Анна Шевела
Конспект занятия «Народная игрушка. Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение знаний о народной игрушке матрешка.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой;
-повторить порядковый счет до десяти;
-закрепить величины большой средний маленький;
-закрепить названия деревьев;
-закрепить умение рисовать нетрадиционными способами;
- продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Развивающие:
Развивать творческое воображение, память, речь, внимание,
наблюдательность, словарный запас, целостное зрительное восприятие
окружающего мира.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к традициям русского народа.
Методы и приемы: словесные, игровые, практические, информационно-
коммуникационные, здоровьесберегающие.
Актуализация словаря: мастера-умельцы, изделия, древесина, матрешка,
туристы, традиции.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек,
закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание
иллюстраций «Народные промыслы».
Материалы и оборудование: игрушка матрешка 1 шт, платочки- 10 шт,
проектор, мяч- 1 шт, магнитофон с флешкой, плоскостное изображение
матрешки одного размера для рисования-10 шт, цифры демонстрационные от
1 до10- 1 набор, акварельные краски 10 шт, кисти 10 шт, стаканы с водой-10
шт, лесная поляна 1 шт, плоскостные матрешки разного размера 10 ш.
Индивидуальная работа: Ульяной Г, Никой В – повторить название
деревьев с помощью лото «Деревья», Альбину Е - учить строить
предложение для ответа на оставленный вопрос. С Евой повторить счет от 1
до 10
Ход занятия:
I часть. Вводная
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Становитесь в круг.
- Давайте поздороваемся с чудесным днем.
Здравствуй, солнце золотое! (Поднять руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Изобразить облака)
Здравствуй, вольный ветерок! (Помахать ладошками на себя)
Здравствуй, маленький дубок! (Плавно двигать кистями рук влево и вправо)
Мы живем в одном краю (Хлопают в ладоши)
Всех я вас приветствую! (Машут друг другу руками)
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли необычные гости. Давайте
присядем на стулья и посмотрим кто это. (Русские Матрёшки, отрывок и
мульт-песенка, видео для детей)
Воспитатель: Вы догадались, кто пришел к нам в гости?
Дети: Это матрешки.
Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ игрушки матрешка).
В далекие времена, в одном царстве – государстве жил да был один
мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил
этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он
сделать для детей необычную игрушку – куклу с чудесным секретом: внутри
первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё меньше, и
ещё. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Весёлая
получилась куколка, смешная. И он долго – долго думал, как же назвать ему
эту куклу. Назвал её русским именем Матрёна. А так как куколка была
маленькая, то Матрёшкой её все звали. С той поры для всех детишек мастер
точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами,
другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка –
Матрёшка. Её не зря называют народной, потому что она сделана добрыми
руками русских людей.
Сейчас тоже есть мастера – умельцы, которые делают эту куклу. А чтобы
узнать больше про эту игрушку они предлагают вам выполнить задания.
II часть. Основная.
Воспитатель: Из чего сделана матрешка?
Дети: Матрешка сделана из дерева.
Воспитатель: Для изготовления матрешки мастера-умельцы используют
самую качественную древесину, без сучков и трещин. Они берут
определенные виды деревьев. Потому что не все подходят для изготовления
этой игрушки. А чтобы узнать какие, мастера предлагают вам сложить пазлы.
И по картинкам вы сможете определить названия деревьев.
Игра с разрезными картинками. «Собери дерево»
Воспитатель: Давайте разделимся на пары. А сделаем мы это с помощью
геометрических фигур. Возьмите каждый по одной и покажите всем.
Внимательно посмотрите, и встаньте с тем, у кого такая же фигура. Ну вот,
теперь вы знаете, с кем вы будете собирать картинку дерево. И я приглашаю
все пары к столу. Выберите себе конверт с деталями и соберите картинку с
изображением дерева.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие деревья вы собрали.
Воспитатель: 1-пара. Назовите, какое вы собирали дерево?
Дети : Мы собирали дерево береза.
Воспитатель: 2-пара. Назовите, а какое вы собирали дерево?
Дети : Мы собирали дерево клен.
Воспитатель: 3-пара. Назовите, какое вы собирали дерево?
Дети : Мы собирали дерево дуб
Воспитатель: 4-пара. Назовите, какое вы собирали дерево?
Дети : Мы собирали дерево липа
Воспитатель: 5пара. Назовите, какое вы собирали дерево?
Дети : Мы собирали дерево тополь.
Воспитатель: Отлично! Вот теперь вы знаете из древесины какого дерево,
мастера делают матрешку. Оказывается, они используют только лиственные
породы деревьев, а хвойные для изготовления не подходят.
Воспитатель: Ой. ребята! Посмотрите! Если мы откроем матрешку то, что
мы увидим?
Дети :(ответы детей)
Воспитатель: Как вы догадались, в каждой матрешке прячется другая
матрешка меньшего размера.
-А сколько матрёшек?
Дети: Матрешек много.
Воспитатель: Мастера приготовили для вас игру.
«Игра с мячом»
Посмотрите, на полу изображен числовой ряд. Встаньте каждый на любую
цифру. А теперь мы будем передавать по порядку мяч, и называть число, на
котором вы стоите.
-Сколько всего поселилось цифр в ряду?
Дети: Всего цифр 10
Игра «Дом для матрешки»
Воспитатель: Каждая цифра это дом наших матрешек. А сами они ушли на
прогулку в лес. Но когда они вернутся, то должны занять свой дом.
- Как вы думаете, какая матрешка должна жить в первом доме?
Дети: В первом доме должна жить самая большая матрешка.
Воспитатель: А в последнем, 10доме, какого размера мы поселим
матрешку?
Дети: Самую маленькую.
Воспитатель: После самой большой, живет какого размера матрешка?
Дети : Чуть поменьше.
Давайте матрешкам поможем не ошибиться. Возьмите по одной с поляны.
Внимательно посмотрите, какого размера ваша матрешка, и встаньте на то
место обозначенное цифрой, где должна жить ваша матрешка.
-Как красиво встали ваши куколки от самой большой до самой маленькой.
Воспитатель: Великолепно вы справились с этим заданием!
-А что можно сказать о количестве домиков и матрешек?
Дети : И матрешек и домиков одинаково.
Воспитатель: Сколько их?
Дети : Их всего 10 Можно сказать еще, что их поровну.
Воспитатель: А сейчас я пройду и соберу их одна за другой по порядку.
-Посмотрите, сколько теперь вы можете увидеть у меня в руках матрешек?
Дети : Мы видим одну матрешку.
Воспитатель: Куда делись все, матрешки?
Дети : Спрятались друг за другом.
Воспитатель: Вот так они и помещаются одна в другой по порядку от самой
большой до самой маленькой. Кажется что куколка одна, а оказывается их
внутри много. В этом и заключается уникальность русской народной
игрушки.
Я с таинственной игрушкой,
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Настало время, немного повеселимся! Возьмите в руку
платок. Становитесь в круг. И повторяйте за мной.
Физминутка: Танец с платочками под песню «Весёлые матрёшки» музыка
Ю. Слонова слова Л. Некрасовой
(Выполняют движения в соответствии с текстом)
Мы веселые матрешки – (машут платком над головой)
Ладушки, ладушки.
(хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (выставляют ножку на пятку)
Ладушки ладушки. (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки, (наклоны головой влево вправо)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки, (поглаживание круговыми движения руками по
щекам)
Ладушки, ладушки.
(хлопают в ладоши)
В сарафанах наших пестрых, (пружинка)
Ладушки, ладушки.
(хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры, (повороты друг к другу)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Было весело! Вы, молодцы! Делу время, а потехе час!
Положим все платочки в корзину.
-Ребята, а теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите,
присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Все матрешки очень яркие. Мастера расписывают каждую
игрушку вручную. И я предлагаю вам сегодня попробовать это сделать.
- Посмотрите, на фартуке ваших куколок не хватает цветов. Возьмите
кисточку. Выберите тот цвет, которым бы вы хотели дорисовать лепестки у
цветов. И вокруг каждой серединки дорисуйте лепестки у цветов. Можно
нарисовать цветы разного цвета. А в конце, мы посмотрим, какие у вас
подучатся русские красавицы.
Дети рисуют под музыку «Светит месяц». Русская народная песня. (Педагог
оказывает индивидуальную помощь детям).
- Воспитатель: Какие яркие, не похожие друг на друга получились у вас
матрешки!
Воспитатель: А чья матрешка вам нравиться больше всего?
Дети: (ответы детей)
III часть. Заключительная.
Воспитатель: Ребята! Вы все отлично постарались! И выполнили все
задания мастеров - умельцев. Я вами очень довольна!
Воспитатель: Скажите, о какой русской народной игрушке мы сегодня с
вами беседовали?
Дети: О матрешке!
Воспитатель: Из какого материала изготавливают народные умельцы
матрешек?
Дети: Вырезают из дерева.
Воспитатель: Чтобы куколка была яркая, и не обычная что с ней делал
мастер?
Дети: Расписывает красками.
Воспитатель: С матрешкой можно не только играть, но и подарить на
добрую память, как сувенир русских народных традиций, своим друзьям и
родственникам, которые живут в других странах и городах. Их очень любят
покупать туристы.
-Ребята вы были очень внимательны, трудились как настоящие мастера,
поэтому у вас всё получилось! И своих красивых матрешек вы сможете
подарить своим близким на память.