлично, посмотрите-ка и еще один космический пират сбежал. И еще одна звездочка вернула свою яркость.
Воспитатель: дети, посмотрите, созвездие «Пикто» снова ярко сияет!
Мы помогли главному астроному ПиктоМира. И он решил отблагодарить нас интересной игрой с Двигуном.
Воспитатель: теперь, когда наши глазки отдохнули, можете взять планшеты и включить игу для прохождения уровня с Двигуном.
Индивидуальная работа детей с планшетами в программе ПиктоМир
Прежде чем закончить занятие давайте сделаем гимнастику для глаз с помощью созвездия «Пикто».
Гимнастика для глаз
Посмотрите на верхнюю правую звезду, пробежите глазками по звездочкам до нижней левой звезды. Теперь «постреляйте» глазками от верхней центральной звезды до нижней центральной звезды.
Итог непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Сейчас пора возвращаться из ПиктоМира. Взялись все за руки.
«В ПиктоМир придём мы снова,
К знаниям всегда готовы»
Воспитатель: Ребята, скажите, где мы были? Что мы делали? А какие трудности мы преодолели? Что вам было выполнить сложно, а что легко? Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы молодцы, спасибо вам за работу на занятие!