Лучший педагог года Итоги 2024

Конспект занятия «Народная игрушка. Матрешка»

Анна Шевела
Конспект занятия «Народная игрушка. Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Обогащение знаний о народной игрушке матрешка.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой;

-повторить порядковый счет до десяти;

-закрепить величины большой средний маленький;

-закрепить названия деревьев;

-закрепить умение рисовать нетрадиционными способами;

- продолжать знакомить с устным народным творчеством;

Развивающие:

Развивать творческое воображение, память, речь, внимание,

наблюдательность, словарный запас, целостное зрительное восприятие

окружающего мира.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к традициям русского народа.

Методы и приемы: словесные, игровые, практические, информационно-

коммуникационные, здоровьесберегающие.

Актуализация словаря: мастера-умельцы, изделия, древесина, матрешка,

туристы, традиции.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек,

закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание

иллюстраций «Народные промыслы».

Материалы и оборудование: игрушка матрешка 1 шт, платочки- 10 шт,

проектор, мяч- 1 шт, магнитофон с флешкой, плоскостное изображение

матрешки одного размера для рисования-10 шт, цифры демонстрационные от

1 до10- 1 набор, акварельные краски 10 шт, кисти 10 шт, стаканы с водой-10

шт, лесная поляна 1 шт, плоскостные матрешки разного размера 10 ш.

Индивидуальная работа: Ульяной Г, Никой В – повторить название

деревьев с помощью лото «Деревья», Альбину Е - учить строить

предложение для ответа на оставленный вопрос. С Евой повторить счет от 1

до 10

Ход занятия:

I часть. Вводная

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Становитесь в круг.

- Давайте поздороваемся с чудесным днем.

Здравствуй, солнце золотое! (Поднять руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Изобразить облака)

Здравствуй, вольный ветерок! (Помахать ладошками на себя)

Здравствуй, маленький дубок! (Плавно двигать кистями рук влево и вправо)

Мы живем в одном краю (Хлопают в ладоши)

Всех я вас приветствую! (Машут друг другу руками)

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли необычные гости. Давайте

присядем на стулья и посмотрим кто это. (Русские Матрёшки, отрывок и

мульт-песенка, видео для детей)

Воспитатель: Вы догадались, кто пришел к нам в гости?

Дети: Это матрешки.

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ игрушки матрешка).

В далекие времена, в одном царстве – государстве жил да был один

мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил

этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он

сделать для детей необычную игрушку – куклу с чудесным секретом: внутри

первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё меньше, и

ещё. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Весёлая

получилась куколка, смешная. И он долго – долго думал, как же назвать ему

эту куклу. Назвал её русским именем Матрёна. А так как куколка была

маленькая, то Матрёшкой её все звали. С той поры для всех детишек мастер

точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами,

другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка –

Матрёшка. Её не зря называют народной, потому что она сделана добрыми

руками русских людей.

Сейчас тоже есть мастера – умельцы, которые делают эту куклу. А чтобы

узнать больше про эту игрушку они предлагают вам выполнить задания.

II часть. Основная.

Воспитатель: Из чего сделана матрешка?

Дети: Матрешка сделана из дерева.

Воспитатель: Для изготовления матрешки мастера-умельцы используют

самую качественную древесину, без сучков и трещин. Они берут

определенные виды деревьев. Потому что не все подходят для изготовления

этой игрушки. А чтобы узнать какие, мастера предлагают вам сложить пазлы.

И по картинкам вы сможете определить названия деревьев.

Игра с разрезными картинками. «Собери дерево»

Воспитатель: Давайте разделимся на пары. А сделаем мы это с помощью

геометрических фигур. Возьмите каждый по одной и покажите всем.

Внимательно посмотрите, и встаньте с тем, у кого такая же фигура. Ну вот,

теперь вы знаете, с кем вы будете собирать картинку дерево. И я приглашаю

все пары к столу. Выберите себе конверт с деталями и соберите картинку с

изображением дерева.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие деревья вы собрали.

Воспитатель: 1-пара. Назовите, какое вы собирали дерево?

Дети : Мы собирали дерево береза.

Воспитатель: 2-пара. Назовите, а какое вы собирали дерево?

Дети : Мы собирали дерево клен.

Воспитатель: 3-пара. Назовите, какое вы собирали дерево?

Дети : Мы собирали дерево дуб

Воспитатель: 4-пара. Назовите, какое вы собирали дерево?

Дети : Мы собирали дерево липа

Воспитатель: 5пара. Назовите, какое вы собирали дерево?

Дети : Мы собирали дерево тополь.

Воспитатель: Отлично! Вот теперь вы знаете из древесины какого дерево,

мастера делают матрешку. Оказывается, они используют только лиственные

породы деревьев, а хвойные для изготовления не подходят.

Воспитатель: Ой. ребята! Посмотрите! Если мы откроем матрешку то, что

мы увидим?

Дети :(ответы детей)

Воспитатель: Как вы догадались, в каждой матрешке прячется другая

матрешка меньшего размера.

-А сколько матрёшек?

Дети: Матрешек много.

Воспитатель: Мастера приготовили для вас игру.

«Игра с мячом»

Посмотрите, на полу изображен числовой ряд. Встаньте каждый на любую

цифру. А теперь мы будем передавать по порядку мяч, и называть число, на

котором вы стоите.

-Сколько всего поселилось цифр в ряду?

Дети: Всего цифр 10

Игра «Дом для матрешки»

Воспитатель: Каждая цифра это дом наших матрешек. А сами они ушли на

прогулку в лес. Но когда они вернутся, то должны занять свой дом.

- Как вы думаете, какая матрешка должна жить в первом доме?

Дети: В первом доме должна жить самая большая матрешка.

Воспитатель: А в последнем, 10доме, какого размера мы поселим

матрешку?

Дети: Самую маленькую.

Воспитатель: После самой большой, живет какого размера матрешка?

Дети : Чуть поменьше.

Давайте матрешкам поможем не ошибиться. Возьмите по одной с поляны.

Внимательно посмотрите, какого размера ваша матрешка, и встаньте на то

место обозначенное цифрой, где должна жить ваша матрешка.

-Как красиво встали ваши куколки от самой большой до самой маленькой.

Воспитатель: Великолепно вы справились с этим заданием!

-А что можно сказать о количестве домиков и матрешек?

Дети : И матрешек и домиков одинаково.

Воспитатель: Сколько их?

Дети : Их всего 10 Можно сказать еще, что их поровну.

Воспитатель: А сейчас я пройду и соберу их одна за другой по порядку.

-Посмотрите, сколько теперь вы можете увидеть у меня в руках матрешек?

Дети : Мы видим одну матрешку.

Воспитатель: Куда делись все, матрешки?

Дети : Спрятались друг за другом.

Воспитатель: Вот так они и помещаются одна в другой по порядку от самой

большой до самой маленькой. Кажется что куколка одна, а оказывается их

внутри много. В этом и заключается уникальность русской народной

игрушки.

Я с таинственной игрушкой,

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Настало время, немного повеселимся! Возьмите в руку

платок. Становитесь в круг. И повторяйте за мной.

Физминутка: Танец с платочками под песню «Весёлые матрёшки» музыка

Ю. Слонова слова Л. Некрасовой

(Выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы веселые матрешки – (машут платком над головой)

Ладушки, ладушки.

(хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (выставляют ножку на пятку)

Ладушки ладушки. (хлопают в ладоши)

Завязали мы платочки, (наклоны головой влево вправо)

Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки, (поглаживание круговыми движения руками по

щекам)

Ладушки, ладушки.

(хлопают в ладоши)

В сарафанах наших пестрых, (пружинка)

Ладушки, ладушки.

(хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры, (повороты друг к другу)

Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Было весело! Вы, молодцы! Делу время, а потехе час!

Положим все платочки в корзину.

-Ребята, а теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите,

присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Все матрешки очень яркие. Мастера расписывают каждую

игрушку вручную. И я предлагаю вам сегодня попробовать это сделать.

- Посмотрите, на фартуке ваших куколок не хватает цветов. Возьмите

кисточку. Выберите тот цвет, которым бы вы хотели дорисовать лепестки у

цветов. И вокруг каждой серединки дорисуйте лепестки у цветов. Можно

нарисовать цветы разного цвета. А в конце, мы посмотрим, какие у вас

подучатся русские красавицы.

Дети рисуют под музыку «Светит месяц». Русская народная песня. (Педагог

оказывает индивидуальную помощь детям).

- Воспитатель: Какие яркие, не похожие друг на друга получились у вас

матрешки!

Воспитатель: А чья матрешка вам нравиться больше всего?

Дети: (ответы детей)

III часть. Заключительная.

Воспитатель: Ребята! Вы все отлично постарались! И выполнили все

задания мастеров - умельцев. Я вами очень довольна!

Воспитатель: Скажите, о какой русской народной игрушке мы сегодня с

вами беседовали?

Дети: О матрешке!

Воспитатель: Из какого материала изготавливают народные умельцы

матрешек?

Дети: Вырезают из дерева.

Воспитатель: Чтобы куколка была яркая, и не обычная что с ней делал

мастер?

Дети: Расписывает красками.

Воспитатель: С матрешкой можно не только играть, но и подарить на

добрую память, как сувенир русских народных традиций, своим друзьям и

родственникам, которые живут в других странах и городах. Их очень любят

покупать туристы.

-Ребята вы были очень внимательны, трудились как настоящие мастера,

поэтому у вас всё получилось! И своих красивых матрешек вы сможете

подарить своим близким на память.

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка»Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка» ]ФЭМП 2 младшая группа «Раз матрешка, два матрешка» Цели и задачи: учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Народная игрушка. Матрешка»
Опубликовано: 26 января 2025 в 12:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Народная игрушка. Матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевела (УИ 126522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД