Кудряшова Светлана
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Этот загадочный космос»
Вид НОД: Социально-личностный;
Тип НОД: Развивающий, познавательный;
Тема НОД: «Этот загадочный космос»;
Возраст: 6 – 7 лет
Цель: Обогащение сознания детей новым содержанием, который способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
Задачи:
Обучающие: Проверить, обобщить и углубить знания детей об окружающем мире: о Земле, о дне Космонавтики, о первом космонавте, о первых космических кораблях «Восток» и «Восход».
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
Развивающие: Развивать познавательный интерес. Совершенствовать физические навыки, развивать эмоционально-волевые качества личности.
Воспитательные: Воспитывать гордость за свою страну и свой народ. Прививать уважение к людям – героям, посвятившим свою деятельность и жизнь нашей Родине. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, организованность в спортивных играх.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, музыка, физическая культура, здоровье, художественное творчество, труд.
Оборудование: Вымпел-флажок; макет космической ракеты; шапочка - Луна; шапочка - Звездочка; звездочки из цветного картона; макеты туч; искусственные цветы; альбомные листы, кисти для рисования, акварельные краски – по числу детей; для проведения опыта: желтая палочка, к которой привязаны на ниточках шарики.
Предварительная работа: Знакомство детей с понятиями: Земля, Луна, Солнце, космос. Рассматривание иллюстраций в альбоме о космосе. Рисование на тему: «Космос». Изготовление атрибутов для игр и досуга.
Ход непосредственной образовательной деятельности :
( Воспитатель предлагает детям обратить внимание на мультимедийный экран и посмотреть презентацию на тему: «Космос»)
Воспитатель: Дети, посмотрите на этих малышей – они с интересом смотрят в ночное небо! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле! (слайд №1- 2)
Воспитатель: Ребята, скажите, что вы видите на небе, когда ночью на него смотрите? (дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Правильно, звёзды, планеты, спутники. А как называется ночное небо, где находятся звезды? (дети дают возможные ответы)
Воспитатель: Правильно, ребята! Это космос. И вот однажды люди решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос они построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам. (слайд №3)
Воспитатель: А вы хотите отправиться в полет в космос? (ответы детей).
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в полет, я немного расскажу о космосе. В космосе очень и очень холодно. Если выйти туда без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому космонавта, который полетел в космос, одели вот в такой скафандр. Скафандр очень теплый и снабжает человека кислородом. (слайд №4)
Воспитатель: Ребята теперь вы знаете, как вести себя в космосе, и можете уверенно отправляться в полет. Для полета в космос нам необходимо сформировать экипаж двух кораблей «Восток» и «Восход». Участникам игры прошу приготовиться для прохождения испытаний перед полетом в космос. (Две команды юных космонавтов выстраиваются друг против друга у боковых стен).
Воспитатель: Внимание! Экипажи кораблей «Восток» и «Восход»! Поздравляю вас с зачислением в отряд юных космонавтов! Ребята, знаете ли вы, какими качествами должен обладать космонавт? (дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Только сильных звездолет может взять с собой в полет! И я предлагаю вам набраться сил перед полётом. (Проводится физкультминутка «Мы космонавты»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сил набрались. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, кто это? (дети дают возможные ответы). (слайд № 5)
Воспитатель: Правильно, это - Юрий Алексеевич Гагарин. Он первый человек, который полетел в космос. Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, пуск!». Ракета оторвалась от земли, из ее «хвоста», он называется – сопло, вырвался огонь, так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. (слайд №6)
Воспитатель: Она поднималась все выше и выше! Посмотрите! Она уже выше облаков! И вот ракета оказалась в открытом космосе! Вот что космонавты увидели в космосе! Это – наша планета Земля, мы на ней живем. Как видите, она круглая, похожа на большой мяч. Наша планета очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко, то из космоса мы ее увидим такой, как на этом слайде. (слайды №7, 8, 9)
Воспитатель: А как вы думаете, дети, разноцветные пятна на нашей планете, это что? (ребята формулируют ответы)
Воспитатель: Вы совершенно правы! Посмотрите, синие пятна на нашей планете – это вода – моря и океаны. Зеленые пятнышки – это зеленые леса и луга. Коричневые пятна – это горы. Правда, она очень красивая, наша планета? (Дети рассматривают слайд, делятся впечатлениями, анализируют, делают выводы).
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю провести опыт, представьте, что желтая палочка – это Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? (дети формулируют возможные ответы).
Воспитатель: Правильно, если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение. Ребята, а название каких планет знаете вы? (ребята перечисляют названия планет).
Воспитатель: Молодцы, как много планет вы знаете. А вы хотите отправиться на экскурсию на эти планеты? (ответы детей)
Воспитатель: Экипажи, слушайте задание. Надо вылететь в космос, сделать посадку на ближайшей планете и побывать в гостях у звезд! (Девочки-звездочки и девочка-Луна быстро становятся за тучи, надевают шапочки и оттуда наблюдают за космонавтами).
Воспитатель: На старт! Внимание! Полетели! (Командиры кораблей во время счета поднимает ракету над головой, а юные космонавты берут из вазы цветы, поворачиваются за командиром и после команды «Пуск!» бегут по кругу под музыку, дарят девочкам-звездочкам цветы и возвращаются на место).
Воспитатель: Испытания и полет в космос юных космонавтов проведены успешно! Обе команды показали свою ловкость, быстроту, собранность в играх, в труде и хорошие знания в области космонавтики.
Воспитатель: Ну, а теперь пора нашим юным космонавтам возвращаться на землю. (Под музыкальное сопровождение воспитатель читает стихотворение Оксаны Ахматовой «В космосе так здорово!») (Приложение № 1)
Воспитатель: Вот сколько нового и интересного космонавты могут увидеть в космосе! Теперь ребята, давайте нарисуем космос! Перед вами лежат листы бумаги, при помощи большой кисти смочите его водой. Затем быстро, нанесите попеременно полосы черного и фиолетового цвета. Благодаря воде, краска смешается, тем самым образуя, красивые переливы черного и фиолетового цвета. (Под лёгкую музыку дети выполняют работу «Космос» нетрадиционным методом: техникой «По-мокрому»)
Воспитатель: Молодцы ребята, какие у вас получились красивые работы!
Ну вот, дети теперь вы многое знаете про космос. И можете рассказать своим друзьям и родителям. А что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии по галактике? (ребята формулируют ответы)
Пояснительная записка:
Конспект данного занятия составлен по программе «Детство» с учётом ФГТ, с использованием следующей литературы:
1. «Космос в картинках» Скорпион, Москва, Россия, 1994г.
2. Интернет-ресурсы Pishikrasivo.ru/zagadki-pro-kosmos
3. «Детская энциклопедия космоса» Эксмо 2011г. Автор Фарндон Джонс, Миронов Александр
4. Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о космосе»,2007г.