Лидия Павловна Ведрова
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: Илья Муромец – богатырь земли русской.
Программное содержание:формировать представление о прошлом русскогонарода Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце.
Развивать познавательный интерес к истории России.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.
Публикация «Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности „Илья Муромец — богатырь земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Индивидуально с Викой, Кристиной работать над формированием уверенности при ответах, умением отвечать полным ответом.
Словарная работа:
Обогащение словаря : Объяснение пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом»
Активизация словаря: былина, богатырь, кольчуга, шлем, меч, щит, булава, колчан, стрелы, гусли, гусляр.
Методы и приемы: Словесный - рассказ, беседа, объяснение, чтение отрывков из былины.
Наглядный - рассматривание слайдов.
Игровой - дидактическая игра, динамическая пауза.
Материал: слайды - русская изба, гусляры, картина «Три богатыря», картинки к игре «Собери богатыря», макет деревянной избушки, аудиозапись игры на гуслях.
Предварительная работа:
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Просмотр мультфильма об Илье Муромце.
Беседа о богатырях.
Рассматривание книги о богатырях, гуслей, игрушек богатырей, слепленных из пластики
Раскрашивание книжек-раскрасок.
Изготовление игрушек своими руками для настольного театра.
Лепка щита из соленого теста.
Ход НОД:
1 Организационный момент.
Звучит музыка Егора Стрельникова «Игра на гуслях», дети входят под звуки гуслей.
Воспитатель:
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому –
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем!
--Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.
- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)
- Почему строились деревянные дома (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)
2. Вот перед нами деревянная избушка (макет выполненный Ведровой Л. П.).
Давайте заглянем, что в ней.
На большом экране старинная русская изба в разрезе.
- Что внутри этой избы? (Русская печь)
Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».
- Почему так говорили (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).
2. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.
Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селеКарачарово, недалеко от города Мурома)
-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)
- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)
- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).
3. Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом»
-Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.
4. Дидактическая игра «Собери богатыря на подвиги ратные»
На доске картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры. Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.
Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь.
Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.
5. С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)
Кристина Ф.
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Гриша Н.
Но срубил ему Илья буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-ткостращать малых детушек!»
6. Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общиечеловеческие качества.
- Какими должны быть все богатыри?
(Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)
7. Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»
Дружно встали
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо…
8. Гусляры
-Как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.
Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)
Сказитель играл на гуслях и приговаривал:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские (Убрать изображение гусляров.)
Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно. Вот из былины мы и узнали об Илье Муромце, а художник Васнецов написал картину.
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» на экране.
Посмотрите внимательно на картину Васнецова.
- Как она называется? («Три богатыря»)
- Узнаете ли среди богатырей Илью Муромца?
- Какой он (Илья Муромец в центре картины. Он самый старший, мужественный, решительный. Он смотрит вдаль из-под ладони. На руке у него палица, в другой руке копье. Илья Муромец с другими богатырями охраняет Родину, мирную жизнь жителей Древней Руси).
Итог:
Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей)
-Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня, спортсменов - Олимпийских чемпионов?
Итак, богатырь не обязательно силач. И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли)