Анна Гордикова
Конспект музыкального занятия «Откуда берутся звуки?» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия, способствующие повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам муз. деятельности. Развивать музыкальные способности детей через игру, пение, слушание, элементарное музицирование. Обогащать музыкальные впечатления детей.
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
Публикация «Конспект музыкального занятия „Откуда берутся звуки?“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Закрепить знания детей о различных музыкальных инструментах, расширить понятие о звуках и звукоизвлечениях. Обобщить и закрепить знания о музыкальных и шумовых звуках.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• Активизировать словарный запас детей;
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Воспитывать интерес к музыке.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей с помощью специальных игр и упражнений.
Развивать чувство ритма в процессе игры на музыкальных инструментах.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель встречает детей в зале. Звучит весёлая музыка.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Добрый день ребята! У меня сегодня хорошее настроение. А у вас?
Давайте поздороваемся друг с другом своими открытыми ладошками,этот жест означает, что я рада видеть вас, а вы меня. (песня «Добрый день» под музыку «Добрый жук»):
Добрый, добрый, добрый день,
Добрый день, добрый день (касаться ладошками каждого ребёнка)
Нам здороваться не лень,
Нам совсем не лень!
А теперь поздороваемся с солнышком.
Дыхательная гимнастика «К солнышку» (по Б. Толкачёву)
Руки к солнцу поднимаем,
И вдыхаем, и вдыхаем.
Ну а руки опускаем,
Воздух тихо выдыхаем. (3 раза)
Звучит музыка «Звуки космоса»
Слышите, ребята, пока мы приветствовали друг друга и здоровались с солнышком, на нашу электронную почту пришло странное сообщение, хотите прочитать?
на экране появляется текст сообщения:
«Здравствуйте, земляне! К вам обращаются жители планеты Сатурн. С вашей планеты доносятся очень красивые звуки. Мы тоже хотим научиться извлекать такие звуки, но не знаем, как это можно сделать. Научите нас, пожалуйста. А мы будем наблюдать за вами из космоса»
Поможем нашим друзьям? Но сначала мы с вами должны выяснить,что такое звук, откуда берутся звуки, как они появляются и во что они превращаются. Поэтому я приглашаю вас в свою секретную лабораторию.
Приглашаю детей сесть на места. Одеваю перчатки, надеваю фонарь, фартук.
Открываю ширму, за которой спрятаны коробка, музыкальные инструменты.
Много разных звуков окружают нас повсюду. Это звуки дома, звуки природы, звуки улицы. Смотрите, ребята, у меня есть волшебная коробка, в ней живут звуки. Хотите посмотреть, что внутри? (Муз. рук открывает коробку)
Звук живет в любом предмете.
Например, вот такой простой предмет (бумага) ,что это? Попробуем из него извлечь звук. (Дети шуршат)
Какой получился звук? Дети отвечают.
А ещё здесь есть стаканы. Хотите послушать какой звук получится, когда постучим по стаканчику? Дети стучат на разных стаканах карандашами.
Звук получился какой? (дети отвечают звонкий, лёгкий, звенящий)
Давайте достанем следующий предмет – связка ключей, потрясём ею, получился совсем другой звук, металлический.
-Все эти звуки были какие, музыкальные? (ответы детей)
-Да, не музыкальные, это звуки шумовые, из таких звуков не получится красивая музыка. Так что же такое звуки?
Звуки - это такие воздушные волны, которые не видят наши глаза, но прекрасно слышат наши уши.
-Как вы думаете, а где живут настоящие музыкальные звуки? (ответы детей)
- А настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Дети отвечают: играть на инструментах)
- Я думаю, что вы знаете названия многих музыкальных инструментов. Сейчас я вас проверю.
Игра на мультимедиа «Назови музыкальный инструмент»
- А сейчас задание усложняется, внимательно послушайте и отгадайте, какой музыкальный инструмент звучит?
Дид. игры на мультимедиа «Угадай, что звучит?» и «Что лишнее?»
- На прошлом занятии мы с вами беседовали о музыкальных инструментах и давайте вспомним, чем они отличаются друг и друга и по каким признакам их можно объединить. Например балалайка, гитара, контрабас, виолончель –это? (струнные музыкальные инструменты). Почему их так называют?
- А ещё какие бывают инструменты (ударные, а сегодня мы не назвали с вами духовые муз. инструменты. К ним относятся…(показать на картинках)
Мы с вами решили, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки»
Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.
«Музыкальные» - поднимаете красные карточки,
«Не музыкальные» - поднимаете синие карточки.
1. Пение мальчика (муз.)
2. Скрип двери (не муз.)
3. Звучание женского хора (муз.)
4. Шум моря (не муз.)
5. Подметание пола щеткой (не муз.)
6. Стук мяча (не муз.)
7. Игра на скрипке (муз.)
8. Игра на фортепиано (муз.)
9. Шум трактора (не муз.)
10. Звучание симфонического оркестра (муз.)
Звучит музыка космоса
-Посмотрите, нам пришло новое видеосообщение с планеты Сатурн.
«Друзья, спасибо вам за помощь. Теперь мы знаем, что за звуки слышны с вашей планеты. Это прекрасные звуки музыки. Мы обязательно научимся играть на музыкальных инструментах. А вы прилетайте к нам в гости».
Ребята, хотите продолжить наш эксперимент со звуками? Я предлагаю вам дома изобрести свой музыкальный инструмент.
Можете использовать все, что угодно…баночки разного размера, пластмассовые ложки и стаканчики, набор различных круп, трубочки, палочки, резинки, пуговицы, веревочки.
Давайте создадим новые музыкальные инструменты и придумаем им название.
Вот вам от меня домашнее задание!