Лия Егиазарян
Конспект музыкального занятия по произведениям Шумана
▼ Скачать +Заказ
Поговорим мы сегодня о великом немецком композиторе,
Роберт Шуман. Ребята, вы знаете, что художник, который рисует картину о весне или о лете, он рисует солнце, цветы ярких тонов, поющих птичек и улыбающихся людей.
А художник, который рисует осень, дождь, грустную тучку, он рисует тёмное небо, ветер, или детей с грустными лицами, которые не пошли играть с друзьями во двор, потому что погода холодная, идёт дождик.
Публикация «Конспект музыкального занятия по произведениям Шумана» размещена в разделах
Шуман мог музыкальными звуками рассказать,что чувствует герой, он весёлый или грустный. Какое у него настроение. А может он играет, или что-то просит, может герой рассказа устал, и собирается спать. У Роберта Шумана
есть цикл фортепианных пьес, называются они «Детские сцены». Это путешествие взрослого человека, в прекрасный мир детства. Я хочу сегодня вам показать четыре произведения.
Занятие 1.
Цель: учить слушать и сравнивать разные по характеру произведения. И понять, как разная музыка, весёлая- грустная, быстрая- медленная, может влиять на настроение человека.
Педагог: Ребята, я знаю, что каждый из вас, если не каждый день, то часто, просит у родителей то новую игрушку, то конфетку, или просит маму пойти поиграть с другом.
Вопрос педагога: правильно? ( ответы детей: да).
Давайте мы вместе послушаем фортепианную пьесу, которая называется «Просьба ребёнка».
В этом произведении композитор через музыкальные звуки показывает, что хочет ребёнок? Если внимательно прослушать, вы можете понять, что просил ребёнок, получил ли он то, что хотел? Остался он довольным, или нет? Давайте послушаем.
Педагог: ну как вы думайте, какая музыка? Она печальная?
Быстрая или медленная? Ребёнок просит что-то, он плачет? или капризничает?
Ответы детей: музыка грустная, медленная, в середине тревожная.
Педагог: да, музыка беспокойная, показывает тревогу ребёнка, который просит что-то, потом, может понимает, что не получит, продолжает разными методами достичь своей цели. Но в конце произведения музыка становится спокойной, ласковой, ребёнок получает желаемое и успокаивается.
Занятие 2.
Сейчас мы вместе послушаем ещё одну фортепианную пьесу Шумана, и вы расскажете ваши впечатления.
Произведение называется «Игра в жмурки».
Цель: учить различать средства выразительности музыки :
Характер звуковедения (плавный или отрывистый). Потом мы сравним первое произведение со вторым. Слушаем пьесу.
Педагог: Как называется пьеса, которую мы слушали сейчас? (ответы детей).
А как назвалась пьеса, которую мы прослушали? (ответы детей). Вместе с детьми педагог определяет характер двух произведений.
Педагог: Почему пьесы разные, что отличает их? Первая спокойная, плавная, немного печальная, потому что через музыку композитор показывает переживания ребёнка, который просит что-то, и обязательно хочет получить.
Слушают произведение.
А вторая отрывистая, напряжённая. Как будто кто то бежит, быстро куда –то поднимается, потом бежит вниз. Кто-то действительно прячет что-то, или от кого-то прячется.
Может дети играли, а кто-то их напугал? И они решили спрятаться?
Начало первой пьесы спокойное, нежное, очень трогательное. Кажется, сначала ребёнок ничего не просит, а просто наблюдает за чем то. А может он спокойно играет, но кто-то забирает его игрушку, и ему приходится просить помощи у взрослого. А мне кажется, дети по разному просят. Кто-то капризничает, кто-то до слёз умаляет, как вы думайте? Как он просит? Если внимательно слушать, музыка становится выразительной, мелодичной.
А вторая пьеса заводная по характеру, её слушаешь на одном дыхании. Она быстрая, как ветер, стремительная.
Ещё раз слушаем две пьесы. Попробуйте придумать танцевальные движения, для первой и для второй пьесы.
Занятие 3.
Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Роберта Шумана : «О чужих краях и людях».
Цель: Уметь слушать разные по характеру музыкальные произведения и выражать свои впечатления от музыки в рисунке, в движении.
Педагог: какая музыка? лирическая, нежная, ласковая,
В музыке есть, какая то тайна. Может какой-то человек провожает своего лучшего друга в другую страну, и ему очень грустно. Он думает, что больше не увидит его.
Или ребёнок оказался среди чужих, и не знает, как подружиться, сидит один в уголочке, к нему никто не подходит, и он грустит. Как вы думаете? Он найдёт друзей?
Давайте послушаем пьесу, и музыка нам поможет понять, что будет дальше. (слушаем произведение).
Музыка спокойная, задумчивая. Подумайте, ребята, каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?
Окончание пьесы похоже на окончание первой пьесы, которую мы уже услышали. Такая же нежная, спокойная.
Слушают первую пьесу, сравнивают (ответы детей).
4 занятие.
Мы послушаем последнее четвёртое произведение.
Называется: «Засыпающий ребёнок».
Цель: учить слышать в мелодии характер образа, о котором хотел рассказать композитор. И своими словами определять характер произведения и сравнивать уже услышанными пьесами.
Педагог: музыка беспокойная. Вступление настраивает на мечтательное начало первой части, но музыка становится тревожной, напряжённой. Как вы думайте ребята, почему сначала музыка задумчивая, но спокойная? Что случилось с ребёнком? Он один в комнате? Или кто-то спать уложил его и сидит рядом? Может он не хочет спать? (ответы детей).
Педагог: Давайте послушаем среднюю часть пьесы и сравним с первой частью. (слушают музыку).
Дети: средняя часть немного тревожная. Может ребёнок закрыл глаза и видит плохой сон. А может он остался в комнате один и ему страшно?
Педагог: я вам раздам карточки разных цветов. Если вы слышите тревожную музыку, вы поднимаете тёмную карту. А если музыка спокойная, вы показываете светлую карточку. Дети слушают музыку, и изменения характера показывают на карточках.
Какие звуки слышите: низкие или высокие? В средней части? Что случилось с ребёнком? Что рассказывает нам музыка? Ребёнок заснул? : (слушают продолжение пьесы).
Скажите, пожалуйста, ребята, на какое время года больше похожа эта пьеса? Лето, зима, весна или осень.
Нарисуйте эту пьесу. Она больше похожа на какую пьесу?
Первую или вторую?. Под такую мелодию можно танцевать вальс или польку?
Дети: нет, потому что у вальса другой ритмический рисунок.
Вальс парный танец, а под такую музыку, вальс не получится.
В конце слушают все четыре произведения и сравнивают характер каждого, с помощью вопросов узнают, кому какие произведения больше понравились, почему?