ПЕЧЕРИНА ВИКТОРИЯ
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Самый дорогой на свете человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-нравственное», «Художественное творчество»
Задачи.
Развивающие:
- Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
- Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
- Формировать осознание моральной стороны поступков.
Образовательные:
- Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.
- Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
- Учить детей различать понятия «добро» и «зло».
Воспитательные:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Самый дорогой на свете человек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.
Ход НОД
Занятие начинается с обращения к детям:
— Кто на свете для вас самый дорогой человек?
— Мама!
Чтение стихотворения о маме В. Руссу.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я: это мамочка моя.
Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама.», «Когда я вижу свою маму, то.».
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации
«Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу.
Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обиделась».
— Почему мама обиделась на сына?
— Как должен был поступить Сережа?
Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса.
После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.
— Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений.)
Подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».
— А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?
Детям предлагается послушать (или прочитать) стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».
Мама спит, она устала.
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
—-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела;
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
Ничего, — шепнул он будто,
— Посидим и в тишине.
— В какую книгу можно записать поступок ребенка? Почему?
Диагностика поведения детей и их отношения к близким людям.
Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу, то.».
Игровое упражнение «Мама устала»
Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду, накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.
Детям предлагается подумать над смыслом высказывания:
«Отец и мать — священные слова».
Игровая ситуация: Светлячок дает в руки каждому волшебный фонарик, с помощью которого дети должны загадать желание для своих родителей.
Советы Светлячка :
Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внимательны к ним: спросите, чем ты им можешь помочь.
Оберегайте отдых близких тебе людей.
Чтобы быть внимательными к. близким и окружающим нас людям, нужно уметь правильно угадывать их настроение, и следующая игра поможет нам в этом
Игра «Угадай настроение»
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т. п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.
При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)
Вот и вся семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
Рисование (создание проблемной ситуации)
Итак, инстукция: «Нарисуй свою семью».
Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребё нок сам решит:
- «Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй».
Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил, а кого - последним.
После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:
1. Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?
2. Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная)
3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?
4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром" (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.
6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?
7. У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома?
8. А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?
С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые.