Наталья Мамаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Наше Тело»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наше Тело»
Цель: создание социальной ситуации развития для речевой активности детей через решение проблемной ситуации.
Задачи:
Создание условий для:
– развития навыков словообразования, расширения и активизации словаря;
– развития навыков составления описательного рассказа;
– развития умения координировать речь с движениями;
– развития фонематического восприятия;
– развития дыхания, голоса и мимической мускулатуры;
– развития самоконтроля за речью;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста „Наше Тело“» размещена в разделах
– для выражения детьми своего мнения, самостоятельного выбора партнеров для деятельности, развития навыков взаимодействия.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация для детей, магнитная доска и магниты, маркер, картинки с изображениями эмоциональных состояний, схемы для составления плана рассказа, ароматическая лампа, эфирное масло мяты и эвкалипта.
Перечень формируемых предпосылок универсальных учебных действий
Личностные:
– развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
– проявление инициативы, самостоятельности;
– выполнение действий по словесной инструкции;
– формирование умения работать по правилу и по образцу;
– формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Регулятивные:
– выполнение действий схематизации и моделирования;
– оценка деятельности сверстников;
– самооценка собственной деятельности.
Познавательные:
– способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Коммуникативные:
– умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета;
– умение составлять описательный рассказ.
Организационный момент
– Ребята, как настроение? Сегодня утром вы здоровались друг с другом?
– Ребята, а как можно поздороваться со взрослыми людьми?
(Ответы детей)
Мотивационно-ориентировочный этап
– Ребята, сегодня к нам в гости прилетел инопланетянин. И он даже не знает, как с нами поздороваться. Представляете? Он не знает, как устроен земной человек. Не знает, что есть дети и взрослые. Просит нас помочь ему разобраться. Поможем? (Ответы детей)
Практический этап:
– Ребята, чтобы понятно рассказать нашему гостю о земном человеке, что мы должны сделать?
(Ответы детей)
– С чего начнем?
(Ответы детей)
– Давайте так и сделаем, отправимся в путешествие по нашему телу. А для этого нам нужен? Что?
(Ответы детей)
– И правда, чтобы ничего не забыть, нужен план. Кто самый смелый? Дима, ты составишь план? А вы, ребята?
(Ответы детей)
– Очень хорошо, тогда Дима будет нашим трафаретом, то есть мы его обведем. При этом будем называть ту часть тела, к которой прикасаемся. (Один ребенок ложится на лист ватмана, остальные дети по очереди рисуют его контур)
– Вот, как у нас получилось. Вам нравится? Идите ближе, садитесь удобнее. Рассмотрим внимательнее, что же еще добавить к нашему плану. (Учитель-логопед обращает внимание детей на контур головы.)
– Ребята, мы назвали все части тела. А здесь что у нас?
– Ребята, что умеют делать наши лица?
– Конечно, и не только улыбаться. На наших лицах можно прочитать различные эмоции. Какие вы знаете? (Ответы детей)
– Очень хорошо, давайте представим, что летом выпал снег. Что кто-то заболел, а вскоре выздоровел. Что кто-то сломал вашу любимую игрушку. Что вам подарили долгожданный подарок. (Дети изображают различные эмоциональные состояния). Мимическая гимнастика.
– Что на лице?
(Ответы детей)
– Точно, а что человек делает глазами?
(Ответы детей)
– Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень устают, напрягаются. Что нужно делать?
(Ответы детей)
– Конечно, скоро вы пойдете в школу. Ваши глаза будут много трудиться, и чтобы сохранить зрение, нужно уметь снять напряжение с глаз. Гимнастика для глаз.
– Что дальше на лице человека?
(Ответы детей)
– Да, что же человек делает носом?
(Ответы детей)
– Давайте вспомним наши дыхательные упражнения. Вдох через рот, а выдох через рот. (Все вместе выполняют дыхательную гимнастику).
– Что еще мы не нарисовали?
(Ответы детей)
– Замечательно, все правильно. Зачем людям уши?
(Ответы детей)
– Конечно, вы знаете, ребята, на ушных раковинах множество точек, которые отвечают за работу различных внутренних органов. Если эти точки массажировать, то можно влиять на работу наших органов. (Все вместе выполняют аурикулярный массаж).
– Ребята, вот мы с вами все вспомнили о строении человека, давайте еще раз повторим, но уже с движениями. (Все вместе проводят динамическую паузу).
– Ребята, как же нам успеть рассказать обо всем нашему гостю?
(Ответы детей. Предположительно, что дети захотят разделиться на команды и составить план)
– Отличная идея. Одна команда расскажет инопланетянину об органах зрения человека, вторая – об органах слуха, а третья – о дыхательной системе.
– А с чего мы начнем наш рассказ?
(Ответы детей)
– Проходите к столам, там вы найдете схемы для составления плана рассказа. Минут 5 вам хватит на подготовку?
(Ответы детей)
– Тогда – за дело!
(Дети делятся на три команды, используя графические схемы, составляют план рассказа, при этом встречают совершенно новую информацию о внутреннем строении органов, изучают ее при помощи логопеда или самостоятельно, выбирают выступающего)
– Ребята, вы готовы рассказать о строении человека инопланетянину? Какая команда первая?
(Рассказы детей)
– Ребята, наш гость посылает нам ответный сигнал. Давайте посмотрим, послушаем и понюхаем. Элементы музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии.
Рефлексивно-оценочный этап
– Ребята, догадались, почему такие сигналы нам были посланы?
(Ответы детей)
– Правильно, ребята! Потому что мы рассказывали про слух, зрение и дыхание. Как вы думаете, инопланетянину понравились ваши рассказы, и ему все понятно о строении человека. (Ответы детей)
– Ребята, чтобы быть успешным человеком, умным и красивым, что нужно беречь с самого детства? (Ответы детей)
– Смотрите на экран, там подсказка! (Зубы, дом, облако, рука, облако, виноград, Ь, енот)
(Дети составляют слово «ЗДОРОВЬЕ»)
– Конечно. Все правильно и верно! Вот и закончилась наша игра. Посмотрите на экран, что вы видите? (Я МОЛОДЕЦ) Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня молодец! (Дети оценивают себя)
– Я молодец, потому что…
– Я не молодец, потому что…