Гульсум Дусмаганбетова
Конспект музыкального занятия «Зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 161»
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ЗИМУШКА - ЗИМА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: Дусмаганбетова Гульсум Амангалиевна,
Оренбург
2018
Публикация «Конспект музыкального занятия „Зимушка-зима!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: 4
1) организационно-методическая информация; 4
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; 7
3) дальнейшая разработка темы; 9
III. Список литературы 10
IV Приложение 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования одной из ведущих задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» называет развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства и мира природы, через восприятия произведений искусств (изобразительного, словесного, музыкального) художественно-творческую деятельность.
Актуальность темы данного занятия для ребенка состоит в том, что:
Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художе-ственно – образное мышление как основу развития творческой личности;
Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
Воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.
Данное занятие является составляющей частью в реализации образова-тельной области «Художественно-эстетическое развитие».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности Зимушка - зима
2. Доминирующая
образовательная область Художественно-эстетическое развитие
2. Виды деятельности детей
Музыкально-художественная деятельность (восприятие музыкальных произведе-ний (вторая часть концерта «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди, пьеса «Са-ни с колокольчиками» В. Агафонников).
Художественно-творческая деятельность (восприятие произведений изобразительно-го искусства («Зимнее утро» И. А. Бродский, «Тройка зимой» Н. Сверчков).
Восприятие художественной литературы (стихотворение «Зима» И. Суриков).
Познавательно-исследовательская деятельность (анализ средств выразительности, выявление сходств и различий между произведениями музыкального искусства, жи-вописи и поэзии, объединенных общей темой зимы).
Коммуникативная деятельность (общение со сверстниками и педагогом по поводу предложенной темы).
Двигательная деятельность (исполнение танцевальной композиции «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания:
Беседа на основе наводящих вопросов об особенностях зимы.
Создание искусствоведческого рассказа о картине И. А. Бродского «Зимнее утро»,второй части концерта «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Разъяснение условий дидактических игр «Поймай снежок, «Подбери картинку».
Методы стимулирования и мотивации деятельности: Наглядность (демонстрация произведений художественного искусства).Занимательные и игровые ситуации (ди-дактические игры «Поймай снежок», «Подбери картинку»).
3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических видов деятельности Дидактическая игра «Поймай снежок», направленная на активизацию словарного запаса, закрепление знаний искусствоведческих терминов.
3. Интеграция образователь-ных областей
Познавательное развитие: соотнесение эмоционального содержания произведений музыкального искусства, живописи и поэзии, объединенных общей темой зимы, а так же средств выразительности, использованных авторами данных произведений.
Речевое развитие: беседа со сверстниками и взрослыми о произведениях искусства, их эмоциональном фоне и содержании.
Физическое развитие: развитие двигательной активности детей в танцах и играх.
4. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Пример из про-граммы «От рож-дения до школы»
5. Цель Развитие эмоционального восприятия содержания музыкальных и изобразительных текстов на основе произведений о зиме.
6. Задачи
Планируемые результаты
6.1 Формировать представления детей о средствах вырази-тельности произведений музыкального и изобразительного творчества.
Высказывается о настроении музыкального или изобра-зительного текста на основе знания элементов музы-кальной и изобразительной грамоты.
6.2 Развивать музыкальный слух, чувство лада и цвета в про-цессе анализа эмоционального содержания предложенных произведений.
Узнает знакомые музыкальные произведения по фраг-менту, использует искусствоведческие термины, оборо-ты, эпитеты в процессе обсуждения характера музы-кального произведения; соотносит эмоциональное со-держание музыкального произведения с эмоциональным содержанием живописного текста.
6.3 Формировать интерес к изучению произведений искусства и навыки общения по поводу содержания произведений искусства.
Узнает знакомые музыкальные произведения по фраг-менту, использует искусствоведческие термины, оборо-ты, эпитеты в процессе обсуждения характера музы-кального произведения; соотносит эмоциональное со-держание музыкального произведения с эмоциональным содержанием живописного текста.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Описание характера произведений с использование искус-ствоведческой терминологии. Использование дидактической игры «Поймай снежок», направленной на активизацию словарного запаса, за-крепление знаний искусствоведческих терминов.
8. Организация среды для прове-дения занятия (образователь-ной деятельности) Литературный ряд: И. Суриков «Зима» - фрагмент;
Изобразительный ряд:И. А. Бродский «Зимний сон», Н. Сверчков «Тройка зимой»;
Музыкальный ряд :И. Никитин «Здравствуй, гостья-Зима!», В. Агафонников «Сани с колокольчиками, А. Вивальди 2 часть концерта «Зима» из цикла «Времена года», П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
Материалы и оборудование: белые ленточки (для постановки «Вальса снежных хлопьев», проектор, музыкальный центр, фортепиано.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в ре-жимные моменты Оформление музыкального зала на тему зимы.
Выставка книг о зиме (отбор литературы из семейных библиотек).
Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц о зиме. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы.
Совершенствование танцевальных движений (индивидуальная работа над вырази-тельностью движений, соответствием темпу, ритмическому рисунку, характеру музыки, сменой движений в связи со строением произведения).
Разучивание песен (работа над выразительностью исполнения, дикцией, вокаль-ным дыханием, чистотой интонирования).
Наблюдение за зимними явлениями в природе (рассматривание морозных узоров на окнах, инея на ветках деревьев и т. п.).
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Акцентировать внимание детей на изменения в природе (посмотреть в окно, обратить внимание на снег, деревья, сосульки и т. д.);
Выразительно прочитать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»;
Задать детям вопросы: «О каком времени года идет речь в стихотворе-нии», «Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?» «Ка-кие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла настоящая зи-ма? «Вспомните, в какой песне выражается радость встречи зимы?»
Исполнение песни «Здравствуй, гостья-зима!» И. Никитина. До 5 минут.
1.2 Мотивация деятельности детей Предложить детям подобрать словесную картину зимы с использованием дидактической игры «Поймай снежок».
До 3 минут
Пособие для воспитателей и музыкальных руководи-телей детских садов «Наглядные средства в му-зыкальном воспитании до-школьников».
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Порассуждать с детьми, можно ли показать красоту зимней природы, не используя речь, если можно, то каким образом.
Следовательно, детской целью может быть: найти другие способы переда-чи красоты зимней природы. До 2 минут.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приоб-ретенных знаний Использование дидактической игры «Подбери картинку», принципом ко-торой является соотношение пьесы В. Агафонникова «Сани с колокольчи-ками» с одной из двух предложенных репродукций на тему зимы (И. А. Бродский «Зимний сон», Н. Сверчков «Тройка зимой»).
Обсудить выбор детей. До 4 минут.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Демонстрация мульти-медиа на тему «Зимушка-зима»;
Восприятие художественной литературы (стихотворение «Зима» И. Су-риков).
Восприятие произведений изобразительного искусства («Зимнее утро» И. А. Бродский, «Тройка Н. Сверчков);
Восприятие музыкальных произведений (вторая часть концерта «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди, пьеса «Сани с колокольчиками» В. Агафонников);
Использование дидактических игр «Поймай снежок», принципом которой является составление словесной картины зимы и «Подбери картинку», принципом которой является соотношение пьесы В. Агафонникова «Сани с колокольчиками» с одной из двух предложенных репродукций на тему зимы (И. А. Бродский «Зимний сон», Н. Сверчков «Тройка зимой»);
Создание искусствоведческого рассказа о картине И. А. Бродского «Зим-нее утро»,второй части концерта «Зима» из цикла «Времена года» А. Ви-вальди. До 7 минут.
Пособие для воспитателя детского сада «Поэтиче-ский образ природы в дет-ском рисунке» Л. В. Ком-панцева
2.3 Самостоятельная деятель-ность детей по закреплению нового знания Предложить детям самостоятельно создать танцевальную композицию на тему зимы с использованием заранее проанализированного детьми и педа-гогом музыкального произведения («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).
Рекомендовать обращение к ранее накопленному опыту постановки тан-цевальных композиций.
До 6 минут.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ дея-тельности детей Обобщение знаний, полученных на занятии.
Обсуждение актуальности поставленной детской цели для дальнейшей творческой деятельности.
Предложить детям создать дома собственный рисунок на основе одного из прослушанных на занятии музыкальных произведений.
До 3 минут.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Изготовление декораций к ново-годнему утреннику. Изготовление декорации «Волшебный сад». В детском саду.
Режим доступа:
https://karuselkin.ru/sad-i-shkola/kak-organizovat-i-provesti-detskij-novogodnij-utrennik/
1.2 Проведение новогоднего утренни-ка. Представление ребенком творческого продукта (вокально-хоровых, инструмен-тальных, хореографических композиций). В детском саду.
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам
Самостоятельное рассматривание иллюстраций и картин на тему зимы. Васнецов А. М. «Зимний сон», Бродский И. И. «Зимний пейзаж с домиком и со-бакой», Вещилов К. А. «Зимний пейзаж», Коровин К. А. «Зимой», Кустодиев Б. М. «Зима. Масленичное гулянье». В детском саду, в семье.
2.2 Ребенок по приглашению педагога В детском саду.
Индивидуальная работа по оформлению странички в художе-ственный альбом «Зимушка - зи-ма» Оформление рисунка для альбома (придумывание названия к рисунку, беседа о средствах выразительности, которые использовал ребенок; оформление странич-ки в соответствии с предложенным макетом: подборка странички-фона, наклеи-вание рисунка). В детском саду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Улашенко, Н. Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготови-тельной групп». Учебно-методическое пособие/Н. Б. Улашенко - Волгоград:ИТД «Корифей, 2011. – 96с.
2. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада/ Л. В. Компанцева-М. : Просвещение,1995.-96с.
3. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов/ Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина - М. :Просвещение, 1989.-144с.
4. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». - М. : Белый город, 2013.- 567с.
5. Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М. : Воспитание дошкольника, №11, 2014.- 127с.
6. Словарь искусствоведческих терминов [Электронный ресурс] – М. : Российская академия естествознания, 2010, - Режим доступа:
rae.ru›monographs/215-6712
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Зима»
Иван Суриков
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.