ирина алексеева
Конспект тематического музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Осенняя выставка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического музыкального занятия
для подготовительной к школе группы :
«Осенняя выставка».
Цель:
Развивать эстетическое восприятие осенней природы через художественно-речевую, музыкальную, игровую и деятельность.
Задачи:
• Научить сравнивать музыкальные, художественные и поэтические произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений.
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия для подготовительной к школе группы „Осенняя выставка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• Совершенствовать умение выразительно петь, слышать и передавать ладовые, темповые и динамические изменения в музыке.
• Формировать навыки выразительных движений.
• Закрепить знания о пейзаже, натюрморте, портрете.
• Воспитывать у детей патриотические чувства и любовь к родному краю.
• Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке.
• Воспитывать умение договариваться, слушать друг друга, взаимодействовать в музыкальной игре.
Под музыку дети вбегают в зал и встают врассыпную.
Муз. рук. Эхо лесное спросить я хочу,
Куда это листья лесные пропали?
Дети: Опали, опали, опали, опали.
Муз. рук. Травы лесные, я вас не вижу?
Дети: Ниже, ниже, ниже, ниже.
Муз. рук. Птички-невелички давно вы не пели?
Дети: На юг улетели, на юг улетели.
Муз. рук. Рыбки речные вы где?
Дети: На дне в глубине, на дне в глубине.
Муз. рук. Лягушки и жабы куда подевались?
Дети: В ил закопались, в ил закопались.
Муз. рук. Белки и зайцы про вас мы не знаем?
Дети: Линяем, линяем, линяем, линяем.
Муз. рук : Так что же твориться в лесу, мы спросим?
Дети: Осень, осень, осень, осень.
Муз. рук. Стоят леса полупустые,
Грустя по птичьим голосам…
Слова роняя золотые,
Проходит осень по лесам.
Уже позванивают льдинки,
Уже прохладна синева,
Уже висят на паутинке
Ее прощальные слова.
Дети проходят и садятся на стульчики.
Муз. рук. Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.
Ребё нок: Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Девочки исполняют упражнение с листьями.
Музыку П. И. Чайковского «Старинная французская песня».
Ведущий. Осень можно назвать художницей: с таким мастерством она смешала все краски, раскрасила все вокруг нас. А хотите отправиться на настоящую художественную выставку? Тогда надо торопиться. Экскурсия скоро начнется. Начнем мы нашу экскурсию с первого зала. А какие картины находятся в этом зале, - нам поможет узнать песня. Подпевайте мне.
Звучит первый куплет песни «Песни о картинках».
На экране появляется пейзаж И. Левитана «Золотая осень».
Муз. рук. Посмотрите, ребята на картину. Это пейзаж, на котором изображена природа. Природа словно отдавая жар нам своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
Ребенок:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальной,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Муз. рук. Осень – самое выразительное время года, сколько красок! Художники почувствовали необыкновенный жар нарядной осени и нашли такие краски, которые и нам передали радость от увиденного в природе, восторг перед красотой. О каком же периоде осени рассказали нам художники?
Дети. О золотой осени.
Муз. рук. Какие цвета помогают художникам передать ощущение теплой осени? (желтой, оранжевой, коричневой). Да, теплые цвета.
Почему осень называют золотой? (желтый цвет можно сравнить с золотом).
Муз. рук. Сколько тепла и радости нам дарит осень! Но ведь не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую называют поздней с мелким надоедливым дождем, курлыканьем улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.
«Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А. С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.
Ребенок: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятная мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы… А. С. Пушкин
Муз. рук. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке Пётр Ильич Чайковский. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня».
На экране идет показ слайдов.
Муз. рук. Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение. О чем рассказала нам музыка? (музыка рассказала об осени – тоскливой и унылой). Что вы представили себе во время слушания? (листья облетают с деревьев, а многие стоят уже без листьев, подолгу идет дождь, по небу тянутся стаи перелетных птиц). Посмотрите, ребята, еще раз на картину. Как красива наша природа в любое время года. Нет ничего прекрасней, чем родная сторона.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Солистки исполняют песню «Родная сторона» (Муз. и сл. А. Филипповой) Девочки танцуют с платками.
Муз. рук. Предлагаю устроить небольшую музыкальную паузу и исполнить веселый танец «Полька».
Дети исполняют танец «Полька» Муз. Ю. Чичкова
Муз. рук. Друзья, мы переходим в следующий зал нашей выставки.
Звучит второй куплет песни «Песенка о картинках». Муз. Г. Гладкова
На экране появляется натюрморт.
Муз. рук. Перед вами настоящий осенний натюрморт с прекрасными дарами осени. Рассмотрите его как следует, какие овощи изобразил художник? А как вы думаете, все овощи полезны и важны? Давайте расскажем об этом музыкальную историю.
Дети инсценируют песню «Овощи». Сл. Ю. Тувима
Муз. рук. Мы переходим в последний зал нашей выставки.
Звучит третий куплет песни о картинках.
На экране портрет Осени.
Муз. рук. Посмотрите на портрет.
Он знаком вам или нет?
В платье пестро-золотистом
Осень к нам явилась в зал.
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.
Муз. рук. Конечно, ребята это золотая осень. Хотите, чтобы Осень ожила и пришла к нам в гости? Тогда закрывайте глаза, волшебная музыка поможет нам совершить чудо.
Под музыку входит Осень.
Осень. Я – Осень золотая,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я.
Вы любите, когда я прихожу?
Я красоту повсюду навожу.
Смотри, уж в золотой, багряный лес
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковер лежит золотой,
Лишь только осенью увидите такой.
Муз. рук. Здравствуй, Золотая Осень.
Осень. Здравствуйте, ребята.
Муз. рук. Мы с ребятами очень рады твоему приходу и хотим подарить тебе песню.
Дети исполняют песню «Осень». Муз. А. Аурутюнова, сл. В. Семернина
Осень. Спасибо, ребята! Мне очень понравилось, как вы спели песню.
Муз. рук. Дорогая Осень, а теперь мы хотим предложить тебе поиграть в нашу игру «Угадай что делали?» Поиграешь с нами?
Осень. С удовольствием.
Осень. Расскажите мне, ребята!
Где бывали,
Что видали?
Дети. Что мы слышали, не скажем,
А что видели, покажем!
Дети показывают, Осень каждый раз отгадывает.
Осень. Молодцы, ребята! Правильно вы все угадали. Только мы что-то засиделись на месте, а не сплясать ли нам?
Муз. рук. Конечно, наша дорогая гостья.
Дети исполняют музыкальную игру «Игра с бубнами».
Осень. Вы славные артисты,
Веселы и голосисты,
Вам желаю в день осенний
Счастья радости веселья.
Ну а мне пора в путь дорогу собираться.
Муз. рук. До свиданья дорогая Осень, ждем тебя на следующий год.
Педагог подводит итог занятию.