Евгения Некипелова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Звуки [г], [г’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Цель: развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций детей, знакомство со звуками [г], [г'].
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
умение определять наличие или отсутствие в слове звука [г]; находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце); уметь отвечать полным предложением.
Коррекционно-развивающие: расширять словарь; формировать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух, восприятие.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Звуки [г], [г’]“» размещена в разделах
Коррекционно-воспитательные: самоконтроль, уважение к собеседнику.
Оборудование: Музыка «Северный ветер», банки с горохом и геркулесом, игра «шумовые коробочки», зеркала, буква Г (звуки г и гь, набор по количеству детей камень синий и мягкий зеленый помпон, картинки в названиях, которых есть звуки [г], [г'], для игры «Где спрятался звук?» облака по количеству детей, картинки северных животных, карточки для звукового анализа слов, су-джок мячи, картинки для игры «закончи предложение», тарелки с горохом, карточки с заданиями на вторую половину дня.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Педагог с детьми в чешках находится на ковре.
Учитель-логопед (далее Уч-л.) : У нас сегодня гости. Поздороваемся.
Играет запись «Северный ветер».
Уч-л. : Дети, что это шумит?
Ответ детей: ветер
Уч-л. : Как вы думаете, какой это ветер? Если ветер дует с Севера, значит это какой ветер?
Ответ детей: Северный ветер.
Уч-л. : Ветер Северный прилетел к нам в гости и не один, а с играми. Первая игра «шумовые коробочки». Поиграем?
Ответ детей: Да.
Раздаются шумовые коробочки, у одной команды коробочки с горохом у другой с геркулесом. Дети делятся на две команды.
Уч-л. : Так же как дует Северный ветер, пошумим и мы коробочками.
По очереди, пошумев коробочками, игроки должны услышать, что шум коробочек с горохом звучнее, чем коробочки с геркулесом.
Учитель-логопед обращает внимание детей на горох и геркулес, выставляя баночки гороха и геркулеса на показ.
Уч-л. : Сегодня обращаю ваше внимание на горох и геркулес. Горохом мы создали шумный ветер, а геркулесом звук был тише.
Какой первый звук в слове горох? Ответ детей: Первый звук в слове «горох» это звук [г].
Уч-л. : Какой первый звук в слове геркулес? Ответ детей: Первый звук в слове «геркулес» это звук [г'].
Сообщение темы и переход к основной части занятия.
4 минуты
Обучающий этап
Повторение
(Артикуляционная гимнастика)
Обучающий этап
Уч-л. : Сегодня мы поговорим о звуках [г] и [г']. Присаживаемся за столы.
Артикуляционная гимнастика
Уч-л. : Повторяем предложение и делаем арт. упр.
-га-га - идут гуси на луга «Месим тесто»
-ги-ги - вот мои сапоги «Улыбка»
-ги-ги - мы печем пироги «Заборчик»
-гу-гу - конь пасется на лугу «Хоботок»
Знакомство со звуками, учитель - логопед проводит сравнительную характеристику звуков.
1. Уч-л. : Звук [г] какой это звук?
Ответ детей: Согласный, твердый, звонкий.
Уч-л. : Кто скажет, почему звук [г] согласный?
Ответ детей: Потому что он не поется, а прерывается.
Имитация прерывания веревочки руками при попытке петь звук.
Дети достают из коробочек камешки синие, колокольчики (символы твердого, согласного, звонкого звука)
Уч-л. : Какой первый звук в слове «геркулес»?
Ответ детей: В слове «геркулес» первый звук [г'].
Уч-л. : Звук [г'] какой это звук?
Ответ детей: Согласный, мягкий, звонкий.
Дети достают из коробочек помпоны зеленые мягкие, колокольчики (символы согласного, мягкого, звонкого звука)
2. Уч-л. : Ветер поет вам песню, нужно показать синий камень, услышав звук [г], и зеленый помпон, услышав звук [г'] в ряду звуков. Слушаем внимательно: Г, Н, К, Т, М, Гь…
Танец «Синий/зеленый»
Уч-л. : А теперь ваши песни для Северного ветра. Придумай песенку и протанцуй ее по следам. Например, га – ги – го - гу
Дети придумывают песни и по очереди протанцовывают ее.
3. Уч-л. : Третье задание. Нужно придумать слова, которые начинаются со звука [г]
Ответ детей: галка, гармошка, гайка,
гонка, горе,.
Уч-л. : Теперь придумайте слова, которые начинаются на звук [г']
Ответ детей: гитара, гиря, Гена, геркулес, …
Уч-л. : А сейчас давайте твердому звуку [г] отдадим его слова, а мягкому [г'] его. Для этого нужно пройти по дорожкам. К твердому звуку, по какой дорожке?
Ответ детей: По твердой дорожке.
Уч-л. : А к мягкому звуку, по какой дорожке пойдем?
Ответ детей: По мягкой дорожке.
Дети относят картинки со словами предварительно еще раз произнеся слова громко в слух к твердому звуку [г], к мягкому звуку [г'] и кладут в корзинки.
Уч-л. : Четвертое задание.
Поиграем в игру «Где спрятался звук?» со старшей группой и сделаем звуковой анализ северных слов с подготовительной группой.
Назовите слова, которые Северный ветер предложил сделать звуковой анализ.
Ответ детей: морж, песец и т. д. Это животные севера.
Играет музыка, дети становятся в круг.
Физминутка «Животные Севера»
Кто на Севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
(Смотрим вдаль с поднятой рукой)
Звери необычные, к холоду привычные
(Медленно присаживаемся и потираем руками плечи)
Вот песец из норки смотрит,
(Смотрим как будто в бинокль и медленно встаем)
Белый мишка важно ходит,
(Переваливаемся с ноги на ногу на месте)
Ну, а морж, как капитан, (Руку к виску)
Покоряет океан.
(Имитируем плавание)
Гордый северный олень
(Показ руками рога оленя над головой)
Грузы возит целый день
(Имитируем тяжесть за спиной)
5. Уч-л. : Следующая игра ветерка «Добавь словечко»
Вставьте слово, которое начинается со звука [г] или [г']. Кто придумал слово, со звуками и закончил предложение получает от Северного ветра колючий снежок (шарик Су-Джок)
На ветке спеют. груши
На дереве зреет… гранат
Брат играет на. гитаре, гармошке
На дереве сидит черный. грач, черная галка
Моего друга зовут. Гена, Гоша, Гриша…
В лесу выросли. грибы.
Машина едет в. гараж.
Машина везет … груз
Уч-л. : Возьмем колючие мячики в руки, и поиграть с ними повторяя стихотворение:
«Семья животных»
Смотрите, милые друзья,
Животных целая семья:
(круговые движения шариком по ладони)
У медведя – медвежонок,
У тюленя – тюлененок,
У песца – лисенок,
У оленя – олененок,
У моржа – моржонок
А теперь кормить их буду я
Моху дам оленю,
Рыбки дам тюленю,
Рыбки дам песцу,
Рыбки дам медведю,
А моржонку - молока.
(Поочередно делаем массаж пружинкой каждому пальцу)
Уч-л. : Повторение буквы Г, написание ее в воздухе.
Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.
Уч-л. : Посмотрите, Северный ветер приготовил для вас тарелки с горохом. Как вы думаете, что мы будем делать?
Ответ детей: Мы будем выкладывать букву Гэ из гороха.
Уч-л. : Присаживаемся за столы.
Музыка спокойная детская.
В процессе деятельности учитель-логопед интересуется, как дети будут строить свою работу.
Рефлексия
Уч-л. : А сейчас давайте вспомним, какие звуки мы сегодня учились различать? Какое задание Северного ветра вам запомнилось?
Ответы детей: Запомнилось, как познакомились с твердым [г] и мягким звуком [г']. Придумывали слова. Как ходили по мягкой и твердой дорожке. Делали букву из гороха.
Музыка, ветер утихает.
Уч-л. : Ветер утих, ему понравилось, как мы сегодня играли, и он оставил вам игры на вторую половину дня. Подарок от ветра карточки с заданиями. Попрощаемся с нашим гостем.