Татьяна Земскова
«Весёлая математика с «Пятёрочкой». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формирование основных элементов познавательной деятельности: мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, умение понимать суть учебной задачи и выполнять её самостоятельно, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Развитие логического мышления и воображения. Воспитание положительного отношения и интереса к математике.
Задачи:
- Закреплять умения детей составлять арифметические задачи и решать их;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Упражняться в решении задач на логическое мышление;
- Закрепить знания о числах от 1 до 10;
- Закрепить умение понимать отношение между числами;
- Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших;
- Закрепить умение выкладывать квадрат, треугольник из счётных палочек;
- Закрепить с детьми счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- Вспомнить с детьми пословицы, поговорки, загадки, частушки, где встречаются числа 3, 0, 1, 2, 5.
Словарная работа:
числительными (восемь лап, десять карандашей и т. п.).
Предварительная работа:
Чтение и разучивание пословиц, загадок, считалок и частушек о числах; разучивание новой игры «Нос».
Методическое обеспечение:
Костюм для девочки «Пятерки» (шапочка на голову с цифрой «5», платье украшенное цифрами, арифметическими знаками, корзинка с шоколадными медальками на каждого ребёнка и один набор счётных палочек); ширма; деревянный молоточек; шарф; три флажка.
Демонстрационный материал:
Два наборных полотна; силуэтные изображения снегирей – 7шт. и курочек 8 шт. ; набор с изображение цифр от 0 до 10.
Раздаточный материал:
Набор счетных палочек на каждого ребенка.
Аудиосредства:
Магнитофон, диск с записью музыки В. Шаинского «Чему учат в школе»; «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку В. Шаинского «Чему учат в школе». Садятся за столы.
Воспитатель: Скоро ребята вы пойдете в школу. Будете там учиться, и получать много новых знаний и умений. Но мы уже и сейчас с вами многое знаем и умеем. Сегодня мы будем решать необычные загадки – задачки, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Посмотрим, какие вы внимательные, находчивые. А самых сообразительных, активных ждут награды! Итак, начнем с разминки. Решим загадки–задачки:
В садике гулял павлин.
Подошел еще один.
Один павлин за кустами.
Сколько их? Считайте сами.
Ответы детей.
Воспитатель: Следующая задача:
Вот грибочки на лужочке
В желтых шапочках стоят:
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет?
Ответы детей.
Воспитатель: И еще загадка–задача:
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело?
Ответы детей.
Воспитатель: Умницы! Быстро решали задачи. Ребята к нам должна прийти гостья. Она сейчас появится. Давайте послушаем, нет ли какого математического сигнала. (Раздаются 2 и 3 звука с небольшим интервалом)
Воспитатель: Сколько звуков вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Догадайтесь, как зовут нашу гостью?
Ответы детей.
Входит «Пятёрка». (Девочка, на ней длинное платье, украшенное цифрами, геометрическими фигурами, знаками, на голове шапочка с цифрой 5, в руках корзинка)
Пятёрка: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам из страны математики и приготовила интересные задачи. Решите-ка их: Сколько ушей у двух мышей?
Ответы детей.
Пятёрка: Вторая задача: Сколько лап у двух медвежат?
Ответы детей.
Пятёрка: Следующая задача: В первой коробке 10 карандашей, во второй столько, сколько в первой, а третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?
Ответы детей.
Пятёрка: Молодцы! Правильно решили. А теперь я посмотрю, как вы сами составляете и решаете задачи.
(«Пятёрка» садится на стульчик)
(Вывешивается 2 наборных полотна: на одном расположены семь птичек – снегирей, на другом – восемь курочек)
Воспитатель: Составьте, пожалуйста, задачу про снегирей и решите её. Не забудьте, что сначала составляем условие задачи, затем задаём вопрос к задаче.
Дети составляют задачи.
Далее «Пятёрка» достает счетные палочки и отдает воспитателю.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять вышли палочки играть. Их смелее разложи, ловкость рук ты покажи.
Первое задание: Из пяти палочек составить квадрат и 2 треугольника
Дети выполняют задание.
Второе задание: Добавить одну палочку и из 6 палочек выложить домик, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Дети работают с палочками.
Воспитатель: Умницы.
Пятёрка: Молодцы!
Воспитатель: А хотите поиграть в игру?
Ответы детей.
Воспитатель: Игра называется «Нос». Дети встают один рядом с другими и считалкой выбирают водящего:
Плыл у берега пескарик
Потерял воздушный шарик
Помоги его найти –
Сосчитай до 10.
(счёт от 10 до 0)
Водящему завязывают глаза, он должен отсчитать каждый третий нос у ребенка. На кого попадет, тому дается флажок. После отсчета воспитатель спрашивает: Сколько всего флажков?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспомним физкультминутку с цифрой 3.
Физкультминутка:
Три хлопка над головой –
Раз, два, три (дети хлопают над головой и считают до трех);
Три хлопка перед собой –
Раз, два, три (дети хлопают перед собой и считают до трех);
Две руки за спину спрячем (прячут руки за спину)
И на двух ногах поскачем –
Раз, два, три (дети прыгают три раза на двух ногах).
Воспитатель: Молодцы! А теперь сядем на стульчики и вспомним пословицы и поговорки с числом 3.
Ответы детей. (Например: «Заблудился в трёх соснах», «Не узнавай друга в 3 дня, а узнавай в три года», «Плакать в три ручья», «Чтобы научится трудолюбию, нужно 3 года, чтобы научиться лени – только 3 дня».)
Воспитатель: Молодцы, ребятки. А загадайте загадку с цифрой 3 нашей «Пятёрочке».
Дети загадывают загадку:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там 3 стула и 3 кружки
Три кровати, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
Пятёрка: Три медведя.
Воспитатель: Теперь «Пятёрочка» смотри, как наши ребята выполняют задания с твоими друзьями – цифрами.
Задание 1: Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду вам показывать числа, а вы назовете какое число больше (меньше) показанного на 1.
Ответы детей.
Воспитатель: Задание 2: Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7.
Ответы детей.
Воспитатель: Задание 3: Назовите соседей «Пятёрочки».
Ответы детей.
Воспитатель: Задание 4: Состав числа 3; состав числа 5.
Ответы детей.
Воспитатель: Умницы! А может еще, и развеселим нашу гостью частушками про цифры?
Дети встают в ряд, в руках держат цифры, про которые поют частушки.
(Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик.
***
Рисовал я единицу.
Получилась – ну и ну!
Настоящая ракета
Для полета на луну.
***
А вот это – цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.)
Пятёрка: Интересно было у вас, вы находчивые, сообразительные, хорошо считаете, решаете, поете. Но нам пришла пора прощаться. На память о нашей встречи, я дарю сувениры. (Раздает шоколадные медальки с изображением цифры пять).
Воспитатель: Спасибо тебе, «Пятёрочка».
Дети: До свидания. До новых встреч.
(Под музыку В. Шаинского, слова Остера «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» уходит девочка «Пятерка»)