Екатерина Нестеренко
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие.
Вид деятельности : непосредственно-образовательная
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Тема: «С математикой в космический полет».
Цель: закреплять умение ребенка владеть элементарными представлениями из области математики, природы и т. д. ; опираясь на свои знания и умения.
Программное содержание.
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Продолжать учить составлять математические задачи; выделять в задачах условие, вопрос, ответ; упражнять в составлении схем к задачам.
Закреплять знания о составе чисел первого десятка из двух меньших.
Упражнять в счете парами, пятерками, в обратном счете.
Закрепить знания о днях недели.
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Продолжать учить уметь устанавливать равенства и неравенства между числовыми выражениями.
Развивающие:
Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, самостоятельности.
Воспитывать умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.
Предварительная работа:
• Беседы о космосе.
• Чтение художественной литературы.
• Разгадывание загадок.
• Рассматривание альбомов и открыток на космические темы.
• Оформление уголка «Космос»
• Решение логических задач, математических ребусов.
• Дидактические игры по математике.
• Индивидуальная работа с детьми.
Словарная работа:
Космос, космический корабль, число, звезда, метеоритный дождь, звездочет, инопланетянин, иллюминатор.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации, таблицы, тетради, карандаши.
Ход деятельности.
Начинаю образовательную деятельность с организационного момента.
Воспитатель. «Перемена наша кончается,
Занятие начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему- то научиться».
Предлагаю детям посмотреть на часы. (На циферблате 9.00). Спрашиваю у детей, какое время показывают часы? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Воспитатель. «На часах 9 утра,
Заниматься нам пора!»
Сегодня на занятии математики мы совершим полет в космос. Но в космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети. Космонавты перед полетом проходят очень большую тренировку. Они тренируют все части тела. И для того, чтобы сегодня полететь в космос, мы тоже начнем тренировку прямо сейчас. И начнем мы с тренировки головы.
Воспитатель. «Чтоб отправится в полет, для начала начинаем устный счет».
Из космического центра нам прислали вопросы, на которые мы обязательно должны ответить. За каждый правильный ответ вы будете получать небесную звездочку, они обязательно пригодятся нам в конце нашего полета. Итак, начинаем тренировку.
1. Какое сегодня число? Что вы можете сказать об этом числе? (двузначное или однозначное, состав числа: сколько десятков? Сколько единиц?. Четное или нечетное? Почему? Какие числа являются соседями)
2. Я задумала число. Если к нему прибавить 2, то получится 5. Какое число я задумала?
3. Я задумала число. Если от него отнять 4, то получится 1. Какое число я задумала?
4. Увеличьте число 3 на само себя?
5. Какой сегодня день недели? Два дня тому назад у меня был день рождения. В какой день недели я отмечала свой праздник?
6. А у вас какой любимый день недели? А каким он является по счету?
Воспитатель. Молодцы, ребята! Наша тренировка головы прошла успешно, и из центра космических полетов нам разрешили отправиться в путешествие.
«Я сегодня ваш пилот,
Сейчас отправимся в полет».
Воспитатель. Поудобнее сели в своих «космических креслах» и представили, что мы все находимся в космической ракете.
«Ждут нас новые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Есть один всего секрет-
Неумейкам места нет!»
Воспитатель. А чтобы узнать, на какую планету мы полетим, вы должны разгадать ребус. (Предложить вниманию детей ребус, рассматривают).
После ответов детей говорю :
«Наш звездочет летит на Марс,
Мы вернемся, ждите нас!».
Воспитатель. Перед полетом, нам необходимо надеть скафандры. (Под тихую музыку имитируют движения)
«Мы скафандры надеваем,
Чтобы в космос полететь.
Много нового узнаем,
Нужно только захотеть!»
Воспитатель. Наш экипаж к полету готов.
Внимание! Внимание!
Начинаем наш полет!
Воспитатель. Нам пора начать отсчет!
(Предлагаю детям начать обратный счет от 20 парами)
Дети. 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8, 6, 4, 2- пуск!
Воспитатель. Наш полет начался! Мы оторвались от Земли. Летим в космос. Посмотрим в свои иллюминаторы. (Дети имитируют руками иллюминаторы и смотрят в них).
Воспитатель. Что вы видите за бортом ракеты? ( ответы: звезды, созвездия.)
А какие созвездия вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель. Демонстрирую детям созвездие «Большой медведицы». Предлагаю на арифметических веерах показать число, соответствующее количеству звезд, входящих в состав данного созвездия.
Воспитатель. Что еще мы можем видеть в космосе? (ответы детей : планеты). Какие планеты солнечной системы вы знаете? Предлагаю пересчитать их. На каком месте от Солнца находится земля? Марс? (ответы детей).
При ответах, обращаю внимание на то, чтобы дети согласовывали числительные с существительными, чтобы выслушивали ответы своих товарищей, не перебивая друг друга.
Воспитатель. Дети, а я вижу числа, они летят на парашютах, опускаются на Луну и встают в числовой ряд.
Задание: «Вот перед вами логический ряд
Все числа в ряду друг за другом стоят
Но есть среди них чужое число,
Найти постарайся скорее его!».
Предлагаю по очереди 3 таблицы:
1. 18, 16, 14, 11, 12. ( ответ: чужое число 11. Оно- не четное).Предлагаю объяснить свой выбор. Почему оно не четное? ( Ответ: оно не делится на две равные части).
2. 6, 9, 3, 12, 7. ( Ответ: чужое число 12. Оно двузначное. Состоит из одного десятка и двух единиц. Остальные числа однозначные.)
3. 17, 13, 23, 18, 15. ( Ответ: чужое число 23. Оно состоит из двух десятков, а в состав других чисел входит один десяток)
Воспитатель хвалит детей за полные и правильные ответы.
Воспитатель. Все дальше и дальше от Земли летит наш корабль. На нашем пути может встретиться метеоритный дождь. Но мы можем спастись от него, если справимся со следующим заданием.
«Мы сейчас себе поможем
Иллюминаторы в ракете быстро закрыть,
Чтоб метеорит не смог нам навредить.
В эти иллюминаторы бес промедления,
Вставьте числовые выражения.
Предлагаю для внимания детей рисунок ракеты, у которой три иллюминатора: 1 сверху и 2 под ним. В верхнем иллюминаторе стоит число 8, а нижние пустые. Дети заполняют их, демонстрируя разложение числа 8 на два меньших.
Поощряю правильные ответы детей звездами.
Вношу иллюстрацию звездочета. Предлагаю детям назвать вновь появившегося персонажа. Чем он занимается?
Воспитатель. Да, это звездочет. Он любит наблюдать за звездами, изучать их. Но он не умеет определять какое число меньше, больше или равно, не знает математические знаки, и не умеет ими пользоваться. Давайте поможем ему в этом разобраться. Какие математические знаки вы знаете? (ответы детей)
Предлагаю расставить математические знаки на следующих таблицах, в следующих выражениях :
5-1*2+1; 6+1*5+2; 3-2*5-3;
Предлагаю объяснить свои действия.
Физ. Минутка:
Мы опускаемся на ближайшую планету. Выходим из ракеты. Нам необходимо размяться. Мы с вами находимся в невесомости и у нас появилось время передохнуть.
Руки на пояс поставить сначала.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянулись рукою до пятки?
Если достали – все в полном порядке.
Руки на пояс – голову выше.
Раз наклон, два – еще ниже.
Ноги на пятки, потом на носок,
Хлопнем в ладоши- продолжим полет.
(Обращаю внимание на правильную осанку детей при посадке «в ракету»)
Перед детьми на столах лежат тетради в клетку и карандашами. Предлагаю открыть тетради и взять «космические карандаши». И вот уже это не тетрадь, а «экран», на котором есть красная точка. На этом экране мы должны обнаружить неопознанный объект. Поставьте свои «космические карандаши» на красную точку и приступим к обнаружению объекта :
3 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
Зарядка для глаз:
Мы считали, мы решали
Наши глазоньки устали.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем глазками моргать
Пусть немного отдохнут (закрыть)
И опять моргать начнут.
Воспитатель. Космонавты, какой объект вы обнаружили на своих экранах? ( ответ: робота)
Воспитатель. Это пришелец из космоса. Он подает сигнал бедствия, просит помощи. Они на своей планете, никак не могут решать задачи и писать схемы к ним. Давайте научим из решать задачи, поможем их беде. Предлагаю детям текст задачи:
На небе зажглись 3 большие звезды и 4 маленькие. А теперь поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась на сложение и напишите схему к ней ( ответ: сколько больших и маленьких звезд зажглось на небе 3+4=7).
А теперь ставим вопрос так, что бы эта же самая задача решалась на вычитание. ( ответ: на сколько маленьких звезд больше, чем больших 4-3=1).
Воспитатель. Надеюсь, что мы смогли помочь пришельцу из космоса справиться с его проблемой и теперь он сможет решать любые задачи без нашей помощи.
Воспитатель. Наш полет подходит к концу, пора возвращаться на землю. Сели все по удобнее, начали отсчет времени (счет от 1 до 20 пятерками.)
Полетели! (Звучит музыка.)
Воспитатель. Вот и закончился наш полет «Из него мы возвратились и на Землю приземлились? Наш космический корабль совершил мягкую посадку на Землю. Благодаря слаженной и дружной работе экипажа, наш полет прошел успешно. Для кого полет прошел быстро и легко? Кому в полете было трудно? Может быть кому-то было скучно? Что в полете вам особенно понравилось? (ответы детей)
Воспитатель. Мне тоже очень понравилось наше «космическое путешествие». Я знала, что все у нас получится, потому что со мной были мои отважные, смелые, добрые с горячим любящим сердцем дети.
А сейчас те «космонавты», которые из космоса привезли звезды, зажгут их на нашем «небе».
Предлагаю лист голубого цвета- небо, на нем есть прорези. Дети вставляют свои звезды в прорези.
Посмотрите, какое красивое звездное небо у нас получилось. Мы поместим его в наш космический групповой уголок.
Воспитатель. Вы ребята молодцы, всем спасибо!