Ирина Костылева
«Весеннее приключение!». Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в средней логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Коммуникация»
в средней логопедической группе для детей с ОНР
игра- путешествие «Весеннее приключение!»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура». Цель занятия: обогащение знаний о весне и перелетных птицах
Задачи
1. Коррекционно-образовательные задачи:
• Образовательная область «Познание»
Публикация «„Весеннее приключение!“, Конспект НОД по ОО „Коммуникация“ в средней логопедической группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие: обогащать сенсорный опыт, сенсорное восприятие путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух, обоняние, фиксировать полученные впечатления в речи. Развитие познавательной и конструктивной деятельности (складывать скворечник из геометрических фигур). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора :развивать умение называть признаки весны (светит солнце, тает снег, появляется трава, почки на деревьях, первые цветы)
1) Образовательная область «Коммуникация»
• Продолжать развивать устную речь: расширять и активизировать словарь по теме «Весна, перелетные птицы»; совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над дикцией: чтение чистоговорок; способствовать развитию любознательности. Отрабатывать произношение сонорных звуков (Р)
2) Образовательная область «Безопасность»
• приобщать к правилам безопасного для человека поведения в окружающем мире.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация»
• совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;
• развивать фонематическое восприятие (чистогороворки).
2) Образовательная область «Здоровье»
• продолжить совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику; совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.
3) Образовательная область «Социализация»
• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
3) Образовательная область «Физическая культура»
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
4) Образовательная область «Музыка»
• Развитие музыкально - художественной деятельности детей через совершенствование чувства ритма, ладовысотного слуха, формирование навыка выразительного пения.
• Коррекционно-воспитательные задачи:
1) Образовательная область «Социализация»
• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения; воспитывать навыки культуры поведения.
Словарная работа: перелетные птицы: грач, кукушка, скворец, ласточка, дикие гуси и утки.
Индивидуальная работа:Контроль за сонорными звуками у Наташи, Феди, Степы.
Развитие речевой активности, инициативности у Брони.
Материалы и оборудование:1. Демонстрационный:
Игрушка птичка- синичка; перышки; презентация «полет птиц»; запись «Голоса птиц»; Звуковое письмо, распылитель, веер, аромосвечка, фонарик, кусочки синтепона, картинки с изображением признаков весны (на дорогах лужи, дует ветер, светит солнце, появляются листочки, дерево с гнездом и скворечником, сухой бассейн с картинками: муха, комар, суп, конфета, крошки, ноутбук.
2. Раздаточный:
картинки с изображением перелетных птиц (разрезные) геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) – по количеству детей,
Предшествующая работа:
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицы, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови».
Методические приемы. 1. Наглядные:
Презентация «Полет птиц»;
предметные картинки с изображением признаков весны
скворечник на дереве.
2. Словесные:
художественное слово.
3. Практические:
Сухой бассейн;
Разрезные картинки;
Пальчиковая гимнастика «скворчата».
4. Презентация: «полет птиц».
5. Игровые: сюрпризный момент.
Ход занятия. 1. Организационный момент. Логопед:
Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят зима уходит,
Говорят, пришла весна!
Логопед: - Ребята, я так рада, что, наконец, пришла долгожданная весна! Хочется радоваться солнышку и пению птиц. Смотрите, к нам прилетела синичка! (логопед достает игрушку- синичку). Звучит звукозапись.
«Цвинь-цвинь-цвинь! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая вьюга им путь - дорогу заколдовала. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
Логопед: - Что же делать? Как нам расколдовать птиц? (Ответы детей)
«Цвинь-цвинь-цвинь! Я покажу вам дорогу, вы выполните задания вьюги и тогда птицы вернуться домой!»
Логопед: - Что ж, отравляемся в путь! Показывай синичка дорогу! (Дети идут за логопедом под музыку)
- А вот и первое задание. Садитесь на стульчики.
Д/игра «Признаки весны». (Дети закрывают глаза, логопед брызгает водой на руки.)
Логопед: - Ребята, что вы почувствовали? Откуда весной вода? (лужи, сосульки, ручейки - тает снег, тает лед)
Логопед: - Наташа, найди картинку с этим изображением! (ребенок выставляет картинку). (Дети снова закрывают глаза, логопед веером «дует» на детей.)
Логопед: - Что вы теперь почувствовали? Какой весной бывает ветер? (весенний, теплый, холодный, слабый, сильный). Ребенок выставляет картинку. (Логопед включает фонарик.)
Логопед: - Что вы видите? Что делает фонарик? А что ярко светит на улице весной? Какое весеннее солнце? (теплое, яркое, желтое). Выбери такую картинку. (Логопед дает в руки пушистый коврик.)
Логопед: - На что похоже весной, то, что вы потрогали. Травка, почки на деревьях. Выставляется картинка. (Дети закрывают глаза. Логопед дает понюхать лавандовое масло).
- Чем пахнет? (дети нюхают). А чем пахнет весна? Ответы детей.
Логопед: Порадуемся приходу весны, сделайте глубокий вдох, а на выдохе скажите: «Ах, как вкусно пахнет весна!». (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Логопед: - Как здорово вы рассказали о весенних признаках. Смотрите, мы нашли перышко! Мы справились с этим заданием, пора идти дальше. Дети выходят на ковер и встают в круг.
Логопед: - Ребята, а вдруг перелетные птицы не знают, что весна к нам уже пришла! Расскажем о весне чистоговорки, а чтобы птицы нас услышали, будем говорить в микрофон.
РА-РА-РА – пришла весны пора!
РА-РА-РА - весне рада детвора!
РУ-РУ-РУ - грачи ходят по двору!
РО – РО - РО – у грача черное перо!
РЫ-РЫ-РЫ – светит солнце во дворы!
НА-НА-НА - пришла весна! НЫ-НЫ-НЫ - долго не было весны!
- Вы все чисто повторили чистогороворки и у нас еще перышко!
- А еще о весне можно спеть! Пение песни «Пришла весна». Идем дальше! Разрезная картинка «Собери картинку».
Логопед: - Ребята, посмотрите, ветер перепутал все картинки птиц, соберем их. Дети собирают разрезную картинку и называют, кто получился.
- Чтобы птицы нас услышали, мы их позовем домой.
Дети под руководством музыкального руководителя исполняют попевку «АУ! Я грача (ласточку, кукушку.) зову!» (скачок на квинту вверх с последующим нисходящим движением; с разной интонационной и динамической окраской.)
Логопед: - Вот и третье перышко мы нашли. Молодцы! Идем дальше!
- Когда наши друзья птицы прилетят, они захотят поклевать. Как вы думаете, а чем питаются птицы?
Д/игра «Накормим птиц».
Дети ищут в сухом бассейне карточки, с изображением угощений для птиц: хлеб, зерно, семечки, конфеты, суп, сало, камни; выбирает и кладет на стол, чем питаются птицы. «Птицы клюют….» Вы справились и с этим заданием. А вот и еще перышко!
Логопед: - Ребята так грустно без птиц весной! Вокруг себя вы повернитесь, в малых птичек превратитесь! Поиграем птички!
Физкультминутка «Птичка» под музыку. (выполняется 2 раза)
Птичка летает,
Птичка порхает.
Плавно кружится,
На ветку садится.
Ветку нагнули,
Птичку спугнули.
Быстро взлетает
И улетает. Дети имитируют полет птиц,
Машут крыльями,
Кружатся,
Присаживаются.
Склоняются вперед,
Делают испуганный вид,
Машут «крыльями»
«улетают».
Логопед: - Вокруг себя вы повернитесь, в ребят опять вы превратитесь. Вы были замечательными птичками!
Логопед: - Ребята, на нашем дереве скворечник. А кто в нем живет? Прилетят скворцы на новоселье, будут песни петь комаров и мошек ловить, выведут птенцов! Покажем маленьких скворчат.
Пальчиковая гимнастика. «Скворечник». (Повторяется 2 раза)
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат.
Клювик раз,
клювик два,
Лапка, лапка,
Голова. Соединяем большой палец с указательным (на каждое слово)
Соединяем большой палец с среднем
Соединяем большой палец с безымянным.
Соединяем большой палец с мизинцем
Сжимают и разжимают кулачки
Рисуют в воздухе руками круг.
Логопед: - Много прилетит скворцов и всем нужны скворечники. Поможем им и построим скворечники. Приступайте к работе. (Дети из геометрических фигур составляют скворечники). А теперь повесьте скворечники на дерево. (Прищепками дети вешают скворечники на дерево).
Логопед: - Теперь скворечников хватит всем! А вот и еще перышко, сосчитаем их.
Д/упражнение «Веселый счет» Дети берут по перышку и считают до пяти. (Одно птичье перо,2 птичьих пера. пять птичьих перьев).
Логопед: - Сдуем перышки и расколдуем всех перелетных птиц! (Дети берут перышки и сдувают их с ладошки, звучит пение птиц и на экране появляется презентация с полетом перелетных птиц. Слышится пение птиц.) Ура! У нас все получилось! Мы выполнили все задания. Сняты злые чары вьюги!
Логопед: - Ребята, а как мы расколдовали птиц? Какие задания выполнили? А что тебе понравилось? Что было для тебя самым трудным? (выслушиваются ответы детей)
Логопед: - Нам пора возвращаться из нашего путешествия. Вы справились со всеми заданиями – назвали весенние признаки, построили скворечники, и вспомнили названия перелетных птиц, я вами горжусь! А сейчас я хочу позвать вас на улицу послушать пение птиц, пойдем гулять!
Список используемой литературы.
1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Спб. : ДETCТВО-ПРЕСС, 2004
2. Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР»
3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий для детей 4-5 лет: М. : ТЦ Сфера, 2008
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М. : 1991.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. Мозаика- синтез, 2010