Юлия Бутнару
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей среднего дошкольного возраста на тему «Насекомые»
Цель занятия: закрепление у детей уже имеющихся представлений о насекомых.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Насекомые“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание картинок насекомых, иллюстраций в энциклопедии, в детских книгах; чтение художественной литературы, придумывание и отгадывание загадок.
Словарная работа: слова: «брюшко», пыльца, опылять.
Методы и приё мы: словесные, наглядные, практические.
Планируемый результат: дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк). Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, ног, наличие крыльев, способов передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет). Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям, находить сходство и различия. У детей должно развиваться чувство бережного отношения к живым объектам и в целом к природе.
Оборудование: иллюстрации насекомых, мяч.
Перечень художественной литературы: К. И. Чуковский «Стрекоза и муравей», «Тараканище», П. И. Мариковский «Друзья –насекомые», Ю. Коваль «Паша и бабочки».
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
1. Организационный этап:
Ребята и воспитатель встают в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И гостям мы улыбнёмся, скажем «Здравствуйте!»
- Ребята, к нам в группу попал паучок. Он собрался плести сети. Вам интересно узнать, кто может попасться в сети к нему.? Если мы отгадаем загадки, то поможем живым существам избежать ловушки.
1. Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)
2. У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называют её (стрекоза)
3. Он работник настоящий,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
4. Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок (бабочка).
5. Не жужжу, когда сижу, не жужжу,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)
6. Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки (божья коровка)
7. Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт (муха)
8. Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)
2. Основной этап:
- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку? (ответы детей : это насекомые).
- А где живут насекомые? (Ответы детей)
- Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки, кузнечики живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т. д.
Динамическая пауза:
Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (Машут руками, бегут на месте).
А за нею шмель - шмелёк, да веселый мотылек. (Хлопки руками справа, слева; наклон вперед, руки отвести назад).
Добрый жук и стрекоза, как фонарики глаза. (Присесть на корточки, обхватить колени. Приставить кулачки к глазам).
Покружились, полетали, от усталости – упали! (Кружатся, машут руками, приседают).
- А узнать, кто как передвигается поможет нам игра «Угадай, что делает?»
Цель: подбор к имени существительного, глагола, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью мяча
Бабочка ….порхает,
Кузнечик…прыгает,
Жук …ползает,
Шмель …летает.
- Чем питаются насекомые? (Ответы детей : цветочным нектаром, листьями растений, крупные насекомые питаются более мелкими)
- Это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить? (Ответы детей : У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
- Какие насекомые приносят пользу людям? Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы — получаем урожаи! Пчелы дают мед.
- А какие вредные насекомые для человека? (Ответы детей : Муха, комар, гусеница)
- Какой от них вред? (Ответы детей : Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных).
- А какую приносят насекомые пользу природе? Назовите полезных насекомых? (Ответы детей : Бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка, кузнечик; польза: много корма для птиц, опыляют растения, многие насекомые — важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса).
- Какие насекомые жужжат? (жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)
- Какие пищат? (комары)
- Какие стрекочут? (кузнечики)
- А бабочка? (не издает звука)
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным? (Ответы детей : Стрекоза, кузнечик, божья коровка). Почему их называют хищными? (Ответы детей : они питаются другими насекомыми).
Божьи коровки уничтожают тлю и других опасных вредителей культурных растений
Стрекоза питается комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.
Кузнечик питается мелкими вредителями растений, оказывая тем самым пользу.
- А как можно ласково назвать комара?
Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
- Насекомые это хорошо или плохо?
- Нельзя однозначно сказать, что насекомые - это только хорошо или только плохо.
Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы, потому что они питаются насекомыми. В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое занимает свое место в природе. За ними можно наблюдать, ими можно любоваться
Природе все нужны и послушайте об этом стихотворение.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – всем им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути
– Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
3. Заключительный этап:
- Кому мы помогли избежать ловушки?
- О ком мы сегодня говорили?
- Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят природе, человеку?
- Что бы вы еще хотели узнать о насекомых? Где мы можем об этом узнать?