Наталия Гордиенко
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «По дорогам сказок»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавушка»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, для детей старшей группы компенсирующей направленности (с тяжелыми нарушениями речи) от 5 до 6 лет
«По дорогам сказок»
(по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»)
Направление: «Речевое развитие»
Воспитатель : Гордиенко Наталия Владимировна
г. Лянтор
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
Тема: «По дорогам сказок» (по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»).
Цель: Познакомить детей со сказкой К. Д. Ушинского «Умей обождать»; учить детей быть послушными, терпеливыми; дать представление о доброте и заботе в семье.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить инсценировать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;
• добиваться последовательности в изложении содержания;
• закреплять знание детьми вежливых слов, элементарных правил поведения;
• учить распознавать правильное и неправильное поведение и реагировать соответствующим образом;
• оценивать поступки героев сказки в соответствии с правилами поведения.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речь детей;
• продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: здравствуйте, пожалуйста и др;
• развивать зрительное и слуховое внимание, активную мыслительную деятельность;
• формировать умения анализировать литературный текст (определять основных героев, выражать свое отношение к ним.
Коррекционно-воспитательные :
• воспитывать отзывчивость, желание помочь другим;
• стремление радовать окружающих хорошими поступками;
• принимать советы и наказы родителей.
Словарь: обождать, зеленёхонькую, стала бить лихорадка, насилу домой добрел.
Методы:
Наглядный (драматизации сказки);
Практический (слушание аудиозаписи сказки; игра на слуховое внимание; инсценировка сказки; изготовление сердечек, открытки для курочки; вручение медали «Доброты и Вежливости»);
Словесный (беседы, поисковые вопросы, пересказ сказки, ТРИЗ — творческое рассказывание (изменение концовки сказки).
Приё мы: сообщение, объяснение, инструкция, постановка вопросов, задания, инсценировка сказки.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о вежливости, беседы о вежливости, заготовка сердечек из бумаги.
Оборудование и материалы: колокольчик, шкатулка с подарками, магнитная доска, аудиозапись сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», музыкальные произведения, магнитофон, открытка для курочки, заготовки сердечек из цветной бумаги, медаль «Доброты и Вежливости» на каждого ребенка, телефон.
Демонстрационный материал: иллюстрации по содержанию сказки. Технические средства: мультимедийное оборудование, презентация MSPowerPoint, ноутбук.
Технологическая карта НОД по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи)
Этапы деятельности, продолжительность Виды деятельности,
задачи Методы,
приемы Деятельность педагога Деятельность обучающихся. Планируемый результат
I. Вводная часть НОД (2 мин) Приветствие, сюрпризный момент.
Эмоционально настроить детей на предстоящую образовательную деятельность.
Наглядный, словесный, игровой.
Приветствие, сюрпризный момент, художественное слово, погружение в игровую ситуацию, голосовая модуляция.
Воспитатель :
Здравствуйте, милые дети!
Вы прекрасней всех на свете.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель : Ребята, а вы знаете кто я?
Дети: Фея.
Воспитатель : Правильно, я фея вежливости. Но мне кажется, что вы тоже настоящие волшебники, ведь сейчас при встрече вы сказали волшебное слово «здравствуйте». И сегодня, если вы захотите, мы все вместе отправимся на полянку волшебных слов и вежливости; думаю, что там будет очень интересно. Я приготовила для вас много игр, загадок, секретов и необычных заданий.
И вот первое из них:
На полянку попадет лишь только тот,
Кто слово вежливое назовет.
А звучать должно оно
Ласково, приветливо.
Будьте внимательны!
Слова не должны повторяться,
Итак, В колокольчик позвони,
Скорее слово назови.
И на полянку проходи!
Кто первый, пожалуйста.
Дети звонят в колокольчик и называют вежливые слова, проходят и встают за спинку стула.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали. Дети встают в круг, улыбаются друг другу.
Дети здороваются со сказочным персонажем.
Дети угадывают персонажа из сказки волшебницу фею.
Фея читает задание, затем каждый ребенок берет в руки колокольчик, называет вежливое слово и проходит на полянку.
Результат: дети проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Сюрпризный момент (появление феи) эмоционально настроил детей на предстоящую образовательную деятельность.
II. Основная часть НОД
(20 мин.) Беседа.
Актуализация словаря формулами словесной вежливости: здравствуйте, пожалуйста и др;
Словесный, наглядный.
Беседа, проверка знаний, хоровые ответы, похвала.
Садитесь, пожалуйста! А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах. И вот вам следующее задание.
Я начну стихи читать, а вы должны мне помогать.
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого …
Дети: Спасибо!
А кто из вас знает еще стихи про вежливые слова?
Дети читают стихи:
1 ребенок:
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»-
Значит «будь здоров».
2 ребенок
Добрый день!- тебе сказали.
Добрый день!- ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
3 ребенок
«Будьте добры» или «будьте любезны»
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома.
Будет приятно их слышать любому.
Воспитатель : Молодцы! Отличные прочитали стихотворения. Дети садятся на полянке вокруг феи.
Дети выполняют задание волшебницы феи.
Дети читают стихи про вежливые слова.
Результат: дети вспомнили слова вежливости.
Слушание аудиозаписи сказки К. Д, Ушинского «Умей обождать»
Развитие зрительного и слухового внимания
Словесный, наглядный.
Прослушивание аудиозаписи. Воспитатель : Ах, какая волшебная музыка звучит, это сказка в гости к нам спешит. Слушайте внимательно!
Звучит аудиозапись сказки К. Д, Ушинского «Умей обождать».
«Жили-были себе брат и сестра, петушок, да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал, да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, — кричит петушок, - беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник, и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорячился, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь».
Не послушался петушок, напился холодной воды – и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился, и петушок – бултых в воду! Только петушка и видели».
(В процессе прослушивания сказки педагог выставляет картинки по содержанию). Дети прослушивают аудиозапись сказки К. Д, Ушинского «Умей обождать».
Результат: дети прослушали сказку.
Беседа по сказке
Формирование умения анализировать литературный текст, активной мыслительной деятельности. Учить распознавать правильное и неправильное поведение и реагировать соответствующим образом, оценивать поступки героев сказки в соответствии с правилами поведения.
Словесный, наглядный.
Постановка вопросов, задание, объяснение. Воспитатель : Сейчас мы прослушали с вами сказку К. Д. Ушинского «Умей обождать». А как можно по-другому назвать эту сказку? Давайте придумаем новое название. (Непослушный петушок. Торопливый петушок. Нетерпеливый петушок. Петушок и курочка. Глупый петушок.)
Давайте вспомним, как курочка помогала петушку?
Ребята, скажите, пожалуйста, как заканчивается эта сказка? (эта сказка заканчивается печально, грустно, невесело). Давайте изменим с вами конец сказки.
(Дети дают свои варианты концовок сказки. Для тех, кто затрудняется, можно предложить следующие варианты: петушок послушал сестрицу, подождал и потом стали кататься с горы на санках; занялись другой игрой; стали смотреть телевизор и т. д.)
Воспитатель : Молодцы! Вы придумали новые интересные, и добрые окончания этой сказки. Наш петушок жив и здоров. Я вижу, что вы хорошие, послушные и сообразительные ребята и очень хочу, чтобы вы посоветовали, подсказали петушку как себя надо вести, чтобы не случилось страшной беды.
Ребята, как же нам можно связаться с петушком? (Варианты ответов, акцент на телефон) Дети отвечают на вопросы по сказке.
Дети придумывают новые названия сказки, изменяют концовку сказки, дают советы петушку.
Результат: в ходе беседы у детей повысилась мыслительная активность, они распознали правильное и неправильное поведение героев сказки, оценили их поступки. Примерив ситуацию на себя, дали советы петушку как нужно было себя вести и придумали доброе окончание сказки.
Игра «Пожалуйста»
Развитие координации движений, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: здравствуйте, пожалуйста и др;
переключение детей с умственной деятельности на двигательную. Практический, игровой, словесный Показ, указание, похвала, участие.
А сейчас немного отдохнем. И кто из вас внимательный поймем! Вы будете выполнять названное действие в том лишь случае, когда услышите вежливое слово. Воспитатель приглашает детей сделать большой круг.
Вы будете выполнять названное действие в том лишь случае, когда услышите вежливое слово.
(Проводится игра «Пожалуйста»).
- Пожалуйста, встаньте.
- Похлопайте в ладоши.
- Будьте добры, поднимите руки вверх.
- Опустите.
- Опустите, пожалуйста!
- Пожалуйста, поморгайте.
- Пожалуйста, наклонитесь вперед.
- Очень вас прошу, встаньте прямо.
- Пожалуйста, погладьте себя по голове.
- Садитесь.
- Садитесь, пожалуйста.
- Молодцы. Все правильно выполнили. Дети вместе с воспитателем выполняют соответствующие тексту движения.
Результат: дети переключились с умственной деятельности на двигательную, что способствовало предотвращению переутомления, сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
Инсценировка сказки К. Д, Ушинского «Умей обождать».
Учить инсценировать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки. Словесный, наглядный, практический.
Инструкция, инсценировка сказки. В группе были подготовлены декорации к сказке. Педагог надевает на детей костюмы и под руководством педагога дети инсценируют сказку.
Педагог выбирает на роли персонажей детей, которые выразительно рассказывают. Ребята, сейчас мы покажем вам сказку, сядьте поудобнее.
Результат: дети под руководством педагога (феи) инсценировали сказку
«Изготовление сердечек, открытки для курочки»
Закрепить конструктивные способности. Развивать наглядно-образное мышление, память.
Словесный, практический, наглядный.
Художественное слово, эмоциональная и голосовая модуляция, погружение в игровую ситуацию, похвала.
Ребята, а помните, на прошлой неделе мы говорили с вами о добрых делах и золотом сердце и сделали много красивых сердечек из бумаги. Давайте подарим эти сердечки доброй курочке, у которой, наверное, золотое сердце. Мы оформим этот подарок в виде открытки, на нее приклеим сердечки. Я, думаю, ей это очень понравится. Дети наклеивают на открытку сердечки, произнося определения характера курочки (добрая, умная, заботливая, любит братика).
Воспитатель : Замечательный подарок получился! Сегодня вы порадовали меня знаниями о добрых словах и поступках, помогли петушку стать послушным, сделали прекрасную открытку для заботливой курочки. Дети захотели помочь петушку изготовить в подарок открытку для курочки.
Все дети вырезали сердечки и наклеивали на открытку произнося определения характера курочки (добрая, умная, заботливая, любит братика, а петушок подарил курочке. Курочка осталась очень довольна подарком.
Результат: у детей возникло желание помочь петушку изготовить подарок для курочки
III. Заключи-тельная часть. Рефлексия.
(3 мин.) Подведение итога НОД, награждение детей медалями «Доброты и Вежливости»
Систематизировать знания. Формировать элементарные навыки самооценки и самоконтроля.
Словесный, практический. Беседа, вопросы, голосовая модуляция, индивидуальные и хоровые ответы, одобрение, похвала, награждение;
Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это умные и добрые люди, и я уверена, что вы такие же, и каждого из вас хочу наградить медалью Доброты и Вежливости. (Достает из шкатулки и вручает каждому ребенку).
Воспитатель. Молодцы, какая открытка замечательная получилась.
Фея дарит детям медали
Доброты и Вежливости.
Дети вспоминают, чем занимались на занятии.
Дети прощаются с феей.
Результат. Дети обобщили полученные знания. Дали элементарную самооценку.
Педагог дал анализ деятельности детей.
Определили перспективы развития темы в свободной деятельности.
Список источников
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с;
2. Вариативная примерная адаптированная основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н. В. Нищевой.
3. Наглядно – методическое пособие для детей дошкольного возраста «Сказки в картинках».
4. «Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш
5. «Игры и занятия по развитию речидошкольников» Т. И. Петрова, Е. С. Петрова
6. Аидиозапись сказки К. Д. «Умей обождать».
7. Сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»
Использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.