Татьяна Александровна Иваненко
Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумага, дерево, металл).
Задачи:
Развивать фантазию и образно-ассоциативное мышление детей;
Развивать навыки элементарной импровизации;
Развивать темброво-ритмический и интонационный слух;
Публикация «Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Активизировать восприятие классической музыки посредством ИКТ (видеофрагмент на музыку Э. Грига «Утро»);
Обогащать словарный запас детей через эмоциональное восприятие музыки.
Планируемый результат: Дети свободно пользуются навыками импровизации, высказываются о своих впечатлениях и эмоциях, выражают их в движении.
Предварительная работа:
Слушание пастушьих наигрышей;
Похлопывание ритмических рисунков, разучивание приветствия;
Закрепление терминов: оркестр, дирижёр, композитор;
Разговор о шумовых и музыкальных звуках.
Способы: совместные действия, обсуждения, объяснение, вопросы, поощрение, показ, упражнение, самостоятельные действия, решение проблемных ситуаций.
Средства:
Мультимедийный видеопроектор, интерактивная доска;
Презентация с использованием фотоматериалов о природе, аудиозапись шумов;
Музыкально-дидактическая игра для интерактивной доски «Звуки природы»
Видеофрагмент «Утро» муз. Э. Григ;
Карандаши, рубель, деревянные палочки и гребень, трещотки;
Бумажные листы, картонные коробочки;
Кастрюля, крышки, ложки, решётка из духовки, крышки в пакете.
Кукла бибабо ворона
Музыкальный материал : музыкальное приветствие, «Клоуны» Д. Кабалевского, полька на выбор, «Утро» Э. Грига.
Ход занятия:
Дети проходят под музыку по залу, останавливаются в кругу, здороваются валеологической распевкой «Трямди-песенка» с музыкальным руководителем
Затем двигаются поскоками по залу врассыпную, с окончанием музыки выбирают себе пару и обнимаются. Повторяют несколько раз.
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами будем играть в необычные игры, это игры со звуками. Но вначале я хочу пригласить одну мою знакомую, которая давно хотела побывать в нашем саду. Вы не будете возражать?
Дети: Нет, не будем.
Музыкальный руководитель : Но как нам дать ей знать, что мы её ждём. Как вы думаете?
Варианты детей: позвонить, покричать, написать письмо…
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, это будет письмо, но не простое, а звуковое. Помогут нам в этом вот эти шумовые коробочки. Разбирайте их скорей. А писать будем так – как только я заиграю, так дружно начинайте мне подыгрывать.
Звуковое письмо
Стук в дверь
Музыкальный руководитель : А вот и она, пойду встречу (подходит к двери, надевает на руку куклу-бибабо).
Ворона: Здравствуйте, ребята. Я Каркуша, самая любознательная в мире ворона. А чем это вы здесь занимаетесь?
Музыкальный руководитель : Мы собрались, чтобы поиграть со звуками разных предметов.
Ворона: С какими такими звуками?
Музыкальный руководитель : Со звуками, которые нас окружают. Ну вот, смотри, Каркуша, ты издаёшь очень характерный звук.
Ворона: Кар-р-р. Я ничего такого не издаю.
Музыкальный руководитель : Ребята, что это за звук?
Дети: Карканье.
Ворона: Ну я же не виновата, что у меня такой голос.
Музыкальный руководитель : Вот именно, Каркушечка, твой голос и есть тот самый звук, который ты издаёшь. А хочешь, я открою тебе один секрет? Голос есть у любого предмета.
Ворона: Да быть такого не может.
Музыкальный руководитель : Ребята, Каркуша, посмотрите на нашу комнату. А ведь даже она имеет свой голос. Хотите его услышать?
Игра «Наша комната»
Каркуша на руке. Дети ходят по залу за музыкальным руководителем и простукивают ритмические рисунки по полу, по стеклу и т. п. последними стучат по стульям, на которые затем садятся.
Ворона: Ребята, как вы думаете, а у моего леса тоже есть голос?
Дети предлагают разные варианты.
Музыкальный руководитель : А давайте попробуем эти звуки отыскать на экране. Посмотрите на слайд и скажите, какие звуки можно услышать в лесу.
1 слайд – в лесу
Дети: Журчание ручья, пение птиц, звуки животных, треск веток, кваканье лягушек.
Музыкальный руководитель : А теперь давайте представим, что мы с вами на море, какие звуки там можно услышать?
2 слайд – на море
Дети: Шум моря, крик чаек, звуки корабля, крики дельфинов.
Музыкальный руководитель : А вот перед нами белая пустыня. Северный полюс. Здесь точно нет никаких звуков, или есть, как вы думаете?
3 слайд – на Северном полюсе
Дети: Шум ветра, скрип снега, рычание медведя или моржа, всплески воды.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, какие безмолвные горы, неужели и в них обитают звуки?
4 слайд – в горах
Дети: Эхо, писк летучих мышей, звук камнепада, шум ветра.
5 слайд – симфонический оркестр
Музыкальный руководитель : А это что за группа людей, с какими-то предметами?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель : А что это за предметы, для чего они?
Дети: Музыкальные инструменты, чтобы играть музыку.
Музыкальный руководитель : Молодцы. Но по картинке искать звуки легко, правда, Каркуша? Интересно, сможете ли вы определить звуки на слух. Давайте поиграем в игру «Звуки природы».
Музыкально-дидактическая игра для интерактивной доски
«Звуки природы»
Музыкальный руководитель : Ну, вот и подошло время поиграть со звуками. Пойдемте со мной, ребята. А ты, Каркуша, посиди и посмотри.
(подходят к столам, на которых разложены предметы и музыкальные инструменты из разных материалов: дерево, металл, бумага)
Деревянная музыка
Музыкальный руководитель : Перед вами на столе деревянные предметы и инструменты.
(берёт рубель, гребень)
Посмотрите, какой странный предмет. Как он называется – рубель, что им делали - гладили бельё. А вот этим гребнем чесали лён, из которого затем ткали ткань. Давайте придумаем, как на них играть.
(пробуют играть)
Музыкальный руководитель : А теперь, возьмите, кто что хочет, поиграйте и послушайте голос своего инструмента.
(дети играют)
Музыкальный руководитель : Когда мы описываем голос человека, мы говорим, что он хриплый, звонкий и т. п., а какой, по-вашему, голос у деревянных предметов?
Дети: У трещоток и рубеля голос громкий, а у гребня тихий. А ещё отрывистый, резкий, стучащий, колкий.
Музыкальный руководитель : Каркуша, а ты согласна с ребятами?
Ворона: Согласна.
Музыкальный руководитель : Ребята, помните такого героя – Буратино? Ведь он тоже был каким? Деревянным. А скажите, дерево гибкое или нет?
Дети: Нет не гибкое.
Музыкальный руководитель : Как вы думаете, какие у него были движения?
Дети: Резкие, угловатые, не гибкие, прямые.
(дети показывают)
Музыкальный руководитель : А сейчас я хочу предложить вам потанцевать, как деревянные куклы.
«Клоуны» Д. Кабалевского
(Ворона танцует с детьми, в конце танца роняет листы бумаги)
Бумажная музыка
Ворона: Ой, простите меня, я такая неловкая.
Музыкальный руководитель : Ничего страшного. (посадить ворону) Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, давайте их исследуем. Подумайте, как при их помощи можно извлекать звук.
(стучат по листу, мнут и шуршат, медленно рвут лист)
Музыкальный руководитель : (стучит пальцами по листу) Как вы думаете, на что похож этот звук?
Дети: На стук капель дождя.
Музыкальный руководитель :
А теперь возьмите лист за уголок и потрясите его. (трясут) какой-то грохочущий звук, на что он похож?
Дети: Похож на раскаты грома.
Музыкальный руководитель : Вот видите, как много разных звуков может издавать всего лишь один лист бумаги. Скажите мне какой у бумаги голос? Громкий?
Дети: Нет тихий, глухой, шелестящий, гулкий.
Музыкальный руководитель : А как вы думаете, если бы мы при помощи бумаги решили озвучить стихотворение, то о чём оно могло быть.
Дети: Про лес, про мышку, про дождь.
Озвучивают стихотворение. Договориться, что одни будут шуршунчиками, другие, когда услышат слова о громе, будут греметь листом, третьи, когда услышат слова про дождь, начнут барабанить по листу
В. Суслов «В тишине»
В тишине, в лесной глуши (дети шуршат)
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Вдруг раздался гром – ба-бах, (трясут листом)
Ничего не слышу.
Дождь, как из ведра полил, (стучат по листу)
Убегай под крышу.
Музыкальный руководитель : Молодцы. Складывайте свои листочки и ответьте мне на вопрос. При помощи чего можно сыграть металлическую музыку?
Дети: При помощи металлических предметов и музыкальных инструментов из металла.
Металлическая музыка
На столе лежат металлические предметы: кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки в завязанном прозрачном пакете. Дети их изучают.
Ворона: Ой, как громко, я даже испугалась.
Музыкальный руководитель : Не бойся, Каркуша, посиди немножко, а мы с ребятами поиграем в оркестр, а в оркестре кто самый главный?
Дети: Дирижёр.
Музыкальный руководитель : Верно. У меня есть палочка как у настоящего дирижера, да ещё волшебная. Сейчас я превращу вас в дракона.
Ворона: А можно я буду дирижёром?
Музыкальный руководитель : Конечно, можно.
Озвучивают стихотворение «Дракон». Каждый ребёнок – это одна из голов дракона. Он начинает играть только тогда, когда на него укажет дирижёр. На слова «зачавкал же этот дракон»– играют все вместе.
В. Берестов «Дракон»
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
– Для этой головы, пожалуйста, халвы.
Для этой пасти – прочие сласти.
Для этой головки – перловки.
Для этой глотки – селёдки.
Для этой башки – пирожки.
Для этой рожи – тоже.
Для этого личика – два сдобных куличика.
А этой надо – бутылку лимонада.
Ну и зачавкал же этот дракон. (играют все)
Музыкальный руководитель : Ну что, Каркуша, убедилась, что каждый предмет имеет свой голос.
Ворона: Да, убедилась.
Музыкальный руководитель : Ой, надо не забыть расколдовать детей, а то их мамы не узнают.
Молодцы, ребята, кладите инструменты на стульчики.
(садятся перед экраном)
Музыкальный руководитель : А хотите послушать настоящую музыку?
Дети: Да хотим.
Музыкальный руководитель : Тогда садитесь к экрану.
6 слайд – портрет Э. Грига
Написал эту музыку композитор Э. Григ.
7 слайд – горный пейзаж
Его Родиной была страна Норвегия. У неё очень красивая природа с горами, долинами. Эдвард Григ часто воспевал в своей музыке красоту своей Родины. Пьеса называется «Утро». Её мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые.
Основную мелодию играют по очереди два духовых инструмента – флейта и гобой.
8 слайд фото флейты
Флейта это красивая тонкая дудочка, звук у неё тонкий и высокий.
9 слайд
Гобой имеет больший размер, поэтому голос у него более низкий. Вот с разговора этих двух инструментов и начинается музыка.
Обратите внимание, как композитор при помощи музыкальных звуков изобразил природу.
Видеофрагмент «Утро»
Музыкальный руководитель : Кто запомнил, как называлась музыка, и кто её написал.
Дети: Эдвард Григ. «Утро».
Музыкальный руководитель : А какие чувства она у вас вызвала?
Дети: Хорошие, приятные, добрые…
Музыкальный руководитель : А давайте опишем голос этой красивой мелодии.
Дети: Нежный, светлый, добрый, ласковый, мечтательный.
Музыкальный руководитель : Если бы вы были художниками, то каким бы цветом вы изобразили эту музыку.
Дети: Голубым, красным, ярким…
Музыкальный руководитель : А скажите мне, соответствует ли музыка картине утра, или может, было бы лучше, если бы она была другой, например, подвижной, отрывистой, задорной?
Дети: Да соответствует, т. к. утром природа просыпается, вокруг ещё тишина, солнце медленно встаёт из-за горизонта…
Музыкальный руководитель : Совершенно верно, молодцы, ребята. Ну, а тебе, Каркуша, музыка понравилась?
Ворона: Очень понравилась, такого я ещё не слышала. А можно ещё что-нибудь послушать.
Музыкальный руководитель : Конечно можно, но, к сожалению, нам с ребятами пора прощаться. Приходи в другой раз.
(дети поют «до свидания», под музыку выходят из зала)