Надежда Сытова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Береги лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Береги лес».
Цели: Закрепить знания детей о природе.
Задачи:
• Сформировать понятия о значение природы в жизни людей.
• Углублять и систематизировать знания детей о нормах поведения в природе.
• Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности,
наблюдательность, смекалку, сообразительность.
• Обогащение словарного запаса.
• Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Береги лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Рассматривание иллюстраций лесов; чтение стихотворения О. Ю. Косарева «Старичок – лесовик»;
прослушивание музыкального произведения «песенка о лете»; беседы.
Материал и оборудование:
Красная книга России; аудиозапись «Птичьи голоса»; загадки и фотографии ягод, грибов, деревьев,
трав; шишки и семена деревьев.
Описание хода мероприятия:
1. Вводное слово воспитателя:
Воспитатель предлагает послушать стихотворение О. Ю. Косарева.
В лесу иногда, в день погожий,
Сидит на пеньке старичок:
На ёлку живую похожий,
И ростом – не очень высок.
Он любит тепло, шубу с мехом,
Он солнышко ценит, уют,
Смеётся он ласковым смехом,
И в валенки вечно обут.
он в валенках тех - даже летом.
Удобны они и легки.
- Вот так выглядит Старичок Лесовик. Давайте отправимся в путешествие к Лесовичку.
- Для чего ходят люди в лес?
- Закройте глаза и послушайте. звучит музыка «голоса птиц)
2. Беседа о лесах.
- Остановимся и прислушаемся, присмотримся: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку,
вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.
Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать – и лес откроет свои тайны.
- Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес».
(после прослушивания, воспитатель задаёт вопросы)
- Так чем же является лес для человека?
(лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего, милее бродить и думать здесь…
- А почему лес – аптека?
В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.
- В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
- А как лес может обогреть человека?
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
(Шкафы, стулья, деревянный стол, двери. Из дерева строят дома.)
- Что растёт в лесу? (цветы, кусты, грибы)
- Чем для них является лес? (Это их дом.)
- Для кого ещё лес является домом?
(Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)
- Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Я знаю лес».
- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)
- Какое дерево является символом России? (берёза)
- Плодами, какого дерева являются желуди? (плодами дуба)
- У какого животного пять чёрных полос на спине? (у бурундука)
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
(липа) .
- Узнай животного по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас (рысь).
- Молодцы, всё правильно вы ответили.
Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё. Весной и летом радуют глаз пёстрые
головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые
ромашки с золотой серединкой, ландыши. М многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих
цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?
- Многие растения становятся редкими из– за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая
красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрывая цепь питания в природе. Сорванные
растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
- Сколько погибло бы растений, если каждый из нашей группы сорвал бы по 1 цветку?
- Если увидел в лесу маленького ёжика, можно ли его брать домой?
- Если увидел мухомор, надо ли его растаптывать?
- Если вы пошли в поход, что надо сделать, после того как отдохнули в лесу и стали собираться
домой?
- В природе нет ничего лишнего. В ней всё взаимосвязано.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в ещё одну игру, которая называется
«Чьи это семена?».
Дети рассматривают картинки и определяют, к какому дереву относятся семена и плоды:
«Чьи это шишки?».
Дети рассматривают картинки и определяют, к какому дереву относятся эти шишки:
- Всё правильно вы рассказали, молодцы.
2. физминутка:
Руки подняли и покачали – В стороны руки, плавно помашем-
Это деревья в лесу. Это к нам птицы летят.
Руки согнули, кисти встряхнули – Как они тихо садятся, покажем-
Ветер сбивает росу. Крылья сложили назад.
3. Правила поведения в лесу.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические
проблемы леса? Послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме
идё т речь:
Плакала Саша, как лес вырубали, Птицы царили в вершине лесной,
Ей и теперь его жалко до слёз. Понизу всякие звери таились.
Сколько тут было кудрявых берёз! Вдруг мужики с топорами явились
Там из-за старой нахмуренной ели Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Красные гроздья калины глядели. Заяц послушал – и вон убежал. Там поднимался дубок молодой, Н. Некрасов
- О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
- Однако с каждым днём, с каждым годом реки и леса всё больше нуждаются в защите. Какой вред
нанес лесам и рекам человек?
Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «прогулка» и ответьте на вопрос: «Правильно
ли поступили дети?»
- Эй, ребята! – крикнул Дима. Мы купались, загорали
- Вот местечко хоть куда! Жгли костёр, в футбол играли.
Родниковая вода, Пили квас, консервы ели,
Чудный вид! Прекрасный пляж! Хоровые песни пели…
Распаковывайте багаж! Отдохнули – и ушли!
- Верно, ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети?
- ЛЕС – это праздничный стол, а на нём ягоды, орехи, грибы. Мы пришли в гости к природе, надо
хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определённые правила поведения. Что же это за
правила? .
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнёзда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Дети по лесу гуляли, Бабочки летали, крыльями махали.
За природой наблюдали. Дружно хлопаем,
Вверх на солнце посмотрели, Ножками топаем!
И их лучики согрели. Хорошо мы отдохнули.
- Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?
(Ответы детей)
* Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить своё потомство, которое без
материнской заботы погибнет.
* Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
* Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
* Не ловить бабочек, жучков, птиц не пугать животных.
* Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.
- Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Помните, что и в лесу, и в
поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт.
Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине.
Каждый из них делает для природы полезное дело.