Наталья Кононова
Конспект музыкальной ОД «Три чуда в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие у детей музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- Расширять представления детей о классической музыке;
- Приучать детей слушать музыкальные произведения, понимать эмоции и чувства, выраженные в ней;
- Побуждать детей к чистому интонированию;
- Учить детей слаженно двигаться под музыку, выполнять движения по сигналу музыкального руководителя;
Публикация «Конспект музыкальной ОД „Три чуда в опере Римского-Корсакова „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- Развивать у дошкольников ассоциативное и образное мышление, будить фантазию и воображение, расширять словарный запас детей.
Приоритетная образовательная область (области) :
Познавательное и художественно-эстетическое развитие.
Планируемый результат (исходя из цели и задач) :
- Дети имеют представления о классической музыке;
- У детей сформированы умения внимательно слушать музыку и рассуждать о ней;
- Дети стремятся чисто интонировать исполняемую песню;
- Ребёнок самостоятельно выполняет движения в соответствии с характером музыки;
- У детей развито образное мышление, фантазия, воображение, расширен словарный запас.
Целевые ориентиры:
Дети проявляют любознательность, обладают развитым воображением.
Проявляют интерес к услышанным произведениям, песням, стремятся двигаться под музыку.
Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) :
Фортепиано, ноутбук, портрет композитора Н. А. Римского - Корсакова, портрет поэта А. С. Пушкина.
Содержание ОД
Дети входят в зал, встают около стульчиков.
Введение в образовательную ситуацию
Приветствие – распевка.
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуйте!
Дети садятся на стульчики.
Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели
Музыкальный руководитель :
Ребята, сегодня на нашем музыкальном занятии я хочу с вами вспомнить, великого русского поэта А. С. Пушкина. Он создал много великолепных стихотворений и сочинил много сказок.
Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания)
А какие сказки Пушкина вы знаете?
Ответы детей:
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане».
Музыкальный руководитель :
А как вы думаете, сказку можно рассказать музыкой?
Дети:
Да!
Музыкальный руководитель :
Произведения Пушкина часто использовались композиторами для создания опер, балетов, симфонических произведений.
А вы знаете, что такое опера?
Дети:
О пера - это музыкальный спектакль, где артисты только поют.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказочными образами А. С. Пушкина в опере «Сказка о царе Салтане», русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова.
В каждой сказке есть чудеса, а в сказке о царе Салтане их целых три. Какие это чудеса, помните?
Дети:
Чудо первое – белочка.
Чудо второе - тридцать три богатыря.
Чудо третье - Царевна - Лебедь.
Совместное «открытие» нового знания
(обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).
У каждого чуда в опере Римского – Корсакова есть своя музыкальная тема. Давайте послушаем первую музыкальную зарисовку.
Первое чудо:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Слушание темы Белочки.
Музыкальный руководитель :
Какую белочку нарисовала нам музыка?
Дети:
Маленькую, весёлую.
Музыкальный руководитель :
А почему вы так решили?
Дети:
Потому что, музыка звучала легко, высоко, игриво, светло.
Музыкальный руководитель :
Образ Белочки грызущей орешки Римский – Корсаков показал русской народной песней: "Во саду ли, в огороде".
Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
Сейчас мы прохлопаем мелодию ладошками и убедимся, что короткие нотки хорошо рисуют образ маленькой белочки. А теперь давайте споём эту песенку.
Песня: «Во саду ли, в огороде»
Второе чудо
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Давайте послушаем как Римский - Корсаков изобразил богатырей в опере.
Слушание темы богатырей.
Музыкальный руководитель :
Как звучала музыка?
Дети:
Торжественно, мужественно, гордо.
Музыкальный руководитель :
Что ещё можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей?
Дети:
В музыке слышится грозный шум моря, море бушует, плещется.
Ну и третье чудо:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Слушание темы царевны.
Музыкальный руководитель :
Какая была эта музыка?
Дети:
Музыка плавная, напевная, протяжная, нежная. Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз.
Музыкальный руководитель :
А какое море рисует музыка теперь?
Дети:
Спокойное, тихое, плещущее море.
Совместное выполнение действий
(первичное закрепление нового знания в речи).
Музыкальный руководитель :
Ребята, я предлагаю совершить волшебное превращение. Мальчики превратятся в богатырей. Какие движения будут у вас?
Дети:
Мужественные, бодрые, чёткие.
Музыкальный руководитель :
А девочки превратятся в Царевну – Лебедь. Какие движения будут у вас?
Дети:
Грациозные, плавные, нежные.
Танцевальная импровизация под прослушанную музыку.
Музыкальный руководитель :
Молодцы, вы были настоящие волшебники, точно передали настроение и характер звучащей музыки.
Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия)
Музыкальный руководитель :
Мы прослушали с вами великолепную музыку, изображающую 3 чуда из сказки.
А как называется сказка - опера?
Дети:
Сказка о царе Салтане
Музыкальный руководитель :
Кто написал сказку?
Дети:
А. С. Пушкин
Музыкальный руководитель :
А кто написал музыку к опере?
Дети:
Н. А. Римский – Корсаков
Музыкальный руководитель :
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Что было сложнее всего? Слушать музыку, петь или танцевать?
А что бы вы хотели повторить на следующем занятии?
Звучит музыкальное прощание.
Музыкальный руководитель :
До свиданья, дети!
Дети:
До свиданья!
Дети уходят из зала.