Заирбекова Дина М
Конспект музыкального занятия «Знакомство с фольклорными народными инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с фольклорными инструментами».
Средняя группа.
Цель занятия : развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Знакомство с фольклорными народными инструментами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
6. Формировать певческий голос и выразительность движений.
7. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Материалы и оборудование:
мешок с музыкальными инструментами, музыкальные инструменты, презентация «История возникновения русских народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.
Предварительная работа:
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
(слайд №1 и звуком 1)
Под веселую русскую народную мелодию дети заходят в зал, образуют круг.
Муз. рук. : - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
(поет) Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Пропою я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Муз. рук. : - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу я вам, друзья, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….(инструмент.)
Муз. рук. : - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. (включаю тихо «Во поле береза.»
(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)
Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат инструменты, а исполняют они русскую народную песню.
- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками. (делаю звук громче и веду по кругу).
(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, останавливаются перед стульчиками)
Слайд №1.
Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на стульчики на нашу полянку как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
(слайд №2) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. (Слайд №4 с изображением русской погремушки)Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей)Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)
(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (Слайд №6). Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)
(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки (Слайд №8). Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)
(слайд №9) Муз. рук. : - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)
(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12). Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. Послушайте русскую народную песню «Во саду ли, в огороде», которая прозвучит в исполнении балалаечника.
Муз. рук. : - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с мешком в руках.
Андрюша (кланяется) : Здравствуйте ребятишки,
Курносые девчушки, задорные мальчишки.
Муз. рук. : - Здравствуй, а ты кто?
Андрюша: - Я Андрюша весельчак – это знает всяк!
С вами буду я играть и ребятам помогать!
Муз. рук. : - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой. Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.
Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей».
Муз. рук. : - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?
Андрюша: - А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.
Муз. рук. : - А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают).
- А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню. (на пианино)
Муз. рук. : - Андрюша, а что это за мешок у тебя такой?
Андрюша:- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.
Этот мешочек не простой,
Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.
Муз. рук. : - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой мешочек!
Андрюша: Открою, если отгадаете загадку.
И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.
Расписные, яркие, веселят всю ярмарку.
Дети: Музыкальные инструменты!
Андрюша: Эх, какие догадливые!
Муз. рук. : Ну - ка, ну - ка, покажи!
(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)
Андрюша: Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю» (за ширмой)
Муз. рук. : - Андрюша, а что у тебя еще есть в мешочке?
Андрюша: - В моём мешочке ещё есть много инструментов разных.
Муз. рук. : Инструменты хороши, поиграйте от души! Не сходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.
- Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)
Муз. рук. : - А кто руководит оркестром?
Дети: - Дирижер!
И наш аккордеон мы тоже возьмем в оркестр. А дирижером будет у нас Магомед.
(Раздача инструментов)
- Громко, сильно не стучите, инструменты берегите! Музыку слушайте внимательно! В ритм попадайте обязательно!
ОРКЕСТР «Ах, вы сени».
Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в мешочке лежит?
Андрюша: - Угощение для ребят, угостить детей я рад.
Вам пряники русские сладкие, мятные,
К чаю ароматному угощение знатное.
Раздача угощений.
Муз. рук. и Андрюша: Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.
(Дети под музыку р. н. м. выходят из зала)