Ольга Шаныгина
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ж]» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произношении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.
Задачи:
1. Показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках
2. Развивать речевое дыхание, внимание, фонематический слух.
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи, Звук [Ж]“ в средней группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая
Оборудование и материалы: цветы, жук, карточки больших и маленьких жуков по количеству детей, карточки с картинками для игры, звезды по количеству детей, жираф.
Предварительная работа: провидение артикуляционной гимнастики, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.
Индивидуальная работа: Развитие речевого слуха, добиваться четкого выполнения движений и правильного положения органов артикуляционного аппарата.
Ход ОД
Этапы занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
I Вводная часть
3 мин.
Создание мотивационного фона
Дети собрались в кружок,
Я – дружок и ты дружок!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
Раз, два, три, раз, два, три –
Заниматься ты начни!
В: Молодцы, ребята, мы с вами поздоровались друг с другом, а теперь давайте проверим, готов ли к занятию наш язычок, ведь ему сегодня предстоит много работать.
Артикуляционная разминка:
- «заборчик» (улыбаются показывая зубки на счёт от 1 до 5)
- «слоник» (вытягивают как можно дальше губы на счёт от 1 до 5)
- «качели» (язычок сначала за верхние зубы, потом за нижние)
В: Мы отлично поиграли с нашим язычком, и теперь он тоже хочет сделать нам что-то приятное, и предлагает отправиться с ним в волшебную страну звуков! Вы согласны, ребята? Дети встают в круг.
II Совместная продуктивная деятельность
В: В волшебную страну мы не поедем, а полетим. На чем можно лететь?
В: Ребята, а вы знаете, что наш ковёр необычный… Это ковёр-самолёт. И мы можем отправиться на нём в путешествие. Хотите проверить? Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза.
Мы несёмся над горами,
Над полями и морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
(пока дети сидят с закрытыми глазами разложить цветы на ковре)
В: ребята, где мы с вами оказались?
В: посмотрите, кто сидит на цветке?
В: А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? Давайте научим его петь. Как жужжит жук?
В: ж-ж-ж – это песенка жука, она поется так же как и песня листьев, змеи (ш-ш-ш), но только звонко и с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж. Что вы слышите? А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню змеи. Поет горло?
В:Давайте поучим петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: ж-ж-ж
А сейчас давайте вместе со мной попробуем.
В: Слышите, наш жучок тоже запел.
Посмотрите, жучок так звонко жужжал, что к нему прилетели друзья-жуки: большие и маленькие.
Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?
(раздаются карточки жуков больших и маленьких)
«Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.
А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.
В: По моей команде «Большие жуки», подлетают большие жуки, и громко жужжат.
А по команде «маленькие жуки», подлетают маленькие жуки и тихо жужжат.
(Игра повторяется несколько раз.)
В: Жуку очень понравилось петь с вами песенки, и он хочет научить вас еще одной. Давайте я буду петь первая, а вы повторять за мной:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – видел на лугу ежа
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – но с ежом я не дружу
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – мне иголки покажи.
В: Ребята, нам пора попрощаться с нашим жуком и отправляться в путешествие по волшебной стране звуков дальше. Закрываем глаза и полетели.
(поставить стол с карточками и жирафа.)
В: Ребята, что-то стало очень жарко! Садитесь на стульчики и давайте посмотрим, кто же встретит нас здесь.
Жираф приготовил для вас задание.
(Предлагаю детям подойти к столу перевернуть листочки; рассмотреть картинки и назвать что изображено.)
А теперь догадайтесь, в названии какой картинки спряталась песня жука – ж-ж-ж. Как только найдёте картинку, сразу же ставьте на неё фишку (звёздочку).
В: Молодцы ребята, вы справились с заданием жирафа, но нам пора возвращаться домой.
(садятся на ковер и закрывают глаза, в это время убирается все)
III Заключительная часть.
Рефлексия
В: Вот и закончилось наше путешествие.
Дети, где мы сегодня побывали?
Кому мы помогли?
Какое задание выполняли? На самолёте, вертолёте, на воздушном шаре.