Папки-передвижки

Конспект занятия «Моя малая Родина — Смоленщина»

Елизавета Балабина
Конспект занятия «Моя малая Родина — Смоленщина»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Моя малая Родина

Актуальность: Воспитание любви к родному дому, семье, родному поселку или городу, к родному краю- это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.

Цель : Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.

Задачи Обучающая:

Публикация «Конспект занятия „Моя малая Родина — Смоленщина“» размещена в разделах

1. Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему края;

2. Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка, города.

Развивающая:

1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.

2. Развивать бережное отношение к своему посёлку (достопримечательностям, культуре, природе).

Воспитательная:

-.Воспитывать гордость за свой родной край.

- Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.

- Познакомить со знаменитыми мастерами нашего края.

В народе говорят: «Человек без родины, что соловей без песни»

«Родная сторона – мать, чужая- мачеха.

Пословицы говорят о Родине. У каждого человека она есть. Родина-это то место, где человек родился и вырос, это та страна в которой ты живешь. Кто знает страну и место своего рождения?

Правильно, страна – Россия, а место рождения г. Сычевка, деревня Мальцево.

Наша страна самая большая в мире (показ карты или слайда), чтобы ее проехать на поезде с запада на восток понадобится целых 7 дней и ночей, целую неделю.

НАША РОДИНА. Н. Забила

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней –

И то едва домчится…

Танец. Хоровод на песню «Россия»

А вот здесь (показ на карте) стоит на берегу большой, славной реки Днепр древний город Смоленск. И сторона, на которой находится наша родина, называется Смоленщина. Если у вас спросят, где вы родились, вы должны отвечать: на Смоленщине близ города Сычевка в деревне Мальцево.

Смоленск –это город.

Город – это место где стоят дома и живут люди. Но чтобы враги не напали на жителей города, они свое поселение (место где поселились) огораживали защитными сооружениями. Люди строили очень высокий кирпичный забор с башнями. В этих башнях находились стражники. Они смотрели во все стороны, не виден ли враг. Если видели врага врага, поднимали тревогу. Внизу, под стеной, был глубокий ров с водой. Так что попасть врагу в город было очень нелегко. Стены высокие, ворота крепкие. Такое сооружение называлось крепостью (показ фото). Смоленск не раз пытались захватить враги. В ВОВ Смоленск захватили фашисты. И почти полностью разрушен. В 1945 году Смоленск был включён в число 15 крупнейших и старейших русских городов, которые подлежали первоочередному восстановлению.

3 декабря 1966 года за мужество и стойкость, проявленными защитниками города, активное участие трудящихся в партизанском движении в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны Смоленск был награждён орденом Отечественной войны I степени.

6 мая 1985 года городу Смоленску было присвоено звание «Города-героя».

Нина Яночкина землячка, поэтесса написала вот такие строчки о Смоленщине.

За синими озерами, просторами сосновыми,

За чащами еловыми да белыми березами.

Лежит земля Смоленская, печаль моя славянская,

Краса и слава русская, родимая земля.

Смоленская древняя земля богата не только славной историей, но и своими древними промыслами. Изделия искусных ремесленников были широко известны далеко за пределами города, их продукцию охотно покупали заезжие купцы.

Эй, вы люди добрые и недобрые!

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Как у нас бывало на святой Руси-

А то не соколы да слетаются,

А то мастера на ярмарку съезжаются!

Добры молодцы, девицы!

Умение свое покажите.

Товар свой расхвалите!

-Ярмарка у нас большая да красивая какая!

-Тара-бары-растобары, есть хорошие товары!

-Привезли сюда товары самые модные,

Русские народные.

-Для наших гостей со всех волостей!

-Аж, поет душа, гляди как ___ хороша!

Дети, наряженные в р. н. костюмы, выходят по очереди показывают свои товары.

К числу традиционных для нашей страны относятся кузнечное, гончарное ремесла, деревообработка. На Смоленщине эти промыслы были также востребованы. Кузнечное мастерство на Смоленщине ведет давнюю историю. Во второй половине XVII века на Смоленщине были построены предприятия, занимавшиеся добычей и переработкой болотных руд. Из болотной руды получали железо, из которого кузнецы изготавливали орудия труда, предметы быта. Постепенно профессия кузнеца стала одной из самых почетных и уважаемых. Кузнечный промысел был распространен практически на все территории региона. Например, в Гжатске (современный Гагарин) даже существовал целый кузнечный переулок.

Р. н. песня «Во кузнице». Мальчики танцуют с молотками.

Наши предки занимались бондарничеством (изготовлением бочек, плотничеством, изготовлением саней, телег, борон. Например, жители деревни Клушино (сегодня это Гагаринский район) считались мастерами «деревянных дел». Многие села и деревни губернии славились производством ткацких предметов: донцов, гребней. Из цельных древесных корневищ делали ковши. Был развит лесопильный промысел, открывали заводы.

Загадка. Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

Выходят мальчики с ложками.

Деревянная подружка

Без нее мы как без рук, на досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Ложки расписные, звонкие, резные,

От зари и до зари веселятся ложкари.

Ансамбль ложкарей.

Жители губернии также занимались переработкой льна и конопли, делали канаты, веревки, рыболовные сети. Было распространено ручное ткачество: изготавливали льняные скатерти, полотенца. (показ)

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди мастера

Для изготовления одежды наши предки использовали различные материалы: шерсть, коноплю, лен и даже крапиву. Для наших предков никакая, рубаха не могла сравниться с льняной: зимой льняная ткань хорошо согревает, летом –охлаждает.

Главной обувью наших предков были лапти. Плели их не только из лыка (коры липы) и березы (коры березы). Но лапти имели один серьезный недостаток. Они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, летом, во время уборки урожая – и вовсе за 3 дня. Собираясь в дальнюю дорогу, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти- пять пар лаптей сплести» - гласит пословица.

С давних времен наших предков – смолян называли гостеприимными и хлебосольными. Об этом говорят многие пословицы и поговорки, легенды и сказки. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как полная чаша- хлеб-соль со стола не сходят.»

Сценка. Под р. н. песню «Светит месяц» входят 2 хозяйки.

-Эй. Люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня грустить и печалиться!

- Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.

Заходят гости, по 3 человека.

Х. – здравствуйте, проходите, будьте как дома!

Гость. – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не ложимся и в гостях не стоим.

Х. - у нас для каждого найдутся местечко и словечко.

Гость. – гости-люди подневольные: где посадят, там и сидят.

Входят еще гости.

Х. – редкий гость никогда не в тягость.

Гость. – дома сидеть- ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать!

Входят другие гости.

Х. – проходите, гости дорогие! Гостю- почет, хозяину – честь!

Гость – Туда голуби летают. Где их привечают!

Х. – а сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Сценка.

- Сынок, сходи за водицей!

- Живот болит!

- Сынок, а сынок, иди кашу есть!

-Раз мать велит, надо идти!

Х. – Нет среди наших гостей таких сыночков. У нас все работящие. В народе говорили так:

-Живи для людей, поживут и люди для тебя.

- Без труда не вынешь рыбку из пруда.

- делу время- потехе час.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Играть играй, да дело знай.

- Кто много говорит, тот мало делает.

- Терпенье и труд все перетрут.

Каша была одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. «Каша- мать наша», говорили в старину. Каша вкусна из молока. А Сычевка была центром животноводчества. Особенно известна была сычевская порода коров.

Сценка.

Вдоль улицы во конец шел удалой молодец. Не товар продавать, а себя показать!

Марья. – Куда, Ваня, едешь, куда погоняешь?

Ваня. – Сено косить!

Марья – А на что тебе сено?

В. – коров кормить!

- А на что тебе коровы?

- Молоко доить, малых детушек кормить!

- Ой, батюшки, да я про свою корову забыла совсем. Я ж её продавать вела.

Корова- игрушка стоит за дверью, веревка лежит на полу.

Иди сюда (тянет) ну что ж ты не идешь? Иди, хорошая моя.

Егор. – Кума, здорово! Что делаешь?

Марья. - Корову продаю.

Егор. – А какая она? Большая аль маленькая? Хорошая ли корова? Мычит?

Марья – Нет! Кукарекает!

Егор – Дает ли молока?

Марья тянет веревку – С характером она у меня. Непростая она у меня. (вытягивает)

Егор. – что это, собака? Ой, люди! молоко то у нее из рогов что ли? Сколько стоит то?

Марья – А сколько дашь –то?

Егор – Миллион!

Марья – Мало! Давай два миллиона!

Егор – Мнооого!

Марья – Да я её не продаю, я с ней просто гуляю….

Песня «Уж как я ль мою коровушку люблю»

Щи. Это блюдо известно задолго до крещения Руси. До нас дошли такие названия этого блюда: «шти», «шти борщовы». Позднее так стали называть только капустные похлебки.

О щах известно много пословиц:

От щей добрые люди не уходят.

Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.

Хоровод «Капуста»

Своему жилищу наши предки придавали большое значение. На Смоленщине зимы были длинные, с сильными морозами и большим количеством снега. Поэтому дома были обязательно с печью. В ней готовили пищу, она обогревала наших предков. Под печкой, согласно древним легендам, обитала душа избы- домовой.

Считалось, что домовой сохраняет дом от пожара, потопа и различных пропаж, помогает найти потерянные вещи, а также выпроводить незваных гостей

Когда люди переезжали из одной избы в другую, домового обязательно забирали с собой: бросали лапоть, приговаривая: «Дедушка, садись в сани, поехали с нами!».

За печкой слышится стук. завывание…

Домовой: Я – дед домовой

Громко топну я ногой

Засвищу и застучу -

Всё вокруг расколочу!

Марья: Кудеса, Кудеса….Чудеса, чудеса…

Что ты,что ты, Домовой!

Мы помиримся с тобой!

Ребятки, а как же нам можно помириться с Домовым?

Дети: Угостить его чем-нибудь… Кашей, сладостями.

Марья: В старину домочадцы задабривали домового – оставляли на столе или на загнетке печи горшок с кашей и обращались к нему с просьбами и пожеланиями.

- Хозяин-батюшка, побереги скотину.

- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!

- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!

Марья ставит горшок с кашей на печь. Дети проговаривают слова.

Слышится довольное «чавканье»

Марья: Домовой, выходи! На ребят погляди!

Мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим!

Домовой: Неее…Я вас боюсь! Вы меня не поколотите? Не жваркните?

Дети: Нет

Домовой: Не отлупите? Не отдубасите?

Дети: Нет

Домовой: И дряпать тоже не будете?

Марья: Да нет же!

Домовой выходит. Оглядываясь с осторожностью по сторонам…

Домовой: Охти мне батюшки, охти мне матушки! Гостей-то сколько пожаловало! Друзья или знакомые?. А незнакомые – долго ли познакомиться! Приходи сосед к соседу на веселую беседу. Ооох…а с некоторыми водиться – что в крапиву садиться! Ну, что ж, всё равно хорошо, что пришли! Будет что рассказать, будет что вспомнить!

ОООх….беда-беда огорчение! А чем же мы гостей угощать-то, хозяюшка будем? Не красна изба углами, а красна пирогами! Мало угощения – гости подерутся! Пеки, Марья, пироги, да побольше, чтоб на всех хватило! А то скажут: ДОМ ХОРОШ, ДА ХОЗЯИН НЕ ГОЖ! А я пока развлекать гостей моих буду! Приглашаю детвору на веселую игру! Поиграем мы в «Змею»!

Русская народная игра «Змея»

«Змея» ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

– становись за мной!

Идут вдвоё м:

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходят к другому игроку:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

–Ползи!

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. После этого «Голова змеи» ловит «хвост», образуя хоровод.

Домовой, обращаясь к Марье: Вот, тетёха, недотёпа непонятливая! И в кого такая уродилась, Марьюшка! Пироги, поди уж готовы, а ты заигралась тут…

Хозяйка угощает пирогами.

Домовой: Ой, спасибо, ублажили,

Пирогами угостили.

Буду в доме вашем жить,

Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать!

Игра старше любой из наук, старше всех видов искусства. Древние люди считали, что учеба не пойдет впрок тому, кто не играет.

Игра была не только развлечение, но и учила людей хозяйственной, семейной жизни. Игра учила людей и общаться. До нашего времени дошли многие народные игры: казаки- разбойники, ручеек, третий лишний, каравай и другие.

Большинство игр начиналось со считалок. Их было великое множество. Считалки нужны, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре.

1, 2, 3, 4, 5, 6 ,7 ,8 ,

Ходит бабка с длинным носом,

А за нею дед.

Сколько ему лет?

Говори поскорей, не задерживай детей.

Игра- музыкальная «Я по горенке иду» под медленную музыку водящий ходит внутри круга, подходит к выбранному им игроку и говорит вместе с ним :

Я по горенку иду идет

Друга я себе ищу останавливается

Вот ты хлопает в ладоши другу

Вот я хлопается в свои ладоши

Вот компания моя берутся за локти и кружатся

Ведущих двое. Каждый ищет себе друга. игра повторяется пока все не находят пару себе. Оставшийся без пары потом водит.

Закончилось ваше знакомство с родным краем. Теперь вы знаете, кто были наши предки, как они жили, что ели, во что одевались. Вы познакомились с жизнью наших земляков. Вы узнали много нового о растениях и животных нашего края. Я уверена, вы будете любить и беречь природу, памятники истории и культуры нашей области.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД во второй младшей группе «Моя малая Родина — город Моздок»Конспект итоговой НОД во второй младшей группе «Моя малая Родина — город Моздок» Цель: Воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у младших дошкольников Программные задачи: Образовательные. - Формировать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Моя малая Родина»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Моя малая Родина» Цель: Формировать знания детей о родном городе. Задачи: Познание: Формировать у детей понятие"малая родина", представление о малой Родине,месте.

Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина — посёлок Новоилимск»Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина — посёлок Новоилимск» Цель: Расширение представлений о родном посёлке; воспитание патриотических чувств. Задачи: Образовательные: Уточнить знания о названии посёлка.

Конспект НОД во второй младшей группе «Ялуторовск — моя малая Родина»Конспект НОД во второй младшей группе «Ялуторовск — моя малая Родина» В конце июля к ребятам второй младшей группы «Ягодка» неожиданно сразу после завтрака пришел Незнайка. Он поздоровался с малышами и рассказал,.

Конспект развлечения «Моя малая Родина — город Сурск» для детей 6–7 летКонспект развлечения «Моя малая Родина — город Сурск» для детей 6–7 лет КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ТЕМУ:«Моя малая Родина-город Сурск»(экскурсия - прогулка по Сурску) для детей 6-7 лет. Цель: Обогащение знаний.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект занятия «Моя малая Родина»Конспект занятия «Моя малая Родина» НОД На тему: «Моя малая Родина» №3 "Ромашка" Воспитатель: Зацепина Н. П. Цель: Воспитывать в детях гражданина и патриота своей страны.

Конспект занятия в форме квест-игры «Моя малая Родина» (подготовительная к школе группа) Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма ; систематизация знаний воспитанников об истории села, его.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя малая Родина-село Аскиз» .

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина»Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина» Программное содержание: Цель: воспитание любви к Малой Родине. Задачи: Образовательные: Закрепить умение узнавать и называть государственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Моя малая Родина — Смоленщина»
Опубликовано: 4 апреля 2020 в 20:33
+56Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Моя малая Родина — Смоленщина»» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Балабина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД