Мария Павловна Радищева
Конспект музыкального занятия «Где музыка живет?» для подготовительной разновозрастной группы
▼ Скачать
«Где музыка живет?»
для подготовительной разновозрастной группы
Программное содержание:
Публикация «Конспект музыкального занятия „Где музыка живет?“ для подготовительной разновозрастной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Ознакомление детей со средствами выразительности музыки. Повторение и закрепление знаний о ритме, интонации, мелодии, тембре, жанре и проявление их в разнообразных видах музыкальной исполнительской деятельности. Формирование связанной речи и творческие проявления в слушании музыки.
Использование ИКТ:
художественные слайды к песне «Где музыка берёт начало?», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; слайды для создания игрового момента-цветок с улетающими лепестками; слайды портретов крмпозиторов П. И. Чайковского, М. Глинки.»
Детские музыкальные инструменты :
для муз. дидактической игры и игры в оркестре: деревянные ложки, маракасы, бубны, колокольчики, муз. треугольник.
Атрибуты:
шапочки к инсценировке песни «Песенка о Козлёнке» муз. Г. Струве; платочки для определения тембра музыки и русск. нар. Игры «Гори, гори ясно!» обр. С. Бодрейникова.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и здороваются.
Коммуникативная игра – приветствие «Ты шагай, не зевай!».
/Напеваем или просто проговариваем. /
1. Ты шагай, ты шагай
Своей дорогой не зевай! (шагать в любом направлении)
Ты шагай, ты шагай,
Себе пару выбирай (найти партнера и встать к нему лицом.)
Поздоровайся ладошкой (хлопнуть в ладоши партнера,
Поздоровайся и ножкой (коснуться ног партнера,
Плечиком и локотком (коснуться плечами и локтями друг друга)
И, конечно, язычком:
-Здравствуй!
2. Ты шагай, ты шагай
Своей дорогой не зевай! (шагать в любом направлении)
Ты шагай, ты шагай,
Другую пару выбирай (найти другого партнера,
Поздоровайся головкой (кивать головой,
Как ты делаешь все ловко (показать поднятый вверх большой палец
остальные собраны в кулак)
Пальчиками, кулачком (коснуться пальцев и кулачков партнера,
И, конечно, язычком:
-Доброе утро!
3. Ты шагай, ты шагай
Своей дорогой не зевай! (шагать в любом направлении)
Ты шагай, ты шагай,
Другую пару выбирай (найти нового партнера)
Поздоровайся макушкой (коснуться макушки партнера,
И своим красивым ушком, (коснуться уха партнера,
Спинкой, тепленьким бочком (коснуться спины и бока партнера)
И, конечно, язычком:
-Привет!
/Дети саятся на стульчики. /
Муз. рук: - Дорогие ребята, если вы сейчас внимательно послушаете первый куплет песни композитора Е. Крылатова,то поймёте о чём мы с вами будем сегодня беседовать.
СЛАЙД 2.3.
Звучит первый куплет песни «Где музыка берёт начало?» музыка Е. Крылатов, слова Ю. Энтина)
Муз. руководитель: О чём эта песня?
/ Дети: - О том, что песня берёт начало в горах, лесах, пении птиц, морях, в природе. /
Муз. руководитель: -какие звуки издаёт шум морского прибоя, лесная шелестящая листва-шумовые или музыкальные?
Дети: -шумовые
Муз. руководитель: -значит музыка передаёт шум природы?
Дети: -Нет, музыка передаёт настроение.
Муз. руководитель: -Кто сочиняет музыку?
Дети: -композиторы.
Муз. руководитель: -о чём нам рассказывают композиторы и исполнители?
Дети: О том, что они чувствуют и переживают.
Муз. руководитель: -Правильно! Музыка –это передача музыкальными звуками чувств о том, что человек переживает: волнение от вида моря, восторг от рассвета в горах, нежность и ласку к своим близким людям.
С помощью чего композитор передаёт настроение?
Дети: -мелодии, ритма, красок звуков (и т. д.)
Муз. руководитель: -С помощью различных средств выразительности музыки, которые вы правильно сейчас перечислили. Посмотрите на экран - я представила музыку в виде весёлого цветка с разноцветными лепестками. Каждый лепесток-это средство выразительности музыки. Если вы правильно будете отвечать на мои вопросы, то лепесточки будут по одному улетать, а в конце вас будет ждать музыкальный сюрприз.
1. СЛАЙД 4. ЦВЕТОК
Лепесток номер один: Что мы называем душой музыки? Основным выражением музыки?
Дети: -Мелодия!
Муз. руководитель: -как зависит характер музыки от мелодии?
Дети: -если мелодия плавная, то музыка напевная, а если прыжками-более весёлая, радостная.
Муз. руководитель: -приведите примеры напевной музыки
(дети исполняют припев песни муз. Г. Струве «Моя Россия»).
2. СЛАЙД 5. ЦВЕТОК
Посмотрите на экран-один лепесток улетел, а это значит, что вы правильно ответили на первый вопрос.
Муз. руководитель: - Приведите примеры музыки и мелодии с большими интервалами-скачками
Инсценировка «Песня про Козлика») муз. Г. Струве
3. СЛАЙД 6. ЦВЕТОК
Посмотрите на экран-один лепесток улетел, а это значит, что вы правильно ответили на первый вопрос.
2. Музыкальный вопрос :
Что такое тембр в музыке?
Дети: -Это звуков краски!
Муз. руководитель: -мы знаем, что музыка разговаривает звуками а не красками….
Дети: -звуки переливаются разной окраской : высокие-светлой, прозрачной; низкие-густой, тёмной. / приводим пример высоких зыуков и низких. /
Предлагаю прослушать отрывок из детского альбома П. И. Чайковского «Жаворонок». /Пример высоких звуков/.
«Жаворонок» П. И. Чайковский
СЛАЙД 7.
Картинка «Жаворонок весной».
2. Музыкальный вопрос :
Как называется человек, который пишет музыку? /композитор/.
СЛАЙД 8. Портрет П. И. Чайковского.
СЛАЙД 9. Титульный лист «Детского альбома П. И. Чайковского.
Предлагаю прослушать произведение М. Глинки «Жаворонок». /Пример высоких звуков/.
СЛАЙД 10. Картинка «Жаворонок весной».
СЛАЙД 11. Портрет М. Глинки.
4. СЛАЙД 12. ЦВЕТОК
Тембр-это очень важное средство выразительности музыки. Лепесток улетел и показал нам, что вы правы:
Вопрос : - что мы называем чередованием коротких и длинных звуков?
Дети: - Ритм!
Муз. руководитель: -Как зависит характер музыкального произведения от острого ритма? Приведите пример такого ритма
Дети: -если ритм острый то музыка острая, игривая, радостная. (дети прохлопывают на ладошках примеры острого ритма).
Муз. дидактичесая игра «Оркестр» ДМИ.
Давайте посмотрим на экран и сиграем ритм на ДМИ.
Дети: если ритм ровный, размеренный то музыка плавная, напевная (приводят пример хлопками в ладошки).
Муз. руководитель: -Какой танец исполняется с размеренным ритмом?
Дети: -Вальс. (приводится пример любого вальса.)
5. СЛАЙД 13. ЦВЕТОК
Муз. руководитель: Посмотрите на экран. Ваши ответы были правильными и листочек тоже улетел. Но предыдущий листочек очень связан со следующим. Прослушайте мои хлопки и ответьте: ритм какого танца вам слышится? (ритм _ _. _)
Дети: -ритм польки!
Муз. руководитель: - Можно разукрасить звуки звучанием разных инструментов оркестра.
Муз. руководитель: -Предлагаю взять еще музыкальные инструменты и разукрасить «Польку» С. Рахманинова.
/Дети еще берут треугольник/
Оркестр детских музыкальных инструментов.
Исполняется «Полька»
Муз. С. Рахманинова
/Дети кладут муз. инструменты/.
Муз. руководитель: -назовите известные вам музыкальные жанры и как отражается это свойство музыки на её характере?
Дети: -Полька-это весёлый, задорный танец, вальс-плавный, кружащийся; галоп-быстрый, радостный; марш-торжественный; песня-напевная.
Муз. руководитель: пора проверить, правильно ли вы ответили? (смотрят на экран-отрывается лепесток)
6. СЛАЙД 14. ЦВЕТОК
Впереди последний лепесток ждёт.
Какое врмя года наступило?
Споете весеннюю песенку про свой любимый край? …
Песня - Хоровод «Расцветай милый край» муз. С. Насауленко.
7. СЛАЙД 15.
Муз. руководитель: лепесток улетел и показал нам, что вы правы:
Осталась улыбающаяся, радостная серединка. Улыбается она потому, что знает что вы безошибочно ответите на все музыкальные вопросы.
7. СЛАЙД 16. Солнышко.
Муз. руководитель: -Наступило время сюрприза: играют в русск. нар. Игру «Гори, гори ясно!» обр. С. Бодрейникова с платочком.
Игра «Гори, гори ясно!»
Русск. нар. обр. С. Бодрейникова.
Муз. руководитель: -На этом наше занятие закончено.