Юлия Степанова
Конспект занятия в старшей группе «Применение здоровьесберегающих методов и приемов на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Применение здоровьесберегающих методов и приемов на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Сущность (значение) опыта: музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях : по музыкальному воспитанию : «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной;
технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи :
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами этой работы являются:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровье сберегающих технологий. Среди которых - валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте ребята. Для начала давайте разомнемся и весело поздороваемся все вместе. Повторяйте за мной.
1. Приветствие (все)
Здравствуй, Небо голубое! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце золотое! Руками над головой описать большой круг
Люди с песней просыпайтесь! Плавно опустить руки на ковер
И друг другу улыбайтесь! Все берутся за руки и поднимают их вверх
Мы с вами не просто поздоровались, а исполнили валеологическую песенку-распевку. Это один из здоровьеформирующих компонентов, который я
применяю в своей деятельности. С них можно начинать пение на музыкальных занятиях.
Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Музыкальный руководитель : Все мы знаем, что пальчиковая гимнастика очень полезна. Давайте поиграем в пальчиковую игру «Утром рано я встаю».
Утром рано я встаю,
Свою песенку пою,
И со мною дружно в лад
Подпевают…
Дети: 100 ребят (поднимают руки вверх, расставив пальцы).
Подпевают 100 ежей (складывают руки в замок)
Подпевают 100ужей (волнообразные дв. ладонями)
И поют ее зайчата (ушки)
И поют ее лисята (лисьи лапки)
Под землею старый крот
Эту песенку поет (прищуривает глаз, руки перед собой)
А в берлоге – медвежата (вперевалочку идут)
А в болоте лягушата (пальцы растопырены, руки согнуты в локтях)
Очень важный бегемот
С удовольствием поет (гладят живот)
Даже страшный крокодил
Эту песню разучил (пасть крокодила)
Промурлыкала нам кошка (кошачьи лапки)
Песню сидя на окошке (кладут голову на лапки)
Слышишь как под нашей крышей («крыша» над головой)
Эту песню поют мыши (мышиные лапки)
Утром рано мы встаем
Хором песенку поем
А чем же в ней поется?
Как нам весело живется! (разводим руки в стороны).
2. Речевая игра (логоритмика) - Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Дидили, дидили (все)
Дети делятся на две группы.
1-я группа :
Дидили, дидили, где вы Машу видели? (проговаривают текст, простукивают ритм на деревянных палочках)
2-я группа :
Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот (играют на маракасах)
1-я группа :
Дидили, дидили, где вы Катю видели? (на палочках)
2-я группа :
Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград. (щелкают пальцами)
1-я группа :
Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа :
Заглянули подкрылец– грызет Дуня огурец (хрустят жесткой бумагой)
1-я группа :
Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа :
На полянке у колодца Ваня с курицей дерется. (толкаются шутливо с соседом)
Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.
3. Музыкотерапия - пение (гласных). А-Э-И-О-У (все)
Музыкатерапия включает в себя : слушание музыки, пение и пластические импровизации. Мы с вами поупражняемся в пении.
Упражнение называется «Динозаврик» (На экране изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина интонация поднимается вверх и т. д. Пение всех гласных.)
Музыкотерапия в действии.
4. Ритмопластика - игра «В зоопарке». (все)
Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
Музыкальный руководитель : Давно ли вы были в зоопарке? У вас есть уникальная возможность его посетить сегодня. Отправимся в музыкальный зоопарк. А кто обитает в нем, вы сейчас покажите. В помощь вам будет музыка и картинки. Это небольшая игра на развитие фантазии в передачи пластических образов под музыку.
Звучат произведения Камиля Сенсанса : Кенгуру, Лебедь и Слон.
5. Коммуникативная игра «Соку-бачи-вира» (Участвуют все.)
Коммуникативные игры дают чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снимают телесные барьеры. Развивают умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Создают благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
6. Релаксация (все) это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Во время релаксации можно говорить такие слова:
Как приятно нам, сидеть и воздухом дышать:
Вдох – выдох, вдох – выдох!
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Напряженье улетело и расслабилось все тело.
Живот поднимается – шарик надувается,
Живот опускается – и шарик сдувается.
(Руки не напряжены и расслаблены.)
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.
И приятно нам такое состояние покоя.