Елена Тимошенко
Конспект занятия для старших дошкольников «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Развитие речи»
Цель: Прививать у детей чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине.
Задачи: уточнять и систематизировать представление детей о различных видах декоративно- прикладного искусства: гжель,, хохломской, жостовской росписи;
формировать умение видеть красоту изделий, чувство восхищения талантом русского народа;
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия элементов росписей;
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям, прививать уважение к труду мастеров декоративно-прикладного искусства.
Предварительная работа: беседы о народном искусстве; занятия по декоративному рисованию; рассматривание тематических альбомов о народных промыслах, музыкальные занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
1 этап: Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывания детей/ примечание
- Выходи, честной народ, затевай-ка хоровод!
Народная игра «Золотые ворота»
Цель: развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ход: Выбираются два игрока. Они отходят в сторону и договариваются, кто кем будет (солнце – луна; день-ночь; красное - белое и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя «ворота». Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и ловят того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки.
- Ребята, я сегодня убирала в шкафу и нашла вот такие замечательные предметы.
Воспитатель показывает предметы декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая росписи)
- Как вы думаете, нам нужны они и для чего?
Если дети отвечают согласием:
Я тоже так думаю.
Если дети не проявляют интереса:
А может мы попробуем разобраться?
2 этап: Способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывания детей/ примечание
- Давайте посмотрим, что у нас есть? Дети перечисляют: посуда, поднос, игрушка, доска.
- А они все сделаны из одного материала? Если дети отвечают правильно:
Как здорово, что вы это знаете.
Если дети затрудняются воспитатель помогает:
Давайте возьмем в руки и попробуем определить материал.
(Глина, железо, дерево)
- А как вы думаете, расписаны эти предметы одинаково, узоры у них похожие или разные? Если дети отвечают не верно:
Интересный вариант! Кто еще как думает?
Если дети отвечают правильно:
Какие вы внимательные.
- Друзья, а кто сделал все эти изделия? Точно. Именно так.
- Русские люди всегда создавали красоту вокруг себя своими руками, красоту особую. Эта красота была для своей семьи, своих детей.
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на высказывания детей/ примечание
- А кто знает, как называются изделия, созданные своими руками и расписанные в определенном стиле? Если дети отвечают правильно:
Отлично!
Если дети затрудняются, воспитатель помогает:
художественные промыслы.
- Давайте рассмотрим эту посуду. Из чего она сделана?
-И как она называется? Из глины.
Здорово.
Показ слайдов «Гжельская посуда»
- Гжельские изделия легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.
- А где делают такую посуду? Рассказы детей.
Ребенок читает стихотворение о гжельской посуде.
Чудо бело-синее в Гжели мы видали,
Лучшую посуду там мы покупали.
Чашки, чайники, масленки, сувениры и часы
Удивительной красы!
- Давайте поиграем.
Игра «Собери узор»
Цель: учить детей собирать декоративные композиции на основе разнообразных силуэтов в стиле определенного промысла.
Ход: Детям раздаются силуэты посуды, на столе разложены элементы гжельской росписи. Предложить детям на силуэтах выложить узор.
- Выбирайте следующее изделие.
- Из чего это сделано? (Жостовский поднос)
Верно.
Показ слайдов «Жостовский поднос»
- Вначале трудился кузнец, листу железному форму придал: круглую, овальную, прямоугольную. Затем художник взялся за работу: черным лаком лист покрыл и нарисовал узор из цветов и листьев.
- Ребенок читает стихотворение о Жостовском подносе.
До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нем, словно писаны огнем,
Не цветы, а просто диво! Нарисованы красиво!
Маки, лютики, ромашки оживут из русской сказки.
- Давайте вспомним, где делают такие подносы? Точно так. Замечательно.
- Цветы на таких подносах сказочно красивы, тщательно прорисован каждый лепесток.
- Друзья, а где можно использовать эти подносы?
Интересная идея. Я с тобой согласна.
А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Загадка про матрешку.
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька,
Открой куклу Сашеньку,
А там – крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
О ком эта загадка?
- Кого изобразил художник, расписывая матрешку?
Если дети отвечают неверно:
Кто еще как думает?
Если дети отвечают правильно:
Совершенно верно.
Показ слайдов «Матрешки»
- Матрешка считается символом России. Их делают почти в каждой области. Но везде есть свой почерк, свой рисунок. Они все отличаются элементами росписи, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник, полушалок.
Ребенок читает стихотворение о матрешке.
Матрешка, матрешка, русская краса:
Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан.
На голове платочек – не найдешь изьян!
На первый взгляд – простая, но радует взор
В росписи одежды затейливый узор.
Милая улыбка, загадка внутри…
Сколько же в ней куколок?
Ну-ка разбери!
- А что это?
- А какая роспись на этой посуде (Хохломская) Посуда
Вы очень внимательные
Показ слайдов «Хохломская роспись»
-В старину люди ели из деревянной посуды.
- Чтобы получить такое чудо, сначала мастер должен выточить ложечку или чашку из дерева, потом расписать красками, готовое изделие покрывают лаком и ставят в печь, чтобы оно высохло, закалилось. Такая посуда легкая, красивая, деревянная ложка никогда не обжигает рот. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами.
- На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки.
- Художественная резьба и роспись по дереву являются самыми древними видами русского народного творчества.
-А сейчас я предлагаю вам поиграть
Игра «Чей узор?»
Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память. Вызвать интерес к росписи.
Ход: На столе разложены карточки с элементами разных росписей
Я рада, что вы справились со всеми заданиями
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывания детей/ примечание
- Ребята, изделия русских мастеров известны не только в России, но и за ее пределами. Таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России. Это наша национальная гордость, символы нашей Родины.
- Как вы считаете, нужны нам такие предметы русских умельцев?
- А вам что больше всего понравилось из наших вещей? Я с вами согласна.
Рассказы детей.
- Душа русского человека любит красоту. Русский умелец всегда стремился все украсить вокруг себя: если окна, то с красивыми резными наличниками, если поднос, то с красивыми цветами. Это настоящее произведение искусства!
- Я очень рада, что вы заинтересовались русскими народными промыслами. Я предлагаю вам спросить у ваших бабушек и дедушек, может у них дома сохранились изделия народных умельцев.