Шилова
Конспект занятия в старшей группе по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Тема: Насекомые
Цель: систематизировать у детей представления о насекомых.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Расширение кругозора и экологических представлений.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.
Оборудование: иллюстрации насекомых, презентация.
Ход занятия
Воспитатель:
1 Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. Мы отправимся в гости к маленьким существам, которые окружают нас повсюду. А вот каким, вы узнаете, отгадав загадки.
Дети проходят к полянке с цветами, под которыми прячутся насекомые. Звучит музыка леса.
Загадки о насекомых.
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья. (коровка)
Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый (жук)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (муравей)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (комар)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (муха)
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму. (пчела)
Воспитатель:
Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать: муху, комара, пчелу?
Ответы детей - Насекомые.
Воспитатель: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
( Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель: Ребята у меня для вас интересная игра.
2 Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом
«потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь
лишняя и почему вы так думаете?
Лишний предмет в зависимости от картинки
Лишний (птица) почему потому что это ….1 слайд
Лишняя. (рыба) это ….2 слайд
Лишняя. (цветок) это цветы…3 слайд и т. д 4,5.6
3 Воспитатель: Дети сейчас мы посмотрим презентацию.
8 слайд
На земле великое множество насекомых.
9-10 слайд
На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомое»
11 слайд
У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трё х частей: головы, груди и брюшка. На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище 6 лапок, могут быть крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)
12-13 слайд
Насекомые бывают большие и маленькие.
14-15-16 слайд
Одни летают, другие ползают или прыгают.
17 слайд
В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом).
18 слайд
Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных (мухи). Комары тоже вредят человеку.
19 слайд
Есть и полезные насекомые– опыляют растения, помогают им расти.
20 слайд
Пчелы дают продукты-мёд и воск.
21 слайд
Если не будет насекомых, погибнут птицы, у них не будет еды.
22 слайд
Без насекомых исчезнут и погибнут растения.
Насекомые это часть природы, все насекомые имеют право на жизнь.
Вопросы:
1 Ребята, как вы думаете почему так назвали насекомых?
2 Какое у них строение тела, назовите их части.
3 Какие бывают по размеру?
4 Как передвигаются насекомые?
5 Когда они появляются?
6 Какая польза и вред от насекомых?
Ответы детей.
4 Физкультминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
5 Презентация и Опыты.
Воспитатель: ребята, а сейчас посмотрим, чем питаются насекомые.
Презентация
24 слайд
Большинство насекомых с удовольствием поедают зеленые листья, стебли растений, кору дерева, других насекомых.
25 слайд
Есть в природе насекомые хищники, которые охотятся на других насекомых.
26 слайд
Стрекоза питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков. Божья коровка уничтожает много вредных насекомых, защитница садов и огородов.
27 слайд
А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки).
28 слайд
Кузнечик хищник, поедает тлю, гусениц, но может есть и растения.
29 слайд
Муха всеядна, ест других насекомых, разные растения, остатки еды после человека или животных.
30 слайд
Лесной муравей- санитар леса, поедает гусениц, червей, а также может и растениями.
31 слайд
Комар питается кровью, но только самки (девочки). Комар самец питается соком растений.
1 Как питаются насекомые, что обычно едят?
2 Ребята назовите насекомых хищников, почему их так зовут?
3 Какие насекомые любят цветочную пыльцу?
Опыт:
Ребята посмотрите у меня на столе губка, шприцы, кусачки. Я вам сейчас покажу как едят некоторые насекомые, на примере этих предметов.
Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. А пчела имеет скрученный хоботок, через который пьет нектар. Ротовые полости мухи впитывают жидкость как губка.
6 Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а
вы продолжите.
Жук большой, а комар….(маленький)
Бабочка летает, а гусеница (ползает)
Пчелы живут в ульях, а муравьи….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых (шесть).
У жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
Воробей птица, а кузнечик ….
Комар пищит, а жук (жужжит)
Муха приносит вред, а пчела (пользу).
7 Воспитатель: Сейчас сделаем пальчиковую гимнастику:
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела (на каждое название насекомого загибают один пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк
Два жука и стрекоза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Как фонарики глаза
Пожужжали, полетали (машут ладошками)
От усталости упали (роняют ладони на колени)
8. Воспитатель: ребята, у меня есть к вам маленькая просьба. У меня сломался принтер и некоторые рисунки остались недорисованные. Помогите мне пожалуйста дорисовать насекомых для нашего альбома.
Какие вы молодцы! Все справились.
9. Итог занятия
Воспитатель:
Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы.
Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми.