Папки-передвижки

Конспект музейной игры для детей старшего дошкольного возраста

Лариса Соколова
Конспект музейной игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект музейной игры-находилки, по ознакомлению с культурой Ивановского региона и близлежащих областей

«Традиционные русские росписи».

(познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста)

Цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи:

Темочки:

-учить детей находить различия традиционных русских росписей: хохлома, палех, холуй, гжель.

-активизировать познавательную деятельность детей и знакомство с миром, в котором им предстоит жить.

- учиться сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свой выбор.

Исследовательский материал: предметы-экспонаты расписанные по четырем видам росписи (шкатулки, блюдца, карточки с нарисованными предметами по теме занятия.

Ход игры.

Воспитатель: знакомит детей с предметами и объясняет, какие цвета и образы преобладают в той или иной росписи.

Воспитатель: В настоящее время художники ищут вдохновение у мастеров старинных народных промыслов. Среди наиболее известных традиционных русских росписей: хохлома, палех, гжель, миниатюры Холуя.

Хохлома

Испокон веков жители сел, раскинувшихся по берегам реки Узолы (Нижегородская область, занимались вытачиванием и окраской простой деревянной посуды из липы, березы и осины, которой славяне пользовались с древних времен. Но неокрашенное дерево быстро приходило в негодность, гнило. Тогда его стали покрывать олифой – проваренным льняным маслом.

Вскоре, наблюдая за работой иконописцев, мастера-резчики переняли у них технику «вызолачивания». Вместо дорогого золота в качестве основы для росписи иконы использовалось серебро. Уже по серебру художники писали святые образы. Как только краски высыхали, наносился лак. После обжига в печи бесцветный лак превращался в медово-золотистый, а серебро просвечивало сквозь лак как настоящее золото. Изделие приобретало уникальный мерцающий золотой фон.

Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Оттуда и пошло название – хохломская роспись, «золотая хохлома».

В росписях хохломы различают два вида письма– это ажурный легкий рисунок: травки, листочки, стебельки на золотом фоне. В черно-фоновом письме сам фон делается черными или цветными, а узор остается золотым.

Палехская живопись

Палех – поселок в Ивановской области. Первоначально палех славился мастерами иконописи. Однако в недалеком прошлом художественный промысел стал возрождаться в виде росписи лаковых шкатулок, пудрениц и других коробочек для хранения безделушек. В основе живописи осталось искусство иконописи Палеха с его неповторимым стилем росписи: удлиненные пропорции фигуры человека, условные изображения окружающей природы.

Рисунок выполняется на черном лаковом фоне и его «визитной карточкой» можно считать четко прописанные детали, тонкие линии, выразительные силуэты и «насечка» золотыми линиями – штриховка.

Миниатюры Холуя

Поселок Холуй также находится в Ивановской области. Художественный промысел, как и Палех, возник из традиций иконописи. Но в живописи Холуя преобладают тона красного, зеленого, синего и коричневого цветов. И еще одно непременное условие – золотистый орнамент вокруг миниатюры в качестве рамки.

Гжель.

Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Гжелевская синяя роспись кобальтом на белом фоне славится прежде всего тем, что кистями разной величины, длинными и короткими мазками мастера могут передавать до 30 оттенков синевы.

В основе сюжетов гжельского орнамента – цветочные мотивы. Мелкие и крупные цветы сплетаются в чудесные узоры. Любят гжельские мастера изображать и голубей, журавлей, задиристых петухов.

Воспитатель: предлагает детям поиграть.

Игра «Найди предмет-экспонат» Воспитатель показывает детям «карточку-находилку» с фотографиями предметов-экспонатов, спрашивает у детей – «видят ли они на этих фотографиях что-то знакомое для них?». Работаем с малыми группами по 3-5 человек. Поначалу у детей могут возникнуть трудности с соотнесением содержания фотографии с предметом-экспонатом, здесь требуется помощь и подсказка воспитателя, который подводит детей к предмету-экспонату и просит внимательно посмотреть, похож ли он, на тот, что представлен на фото, затем второй и т. д.

Со второй, третьей подобной игры детям дается возможность справиться самостоятельно, находя предметы-экспонаты всей группой. Работая малыми группами по 3-5 человек, количество предметов-экспонатов на «карточках-находилках» достигает до 6-8.

В старшей группе с середины учебного года можно переходить на индивидуальные «карточки-находилки» с представленными на них экспонатами музея, начиная с 6 фотографий и к концу года доводя их количество до 8. Переход на индивидуальные «карточки-находилки» позволяет усложнить игру и ввести такое понятие как «чек-лист». Чек-лист Поскольку задание теперь дети выполняют самостоятельно, им уже не нужно подходить к педагогу и показывать найденный ими экспонат, свою находку можно просто отметить на листе в специальном квадратике. Как правило, карточки прикрепляются к планшетам для блокнотов, детям раздаются карандаши или фломастеры, и объясняется правило игры : «Найдя экспонат, нужно отметить его в «чек-листе», т. е. в квадратике возле фотографии экспоната».

В конце игры проводится коллективный анализ выполненной работы, проговаривается с детьми место расположения найденных экспонатов, отмечается правильность выполнения задания, победитель игры. Если дети группы подготовлены к тому, что будет определен победитель игры, то педагог отмечает того, кто выполнил задание первым. Педагог награждает ребенка определенным бонусом, например – ребенок может быть назначен ведущим следующей игры-находилки и т. д.

Со старшей группы в содержание «карточки находилки» помимо фотографий с экспозиций музея, добавляются «условные» изображения экспонатов. Например, на «карточку находилку» размещается фото Палехской шкатулки, но не из коллекции музея, а как обобщенное изображение лаковой миниатюры данного промысла.

Публикации по теме:

Конспект игры-забавы «Фанты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развлечь детей, создать у них хорошее, радостное настроение. Оборудование: коробка или корзина для фантов, фанты (заколки, бантики.

Конспект дидактической игры по нетрадиционному рисованию «Удивительная ладонь» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект дидактической игры по нетрадиционному рисованию «Удивительная ладонь» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, хочется поделиться игрой, которую дети очень любят. Дидактическая игра «Удивительная ладонь» Цель игры: развитие воображения,.

Конспект музыкального развлечения в форме квест-игры «В поисках Весны» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкального развлечения в форме квест-игры «В поисках Весны» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Одной из современных тенденций в развитии дошкольного образования стала использование новой технологии, только получающей.

Конспект квест-игры к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Военные задания»Конспект квест-игры к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Военные задания» Конспект квест-игры, посвященный Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста «Военные задания» Цель: формирование патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музейной игры для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 16:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музейной игры для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Соколова (УИ 3258690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД