Наталья Фогель
Межполушарное взаимодействие у детей с ТНР. Примерные игры и упражнения по формированию межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарные взаимодействия у детей с ТНР
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей :
• эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
• координация движений;
• успешное усвоение информации и ее анализ.
Публикация «Межполушарное взаимодействие у детей с ТНР, Примерные игры и упражнения по формированию межполушарного взаимодействия» размещена в разделах
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Проблемы межполушарного взаимодействия могут скрываться за нарушениями органического и функционального генеза. Болезни матери, прием антибиотиков, родовые травмы и. т. д тянут за собой органические повреждения зон головного мозга. Функциональные причины могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов – это ЗРР, ТНР, педагогическая запущенность и. т. д.
Современные педагоги находятся в постоянном поиске методик, которые позволяют наиболее интенсивно воздействовать на мозг, тем самым, формировать межполушарные связи, в результате чего дети смогут в дальнейшем показать прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.
Развитие межполушарного взаимодействия направлено на разрешение данной проблемы. Задания направлены на работу раннего и дошкольного возраста:
• Развитие общей моторики
• Развитие мелкой моторики
• Ориентировка в пространстве и собственном теле
• Ориентировка на листе бумаги
• Работа по обогащению словаря и формированию темпоритмической стороны речи
• Работа по формированию звукопроизношения (артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики, автоматизация, дифференциация звуков)
Примерные игры и упражнения по формированию межполушарного взаимодействия у детей с ТНР
Упражнение «Ухо - нос»
Цель: развитие межполушарных связей, координации движений.
Возраст: от 5 лет.
Выполнение: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Рисунки на спине и ладонях»
Цель: оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.
Возраст: от 3 лет.
Выполнение: Нарисуйте пальцем на спине ребёнка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на листе бумаги. Тоже проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.
Использование специальных картинок по обводке, раскрашиванию и штриховке одновременно обеими руками.
Цель: развитие координации, пространственно – графической ориентации.
Возраст: от 4 лет.