Светлана Самсонова
Конспект музыкального занятия по развитию звуковысотного слуха «Вслед за песенкой идём»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вслед за песенкой идём»
Конспект музыкального занятия в средней группе.
Музыкальный руководитель : Самсонова С. Г.
Цель: Развивать звуковысотный слух детей.
Задачи:
1 Закреплять и развивать представление детей о высотности звуков.
2 Развивать подвижность и диапазон голоса.
Публикация «Конспект музыкального занятия по развитию звуковысотного слуха „Вслед за песенкой идём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
3 Учить детей удерживать интонацию на заданном звуке, пристраиваясь к голосу взрослого, сливаться с ним в унисоне. Воспитывать слуховую сосредоточенность.
4 Развивать ладовое чувство (ощущение тоники) как основу для развития звуковысотного слуха.
5 Упражнять в пропевании интервала малой терции.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал и здороваются с гостями. Музыкальный руководитель предлагает сесть на стульчики.
Муз/ рук: Я знаю, что все ребята любят петь. Но, чтобы наш голосок запел, нужно его разбудить. Садитесь правильно: спинка ровная, плечи чуть отвести назад, руки – на колени.
Упражнение «Разбудим голосок» С. А. Арефьевой.
Пианино открывается,
Голосок наш просыпается!
Юля, помоги нам разбудить наш голосок! (Прошу ребенка нажать на клавишу). Услышала я звук ушами, поймала его и спела. (Пропеваю «ми» первой октавы на звук «А-а-а»). Правильно я поймала звук? Еще раз послушайте (Пою). А сейчас? (Пою фальшиво). А сейчас?. (Дети слушают и определяют чистое и фальшивое пение. Этот прием способствует развитию звуковысотного слуха). Давайте вместе попробуем поймать этот звук! (Дети стараются «поймать» заданный звук. Муз/рук. Подходит ближе, слушает, «выравнивает» интонацию, просит пристроиться к его голосу).
Ну вот, голосок наш проснулся. А когда на улице весна, всегда хочется петь и радоваться, потому что светит теплое солнышко, расцветают цветы, все вокруг становится зеленым. Вы хотите погулять? (Да). Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по весеннему лесу. Согласны? Но лес далеко. Как же нам до него добраться? Может, на лошадке? Тогда садитесь правильно, поехали!
Упражнение «Лошадка»
(Упражнение развивает ладовое чувство (ощущение тоники). Дети пропевают поступенное движение мелодии сверху вниз. Это часто встречающийся мелодический оборот в песнях (3 2 1 ступени лада). Поют в разных тональностях, начиная с примарной зоны, вниз. Далее – вверх и «возвращаются» в примарную зону. Сначала поет вся группа, потом индивидуально). Хочу послушать, как скачет Ванина лошадка.
Ехали мы ехали на лошадке, но до леса не добрались. Может, на автобусе поедем? Слышите, автобус бибикает? Вот так. Очень тоненько, высоко. (Пою «до» первой октавы на слог «би»-«би»-«би»). Будем ехать и бибикать. Садитесь ровно, поехали»!
Упражнение «Бибикалки» С. А. Арефьевой.
(Дети, нажимая пальчиком на носик, поют заданный звук. Задача – удержать интонацию. Это упражнение развивает координацию между голосом и слухом).
Пойду, проверю, как работают ваши бибикалки.
Ехали, ехали на автобусе, а до леса так и не доехали… Давайте на самолете полетим? Тогда пойдем все на аэродром! (Дети свободно располагаются по залу).
Упражнение «Самолет»
(Развивает подвижность голоса, диапазон, помогает усвоить высокий и низкий звук. Используется игрушка самолет).
Мой самолет будет подниматься снизу вверх, и голос мой тоже будет подниматься снизу вверх – это самолет высоту набирает. А в животик я «бензина наберу» - воздух носом вдохну. Вот так. (Показываю упражнение на звук «у»). Высоко залетел мой самолетик, под облака. Попробуем вместе. Приготовьте свои самолетики (Дети с помощью руки и голоса стараются изобразить взлет самолета –моделирование направления звука снизу вверх). Интересно, кто из летчиков залетит выше? (Упражнение повторить несколько раз).
Взлетели самолеты! А в кабинах пилоты сидят. Самолеты летят, самолеты гудят. Послушайте как. (Пою «соль» первой октавы на звук «у»). (Дети стараются удержать интонацию на заданном звуке. Поют стоя. Музыкальный руководитель подходит к отдельным детям, слушает, «как гудит самолет у Артема, у Алены. Потом по команде бегут друг за другом, «летят» и «приземляются» - присаживаются на корточки).
Вот мы и в лесу. Посмотрите, какие деревья здесь растут: и дуб, и елочки… а на березках птички сидят. Вверху – две маленькие, а внизу одна большая. Ребята, как вы думаете, у кого голосок тоньше, выше, у маленьких птичек или у большой? (Ответ детей).
Ой! Налетел ветерок, поплыли по небу тучи! (Воспитатель вносит тучи) Одна синяя туча, другая – серая туча! Начался дождик! Запели песенку дождевые капельки. Под синей тучей будут петь капельки-девочки, а под серой – капельки-мальчики. (Дети становятся под тучи)
Упражнение «Капельки» С. А. Арефьевой.
(Задача – упражнять в чистом пропевании малой терции вниз).
(Воспитатель держит плоскостные тучи над головами детей). Вот как поют дождевые капельки. (Пою малую терцию вниз на примарных звуках на слог «кап». Дети подстраиваются к голосу). Загляну-ка я под серую тучку, послушаю как капельки-мальчики поют. (Пою с мальчиками). Капелька-Петя старается правильно петь. Давайте его послушаем. (Индивидуальная работа. Пропевать в медленном темпе). И У капельки-Жени получается. Загляну-ка я под синюю тучку и послушаю капельку-Милу… А сейчас капельку-Ксюшу. Молодцы, капельки!
Ну вот и закончился дождик, выглянуло солнышко, можно и по лесу погулять. Пойдемте за мной по лесной тропинке!
По тропинке в лес идем,
В лес идем, в лес идем
И кого мы там найдем?
Светлячков найдем!
(Воспитатель подбрасывает небольшие кусочки фольги).
Вот они, светлячки! Ребята, поймайте себе светлячка, держите его в кулачке. Посмотрите, как он светится в темном кулачке! Видите? Не зря их светлячками называют. Я про светлячка песенку спою (Пою).
Упражнение «Светлячок».
Светлячок, светлячок,
Посвети в кулачок.
(Задача – упражнять в пропевании малой терции вниз).
Кто хочет своему светлячку сам песенку спеть? (Индивидуальная работа. Пропевать в медленном темпе).
Теперь всех светлячков давайте отпустим в травку. (Отпускают). Пойдем дальше!
По тропинке в лес идем,
В лес идем, в лес идем
И кого мы там найдем?
Ежика найдем!
Кто по деревом сидит?
Из травы на нас глядит?
(Под деревом сидит Ежик, рядом с ним – корзинка. Дети не должны заранее видеть Ежика, его нужно «спрятать «в лесу. В нужный момент воспитатель его «раскрывает».
Какой забавный Ежик! Слышите, как он смешно шмыгает носом – шмык, шмык, шмык? Давайте пригласим его с нами поиграть!
Песня-игра «Жил в лесу колючий ежик», музыка И. Бодраченко
Ежик очень рад, что ребята научили его хлопать, топать и прыгать. Он хочет угостить вас сладкими грибочками. Вот его корзинка. Сколько много в ней грибов! Спасибо, Ежик, за угощение. Нам пора возвращаться в детский сад.
Сели в самолеты, слушаем, как работает мотор (Пою звук, дети подстраиваются).Проверяю, правильно ли работают ваши самолеты. Полетели!
(Дети покидают зал).