Марина Чижевская
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
▼ Скачать +Заказ
Тема ОД: «Моя семья». Реализация ОО «Развитие речи».
Цель: систематизировать представления о родственных отношениях в семье в процессе разных видов детской деятельности.
Задачи:
1. Закреплять представления о родственных отношениях в семье, о роли взрослых и детей.
2. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний по данной теме, развивать компоненты устной речи, совершенствовать диалогическую речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
3. Развивать познавательный интерес, творческие способности, коммуникативные качества личности детей.
4. В продуктивной деятельности – продолжать учить пользоваться кистью, аккуратно закрашивать ограниченную поверхность, самостоятельно выбирать изобразительные средства для выполнения работы.
5. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь между сверстниками.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
-подбор методической литературы по теме;
- рассматривание картин («Семья», «У телевизора», иллюстративного материала («Умные карточки «Семья», иллюстрации из детских книг, открытки и пр., настольно – печатных, сенсорных, пальчиковых («Из – за леса, из –за гор», «Этот пальчик – мамочка…», «Семья») и дидактических игр («Кто мы, какие мы?», «Кого не стало?», «Скажи ласково», «Что сначала, что потом?», «Собери по частям», «Хорошо – плохо», «Можно и нельзя», «Опасный – безопасный», «Кто в доме живет?», «Моя квартира», «Кто что делает», «Профессии», «Мы – помощники» и др.);
- Чтение художественной литературы: стихи о членах семьи, загадки, стихи о детях, К. Шанэ «Братишки», «Мы – дружные ребятки», «От шалости до беды – рукой подать», «Если папы дома нет», «Правила поведения для послушных детей», «Когда мамы и папы нет дома»;
- Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»;
-Просмотр мультфильмов «Репка», «Нехочуха»;
- Тематическая выставка «Золотые руки наших бабушек и мам»;
- Сбор семейных фотографий;
- Выпуск семейных газет;
- Беседы с детьми о правилах поведения в семье, о безопасности жизнедеятельности в быту.
Материал и образовательные ресурсы:
- Считалка «Шел по крыше…», загадка о семье, шуточное стихотворение «Книжки мне читает мама…» (разучить с ребенком заранее);
- Мяч для словесной игры «Подбери пару»;
- Карточки – картинки с изображением членов семьи на специальных прищепках (чтобы можно было прикрепить к одежде);
- Создание игровой обстановки в центре сюжетной игры ( необходимые предметы для обыгрывания: утюг, гладильная доска, посуда, мебель, инструменты, предметы – заменители, одежда для ряженья, фартуки, полотенца, красивые салфетки, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий и др.);
- Дидактическая игра «Опасный – безопасный»;
- Веселая детская современная музыка (детский ансамбль «Барбарики») для организации двигательной активности (физминутка «Обнималочки»);
- Заготовки рамок для фотографий на каждого ребенка;
- Все необходимое для продуктивной деятельности –краски – акварель, кисти, салфетки, пластиковые стаканчики с водой, клеенки – на каждого ребенка;
- Аудиозапись песни Э. Пьехи «Семейный альбом».
Ход ОД:
Вхождение в занятие.
Шёл по крыше воробей,
Собирал своих друзей.
Много, много, много нас.
Выйдут девочки сейчас.
Воспитатель вместе с девочками зовёт мальчиков.
I. Вступительная часть (мотивационная)
1. Ообласть «Познавательное развитие», в процессе общения взрослого и детей.
ФЭМП.
Воспитатель: Сколько девочек у нас (Ответы).
- Как проверить (Ответы).
- А сколько мальчиков (Ответы).
- Кого больше, девочек или мальчиков? (Ответы).
- Как проверить? (Встать парами.)
2. Ообласть «Речевое развитие», игровая деятельность (стоя в кругу)
Загадка.
Воспитатель: - Отгадайте загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
- Ваша дружная (семья).
Вопрос: А что такое семья? (Ответы детей).
Словесная игра с мячом «Подбери пару» (дети стоят по кругу). Цель: учить детей подбирать пары слов по ассоциации - противоположности, развивать логическое мышление.
Игровое действие: Ребенок ловит мяч, называет парное слово и возвращает мяч воспитателю (слова – пары: мама-папа, дядя-тетя, дедушка-бабушка, брат-сестра, мальчик-девочка,дети-родители, муж-жена, сын-дочь, взрослые-дети и др.)
II. Основная часть.
1. Ообласть «Речевое развитие», в процессе общения взрослого и детей.
Совместное составление рассказа.
Воспитатель: А теперь давайте все вместе составим рассказ о семье (сидя на подушечках, в процессе рассказа воспитатель надевает на детей карточки – картинки с изображением членов семьи).
В: - В одномдоме жили-были вместе мальчик и девочка. Как вы думаете, кто они были друг другу? (брат и сестра).
В: - И были у них мама и (папа).
В: - Они были для детей (родители).
Мальчика родители называли (сыном, сыночком, а девочку (дочкой, доченькой).
В: - У папы тоже были родители. Дети называли их (бабушкой, и (дедушкой).
В: - И у мамы были родители. Дети их тоже называли (бабушкой и дедушкой.)
В: - Посмотрите, вот какая у нас семья! (Взяться за руки).
Воспитатель, обращаясь к ребёнку, спрашивает: - Ты кто….? («Я - дедушка»).
В: - В нашей семье живут люди разного возраста – взрослые и….дети. Поднимите руки те, кто в нашей семье взрослый? А теперь те,кто в нашей семье дети?
В: - Как Вы думаете, наша семья большая, или маленькая? (Ответы.) Почему?
В: - А кто может сосчитать, сколько нас всего?
В: -Наша семья очень большая и дружная. Взрослые любят детей и заботятся о них. А дети у нас послушные. Они охотно помогают взрослым.
2. О область «Социально-коммуникативное развитие», игровая деятельность, общение.
Ролевая игра «Наша дружная семейка». Цель: закреплять навыки ролевого поведения, развивать инициативу и самостоятельность.
В: - Давайте поиграем в игру «Наша дружная семейка»,проходите в кукольный уголок - это наша комната, каждый из Вас будет выполнять игровые действия, в соответствии с ролью. Например:«Таисия, ты кто? (Мама).Мама, ты что будешь делать?» (Буду гладить).
Дети самостоятельно и по желанию выбирают бытовые предметы и выполняют игровые действия с ними, воспитатель активно участвует в игровой деятельности детей (в роли гости, задает вопросы: «Бабушка, что ты делаешь? («Варю суп»). А какой суп? Ты не забыла его посолить?» «А для кого ты варишь суп? «Ты заботливая бабушка?» и т. п.
Оценка воспитателя.
В: - Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, чем занимаются взрослые и дети дома, когда собираются вместе. Молодцы!
В: - А теперь послушайте шуточное стихотворение.
Чтение стихотворения (читает ребенок)
Книжки мне читает мама,
И котлеты жарит мама,
Поет песни перед сном,
Убирает целый дом!
Папе моему везет –
На работу он идет.
В. : - Кто догадался, почему я это стихотворение назвала шуточным?
3. Ообласть «Социально-коммуникативное развитие», игровая деятельность.
Дидактическая игра «Опасный – безопасный»(дети стоят по кругу).Цель – закреплять знания об опасных и безопасных предметах быта.
В: - А теперь Вы опять все просто дети. Вы, конечно, знаете, что дома вас окружает много разных предметов. Среди них есть опасные и безопасные для игр предметы. Принеси (имя ребёнка) из уголка безопасности коробку с новой игрой.
В: - Эта игра называется «Опасный – безопасный». Давайте поиграем в игру. Объяснение правила игры: «Я показываю вам карточки с разными предметами, Вы называете этот предмет и если предмет для детей опасный, вы прячете руки за спину, а если для детей предмет безопасный– громко хлопаете в ладоши.
Например: «Что это (Это топор). Что вы делаете? (Прячем руки за спину)».
В конце игры самооценка.
4. О Область «Физическое развития», двигательная деятельность.
Физминутка «Обнималочки» (под музыку). Цель: смена деятельности, снять признаки усталости, эмоциональная разгрузка.
5. Область «Речевое развитие», общение.
Проблемная ситуация
Воспитатель обращает внимание детей на фотографии лежащие в уголке «Семья».Затем показывает фотографию в рамке на стене.
В: - Ребята, как Вы думаете, мы сможем сейчас повесить на стену эти фотографии? Почему?
В: - А что надо сделать? (купить рамку, сделать рамку).
В: - Все Ваши предложения хороши, только (денег нет, делать сами не умеем).
В: - А вот ребята старшей группы, нам помогли, они изготовили для нас рамочки. Посмотрите, рамочки хорошие, но белые.
Рассматривание готовых рамок для фотографий
В: - Посмотрите, какие можно сделать разные по цвету рамки.
Описание последовательности действий украшения готовой рамки.
В: - Что нам надо будет для работы? (вода краски, салфетка, кисть).
В: - Ребята, обратите внимание, какая сейчас вода? (чистая, прозрачная).
В: - Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, какой станет вода, когда вы закончите рисовать.
Самостоятельная подготовка к работе, трудовая деятельность.
В: - Ребята, кто хочет украсить рамку, берите необходимый для работы материал и проходите за столы.
5. О область «Художественно-эстетическое развитие», продуктивная деятельность-украшение рамочек для семейной фотографий (звучит песня в исполнении Э. С. Пьехи «Семейный альбом»).
Индивидуальная работа по закреплению технических навыков рисования.
Индивидуальное общение.
В: - Ты рисуешь для себя, или кому-то подаришь?
В: - Как зовут твоего папу (маму, бабушку? и др.
Проверка эксперимента
По окончании работы обратить внимание детей на воду.
В: - Что случилось с водой? Какая она стала после рисования? (Мутной, грязной)
- Почему?
III.Заключительная часть.
Выставка (презентация) детских работ.
Рефлексия
В: - Чем мы сегодня занимались?
В: - Что тебе больше всего понравилось делать?
В: - А тебе, понравилось играть в?
В: - Кого вы хотите похвалить?
В: - Похвалите себя. (Дети хлопают в ладоши). Давайте все вместе дружно скажем: «Мы – молодцы!»
Далее (вечером) воспитатель с детьми оформляет выставку семейных фотографий в детской рамке.