Лариса Соколова
Конспект музейной игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музейной игры-находилки, по ознакомлению с культурой Ивановского региона и близлежащих областей
«Традиционные русские росписи».
(познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста)
Цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
-учить детей находить различия традиционных русских росписей: хохлома, палех, холуй, гжель.
-активизировать познавательную деятельность детей и знакомство с миром, в котором им предстоит жить.
- учиться сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свой выбор.
Исследовательский материал: предметы-экспонаты расписанные по четырем видам росписи (шкатулки, блюдца, карточки с нарисованными предметами по теме занятия.
Ход игры.
Воспитатель: знакомит детей с предметами и объясняет, какие цвета и образы преобладают в той или иной росписи.
Воспитатель: В настоящее время художники ищут вдохновение у мастеров старинных народных промыслов. Среди наиболее известных традиционных русских росписей: хохлома, палех, гжель, миниатюры Холуя.
Хохлома
Испокон веков жители сел, раскинувшихся по берегам реки Узолы (Нижегородская область, занимались вытачиванием и окраской простой деревянной посуды из липы, березы и осины, которой славяне пользовались с древних времен. Но неокрашенное дерево быстро приходило в негодность, гнило. Тогда его стали покрывать олифой – проваренным льняным маслом.
Вскоре, наблюдая за работой иконописцев, мастера-резчики переняли у них технику «вызолачивания». Вместо дорогого золота в качестве основы для росписи иконы использовалось серебро. Уже по серебру художники писали святые образы. Как только краски высыхали, наносился лак. После обжига в печи бесцветный лак превращался в медово-золотистый, а серебро просвечивало сквозь лак как настоящее золото. Изделие приобретало уникальный мерцающий золотой фон.
Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Оттуда и пошло название – хохломская роспись, «золотая хохлома».
В росписях хохломы различают два вида письма– это ажурный легкий рисунок: травки, листочки, стебельки на золотом фоне. В черно-фоновом письме сам фон делается черными или цветными, а узор остается золотым.
Палехская живопись
Палех – поселок в Ивановской области. Первоначально палех славился мастерами иконописи. Однако в недалеком прошлом художественный промысел стал возрождаться в виде росписи лаковых шкатулок, пудрениц и других коробочек для хранения безделушек. В основе живописи осталось искусство иконописи Палеха с его неповторимым стилем росписи: удлиненные пропорции фигуры человека, условные изображения окружающей природы.
Рисунок выполняется на черном лаковом фоне и его «визитной карточкой» можно считать четко прописанные детали, тонкие линии, выразительные силуэты и «насечка» золотыми линиями – штриховка.
Миниатюры Холуя
Поселок Холуй также находится в Ивановской области. Художественный промысел, как и Палех, возник из традиций иконописи. Но в живописи Холуя преобладают тона красного, зеленого, синего и коричневого цветов. И еще одно непременное условие – золотистый орнамент вокруг миниатюры в качестве рамки.
Гжель.
Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Гжелевская синяя роспись кобальтом на белом фоне славится прежде всего тем, что кистями разной величины, длинными и короткими мазками мастера могут передавать до 30 оттенков синевы.
В основе сюжетов гжельского орнамента – цветочные мотивы. Мелкие и крупные цветы сплетаются в чудесные узоры. Любят гжельские мастера изображать и голубей, журавлей, задиристых петухов.
Воспитатель: предлагает детям поиграть.
Игра «Найди предмет-экспонат» Воспитатель показывает детям «карточку-находилку» с фотографиями предметов-экспонатов, спрашивает у детей – «видят ли они на этих фотографиях что-то знакомое для них?». Работаем с малыми группами по 3-5 человек. Поначалу у детей могут возникнуть трудности с соотнесением содержания фотографии с предметом-экспонатом, здесь требуется помощь и подсказка воспитателя, который подводит детей к предмету-экспонату и просит внимательно посмотреть, похож ли он, на тот, что представлен на фото, затем второй и т. д.
Со второй, третьей подобной игры детям дается возможность справиться самостоятельно, находя предметы-экспонаты всей группой. Работая малыми группами по 3-5 человек, количество предметов-экспонатов на «карточках-находилках» достигает до 6-8.
В старшей группе с середины учебного года можно переходить на индивидуальные «карточки-находилки» с представленными на них экспонатами музея, начиная с 6 фотографий и к концу года доводя их количество до 8. Переход на индивидуальные «карточки-находилки» позволяет усложнить игру и ввести такое понятие как «чек-лист». Чек-лист Поскольку задание теперь дети выполняют самостоятельно, им уже не нужно подходить к педагогу и показывать найденный ими экспонат, свою находку можно просто отметить на листе в специальном квадратике. Как правило, карточки прикрепляются к планшетам для блокнотов, детям раздаются карандаши или фломастеры, и объясняется правило игры : «Найдя экспонат, нужно отметить его в «чек-листе», т. е. в квадратике возле фотографии экспоната».
В конце игры проводится коллективный анализ выполненной работы, проговаривается с детьми место расположения найденных экспонатов, отмечается правильность выполнения задания, победитель игры. Если дети группы подготовлены к тому, что будет определен победитель игры, то педагог отмечает того, кто выполнил задание первым. Педагог награждает ребенка определенным бонусом, например – ребенок может быть назначен ведущим следующей игры-находилки и т. д.
Со старшей группы в содержание «карточки находилки» помимо фотографий с экспозиций музея, добавляются «условные» изображения экспонатов. Например, на «карточку находилку» размещается фото Палехской шкатулки, но не из коллекции музея, а как обобщенное изображение лаковой миниатюры данного промысла.