Татьяна Борисова
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе. «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о матрешке, как о символе изобилия и плодородия матушки земли (одна матрешка, спрятанная в другую, отражает идею рождения).
Задачи:
1. Познакомить детей с традиционными русскими промыслами (сувенирными игрушками матрешками, обратить внимание на особенности украшения матрешки из разных областей России, учить находить сходство и различия между ними.
2. Побуждать стремление детей высказывать свое мнение по поводу увиденного, делиться своими впечатлениями.
Публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе, „Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
3. Развивать стремление детей с помощь сочных ярких красок, контрастных цветовых решений, изобилия цветочных мотивов, создавать оригинальный образ матрешки.
4. Воспитывать чувство гордости за свою страну, за мастеров, прославивших Россию.
Материалы: шаблоны матрешек разных по высоте, вода, кисти, салфетки, палитры, игрушки матрешки (Семеновская, Полхов-Майдановская, Загорская).
НОД.
Педагог: Ребята, послушайте историю про одного Волшебника, он мог с помощью своего волшебства путешествовать по всему миру. А жил этот волшебник в стране в которой живем и мы с вами. Скажите, как называется наша страна.
Дети: Россия.
Педагог: И вот однажды отправился Волшебник в далекие страны, за синее море и решил он взять с собой подарки. Долго думал Волшебник какой красивый предмет взять с собой, такой чтобы олицетворял собой образ его страны –России. И вот наконец придумал. Хотите узнать, что взял с собой Волшебник? Тогда отгадайте загадку:
Ростом разные игрушки.
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешка.
Педагог: Правильно матрешка. Посмотрите, ребята, какие бывают матрешки (показывает Семеновскую, Полхов-Майдановскую, Загорскую).
Педагог: С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия. А привезли матрешку в Россию из Японии, там она была ритуальной игрушкой и в 19 век, все русские мастера вытачивали из дерева первых матрешек, они были расписаны под девочек, и кто-то воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Матрешку сделать не просто. Сначала надо выточить из дерева заготовку (показывает заготовку, выточенную на станке) и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер с самой маленькой матрешки (показывает, и лишь потом размеры становятся все больше и больше. Яркими, веселыми красками расписывает художник матрешек, словно одевает их в нарядные одежды. О одежды у них разные, нарисованные в разных селах.
(Педагог вместе с детьми рассматривает матрешек, обращая внимание на стилевые особенности разных росписей)
Доклады детей:
1 ребенок: Семеновские матрешки- нарядные, в их убранстве много золотого, желтого, зеленого, красного цветов, матрешки отражают идею изобилия и богатства.
2 ребенок: Полхов-Майданские матрешки-нарядны по-своему, их отличает черная обводка изображений, украшение матрешек напоминает о цветущем саде, плодородии и красоте земли.
3 ребенок: Загорские матрешки-степенные, в их украшении доминируют краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми.
4 ребенок: Подходи честной народ!
Здесь матрешек хоровод
Из Полхово Майдана,
Словно дочери султана.
Загорские красавицы
Тоже всем понравятся,
И калининские тоже миленькие.
У семеновских матрешек
Наряд яркий и хороший
Выбрать лучшую нельзя-
Разбегаются глаза.
Педагог: К нам в гости тоже пришли матрешки, посмотрите они все не украшены, грустные, не веселые. (Педагог показывает матрешек, изображенных на листе по три разного размера). Как же, ребята нам помочь матрешкам?
Дети: Раскрасить, сделать аппликацию, сделать аппликацию из пластелина.
Педагог: Я предлагаю вам раскрасить их.
Далее педагог показывает приемы украшения бумажных шаблонов матрешки (растительные узоры) обращая внимание на подготовительный рисунок, головы с надетым платком, рисунок рук, сарафана. Дети выбирают разные шаблоны (разные лица, одежда). Педагог нацеливает детей на то чтобы украшали соответственно одинаково, что большего, что меньшего размера, чтобы не забывали, что матрешка передает идею плодородия и изобилия, каждая роспись имеет свои особенности. (Обращает внимание на готовых матрешек).
После завершения работы дети рассматривают матрешек, высказывают свои впечатления.
Педагог: Дети, если вам понравилось сегодняшнее занятие возьмите солнышки положите их на поднос, если не понравилось, то возьмите тучки. (подводят совместный итог, считают, чего больше).
Девочки в русских сарафанах и платочках рассказывают:
1 девочка: Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал
Игрушка кукла-расписная,
А как назвать ее не знал.
2 девочка: Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может, на Танюшку?
Ей имя подбирал.
3. девочка: Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрешкою назвал.
1 девочка: С тех пор живет матрешка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радуется мир.
Воспитатель: Борисова Т. А.
2016. г