Любовь Тарасова
Конспект НОД «Мой край родной, заповедный»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Мой край родной, заповедный» для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные области: познавательная, речевая, социально – коммуникативная.
Цель: Познакомить детей с Центрально – Чернозёмным заповедником, как памятником природы своей местности. Показать, что в нём ценного, что охраняется. Закрепить правила культурного поведения в природе в ходе дидактических игр. Ввести в словарь детей термины: Центрально – Чернозёмный заповедник, лесостепь, ковыль, бодяга, экология.
Публикация «Конспект НОД „Мой край родной, заповедный“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Воспитывать бережное, внимательное отношение к природе, любовь к родному краю, чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах.
Предварительная работа:
• чтение рассказов и стихотворений о природе;
• знакомство с пословицами о родном крае;
• прослушивание звукозаписи «Голоса весеннего леса»;
• чтение и заучивание стихотворения П. Воронько «Журавль»;
• проведение НОД: «Природа и человек», «Птичий город на деревьях»,
«Насекомые», «Тайны жизни рыб», «Лес в жизни человека»;
• дидактическая игра «Как вести себя в природе»;
• проигрывание проблемных ситуаций.
Материал: стулья, руль, предметы к игре «Что мы возьмём с собой в заповедник?», демонстрационные стенды: «Степь», «Лес и дикие животные», «Земноводные в водоёме»; иллюстрации птиц, магнитофон, звукозапись «Голоса весеннего леса», маски зайцев и волка, знаки к дидактической игре «Как вести себя в природе».
Ход:
В зале располагаются стенды, изображающие участки заповедника, стулья и руль – воображаемый «экскурсионный автобус», материал к дидактическим играм. Дети входят в зал, воспитатель читает стихотворение Я. Акима «Береги свою планету:
«Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.»
«Мы живём с вами на планете, которая называется Земля. Это наш родной дом. Как красива наша Земля! Особенно она хорошеет весной от зелени и цветов. Мы должны любить нашу Землю, заботиться о ней, беречь её. Ведь недаром говорится: «Земля заботу любит», «Земля - тарелка, что положишь, то и возьмёшь», «Жизнь дана на добрые дела».
Воспитатель предлагает детям прочитать ранее заучиваемое стихотворение П. Воронько «Журавль» :
Жура – жура – журавель,
Облетел он сто земель.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил пролетая:
«Лучше нет родного края!»
«Мы любим наш родной Курский край, который богат знаменитыми людьми, интересными достопримечательными местами, чудесной природой. Одно из замечательных мест в Курском крае – это заповедник. И я предлагаю отправиться на экскурсию в это заповедное место, чтобы узнать о нём как можно больше. Но перед отъездом я хочу проверить: всех ли вас можно брать с собой в заповедник, не навредите ли вы природе?»
Дидактическая игра «Что возьмём с собой в заповедник?»
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат: топор, пила, спички, рогатка, фотоаппарат, альбом, кисточка, краски. Детям предлагается выбрать предметы, которые можно взять с собой в заповедник и обосновать ответы.
Воспитатель предлагает занять места в «экскурсионном автобусе» детям и водителю. Воспитатель: «Дети, я буду вашим экскурсоводом. Пока мы будем ехать в заповедник, я вам немного расскажу о нём. Наш заповедник получил название Центрально – Чернозёмный, потому что располагается в центрально – чернозёмной полосе России. Создал его наш земляк Василий Васильевич Алёхин. Наш заповедник маленький, но знают о нём во всём мире, потому что такого больше нет нигде. Заповедник – это такое место, где берегут и сохраняют всех животных и все растения. Но природу здесь не только охраняют – её исследуют. Круглый год работают тут учёные, разгадывая секреты жизни растений, насекомых, птиц и зверей. Ведь чтобы понять законы природы, прежде всего её надо изучать там, где она ещё не тронута человеком. В этих местах нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья и даже кость траву, потому что здесь заповедник. В нашем заповеднике охраняются и изучаются заповедные участки лесостепи, выходы меловых гор. Заповедник располагается на 7 участках: Стрелецкая, Казацкая, Ямская степь, Баркаловка, Букреевы Бармы, Лысые горы, Стенки Изгорье. Затем учёные решили присоединить к заповеднику ещё 1 участок – Зоринские болота. Самая главная ценность заповедника – это знаменитый плодородный, целинный чернозём, который никогда не распахивался. К нам в заповедник приезжают учёные из разных городов и стран, чтобы изучать эту плодородную почву».
Воспитатель предлагает детям выйти из «автобуса» и посетить Центрально – Чернозёмный заповедник.
«Представьте себе, что мы попали на участок степи, где растё т очень много различных растений: мхов, лишайников, грибов, медоносных цветов (шалфей луговой, одуванчик, лекарственных (валериана русская, горицвет весенний, зверобой продырявленный и др., декоративные (астра, пион). 5 растений занесены в Красную книгу: тиверекия подольская, Волчеягодник Юлии, ятрышник шлемоносный, проломник Козо – Полянского, пион узколистный. Уже издана Красная книга Курской области. Степь весной и летом поражает цветистостью. При хорошей погоде в начале августа степь цветёт второй раз. Часто на лугах степи встречаются: осока низкая, ковыль, типчак. Степи заповедника пересекают многочисленные лога, на днище которых растут луговые и лесные, реже степные растения.
Насекомых в заповеднике около 4 тысяч видов : много жуков, бабочек, клопов, диких пчёл, шмелей, жужелиц, многоножек, муравьёв, ос, мух, кузнечиков. Дыбка степная и жук – олень занесены в Красную книгу. Весна в заповедник приходит вместе с появлением первых бабочек. На южных склонах логов после таяния снега на фоне бурых листьев начинают мелькать ярко – жёлтые лимонницы, пёстрые крапивницы, траурницы. Появившись ещё в прошлом году, они перезимовали где – нибудь под корой, чтобы проснуться с первыми тёплыми лучами солнца. Позже появляются капустницы, боярышницы, бабочки – адмиралы и т. д. Все бабочки очень красивы, гусеницы их живут на разных травах. Бабочки украшают степь, лес, луга».
Детям предлагается объяснить несколько знаков к дидактической игре «Как вести себя в природе».
Физкультминутка «Бабочка».
«Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся».
Дети выполняют соответствующие движения.
«В заповеднике обитает прыткая и живородящяя ящерица, веретеница, уж, степная гадюка. После зимовки они появляются в марте – апреле. Во второй половине апреля размножаются. Особенно заметны весной, пока не поднялась высокая трава. Потом они живут скрытно среди густой и высокой травы. После уборки сена они обитают на нескошенных участках и снова становятся малозаметны. Молодые появляются в августе. В сентябре попадаются реже, и только в тёплые, солнечные дни. В конце сентября – октября они забираются в норы грызунов, пустот между корнями и впадают в оцепенение. Сначала исчезаю взрослые, потом молодые. Ими питаются хищники и некоторые птицы».
Дети подходят к демонстрационному стенду «Лес». Экскурсия продолжается: «В заповеднике 78 видов деревьев, кустарников и полукустарников: сосна, ива, берёза, жимолость, клён, акация, ясень, яблоня, крушина, груша, боярышник, лещина, тёрн, вишня, ракитник, шиповник, дуб, бузина чёрная и красная. У полукустарников нижние части стеблей не отмирают на зиму (чабрец, лён жёлтый). Леса заповедника образуют в основном дуб и реже осина, клён».
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
«В заповеднике более 200 видов птиц: воробьи, чёрный коршун, тетеревятник, сова, дятел, голубь, кряква, чирок – трескунок, жаворонки, дрозды, скворцы, стрижи, щеглы, грачи, галки, вороны, соловьи. На территории заповедника гнездились : сизоворонка, городская ласточка, козодой, дрофы, но исчезли из–за того, что поля рядом с заповедником обрабатывались тракторами, удобрениями, что вредило птицам. Зимою количество птиц зависит от снежного покрова. Зимуют: большая синица, лазоревка, дятел, сойка, рябинники, дубоносы, свиристели, куропатки».
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
Дидактическая игра «Угадай птиц по голосу».
«В заповеднике 44 вида животных. Самые крупные из них – лось, косуля, кабан. Если число их возрастает, то они наносят вред степи. Приходится регулировать число животных путём отстрела. Также здесь живут землеройки, многочисленные грызуны – европейские рыжие полёвки, лесные мыши, слепыши, суслики, зайцы, лисицы, волки, барсуки».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
1. Серый зверюшка – длинные ушки,
Спит под кустом – там его дом.
2. Хвост пушистый, лик золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
3. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
4. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув глубоко.
5. Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки.
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
Подвижная игра «Волк и зайцы».
«Сели зайчики в кружок, сели и замолкли.
Вдруг бежит сердитый волк, он на них зубами щёлк,
Зайцы мигом наутёк».
Дети выполняют соответствующие движения и правила игры.
«По кочкам подойдём к болоту. В заповеднике почти нет водных источников, а вода залегает в земле глубоко: болото в урочище Баркаловка, 3 пруда на Стрелецком Участке и водохранилище в охранной зоне Ямского участка. Здесь обитает 8 видов земноводных: зелёная жаба, обыкновенная чесночница, остромордая, озёрная и травяная лягушки, краснобрюхая жерлянка, тритоны. Там, где нет водоёмов, они размножаются в бочагах, заполненных талой водой, и пересыхающих к концу лета. После зимовки первые земноводные появляются в конце марта – апреля. Во второй половине апреля - начале мая они размножаются. В этот период они особенно заметны, лягушачьи хоры слышны в каждом бочажке. Конец июля – август – время выхода молодых их водоёмов. С первым осенним похолоданием они исчезают, впадают в спячку».
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
Воспитатель предлагает сфотографировать на память понравившиеся уголки природы и занять места в «экскурсионном автобусе». Но в это время ласточка «приносит» пакет, в котором находится плакат, разрезанный на своеобразные пазлы. Детям предлагается собрать плакат, выяснить, что на нём изображено и написано. Дети читают надпись: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете вы останетесь одни».
На обратном пути воспитатель – «экскурсовод» рассказывает: «В заповедниках запрещается всякая деятельность, но для Центрально – Чернозёмного, для сохранения луговых степей сделано исключение. В заповеднике степные участки разделены на 4 части, каждая из которых выкашивается 1 раз в 4 года. Сено косят поздно, после того, как птенцы птиц, которые гнездятся на земле, покинут гнёзда. И есть абсолютно заповедные места, которые не косят со дня организации заповедника. На небольшом участке степи пасут животных. В заповеднике охраняют и изучают лесостепную природу».
Закрепляющие и обобщающие вопросы к детям: «Как называется заповедник, в котором мы побывали?», «Что (кто) вам понравилось (вился) больше всего?», «Хотели бы вы по-настоящему посетить Центрально – Чернозёмный заповедник?».
Воспитатель обращается к детям:
«Давайте будем беречь планету, другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым, в обиду её никому не дадим!»
Дети выходят из «автобуса» и из зала.
Конспект НОД «Мой край родной, заповедный» для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные области: познавательная, речевая, социально – коммуникативная.
Цель: Познакомить детей с Центрально – Чернозёмным заповедником, как памятником природы своей местности. Показать, что в нём ценного, что охраняется. Закрепить правила культурного поведения в природе в ходе дидактических игр. Ввести в словарь детей термины: Центрально – Чернозёмный заповедник, лесостепь, ковыль, бодяга, экология.
Воспитывать бережное, внимательное отношение к природе, любовь к родному краю, чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах.
Предварительная работа:
• чтение рассказов и стихотворений о природе;
• знакомство с пословицами о родном крае;
• прослушивание звукозаписи «Голоса весеннего леса»;
• чтение и заучивание стихотворения П. Воронько «Журавль»;
• проведение НОД: «Природа и человек», «Птичий город на деревьях»,
«Насекомые», «Тайны жизни рыб», «Лес в жизни человека»;
• дидактическая игра «Как вести себя в природе»;
• проигрывание проблемных ситуаций.
Материал: стулья, руль, предметы к игре «Что мы возьмём с собой в заповедник?», демонстрационные стенды: «Степь», «Лес и дикие животные», «Земноводные в водоёме»; иллюстрации птиц, магнитофон, звукозапись «Голоса весеннего леса», маски зайцев и волка, знаки к дидактической игре «Как вести себя в природе».
Ход:
В зале располагаются стенды, изображающие участки заповедника, стулья и руль – воображаемый «экскурсионный автобус», материал к дидактическим играм. Дети входят в зал, воспитатель читает стихотворение Я. Акима «Береги свою планету:
«Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.»
«Мы живём с вами на планете, которая называется Земля. Это наш родной дом. Как красива наша Земля! Особенно она хорошеет весной от зелени и цветов. Мы должны любить нашу Землю, заботиться о ней, беречь её. Ведь недаром говорится: «Земля заботу любит», «Земля - тарелка, что положишь, то и возьмёшь», «Жизнь дана на добрые дела».
Воспитатель предлагает детям прочитать ранее заучиваемое стихотворение П. Воронько «Журавль» :
Жура – жура – журавель,
Облетел он сто земель.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил пролетая:
«Лучше нет родного края!»
«Мы любим наш родной Курский край, который богат знаменитыми людьми, интересными достопримечательными местами, чудесной природой. Одно из замечательных мест в Курском крае – это заповедник. И я предлагаю отправиться на экскурсию в это заповедное место, чтобы узнать о нём как можно больше. Но перед отъездом я хочу проверить: всех ли вас можно брать с собой в заповедник, не навредите ли вы природе?»
Дидактическая игра «Что возьмём с собой в заповедник?»
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат: топор, пила, спички, рогатка, фотоаппарат, альбом, кисточка, краски. Детям предлагается выбрать предметы, которые можно взять с собой в заповедник и обосновать ответы.
Воспитатель предлагает занять места в «экскурсионном автобусе» детям и водителю. Воспитатель: «Дети, я буду вашим экскурсоводом. Пока мы будем ехать в заповедник, я вам немного расскажу о нём. Наш заповедник получил название Центрально – Чернозёмный, потому что располагается в центрально – чернозёмной полосе России. Создал его наш земляк Василий Васильевич Алёхин. Наш заповедник маленький, но знают о нём во всём мире, потому что такого больше нет нигде. Заповедник – это такое место, где берегут и сохраняют всех животных и все растения. Но природу здесь не только охраняют – её исследуют. Круглый год работают тут учёные, разгадывая секреты жизни растений, насекомых, птиц и зверей. Ведь чтобы понять законы природы, прежде всего её надо изучать там, где она ещё не тронута человеком. В этих местах нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья и даже кость траву, потому что здесь заповедник. В нашем заповеднике охраняются и изучаются заповедные участки лесостепи, выходы меловых гор. Заповедник располагается на 7 участках: Стрелецкая, Казацкая, Ямская степь, Баркаловка, Букреевы Бармы, Лысые горы, Стенки Изгорье. Затем учёные решили присоединить к заповеднику ещё 1 участок – Зоринские болота. Самая главная ценность заповедника – это знаменитый плодородный, целинный чернозём, который никогда не распахивался. К нам в заповедник приезжают учёные из разных городов и стран, чтобы изучать эту плодородную почву».
Воспитатель предлагает детям выйти из «автобуса» и посетить Центрально – Чернозёмный заповедник.
«Представьте себе, что мы попали на участок степи, где растё т очень много различных растений: мхов, лишайников, грибов, медоносных цветов (шалфей луговой, одуванчик, лекарственных (валериана русская, горицвет весенний, зверобой продырявленный и др., декоративные (астра, пион). 5 растений занесены в Красную книгу: тиверекия подольская, Волчеягодник Юлии, ятрышник шлемоносный, проломник Козо – Полянского, пион узколистный. Уже издана Красная книга Курской области. Степь весной и летом поражает цветистостью. При хорошей погоде в начале августа степь цветёт второй раз. Часто на лугах степи встречаются: осока низкая, ковыль, типчак. Степи заповедника пересекают многочисленные лога, на днище которых растут луговые и лесные, реже степные растения.
Насекомых в заповеднике около 4 тысяч видов : много жуков, бабочек, клопов, диких пчёл, шмелей, жужелиц, многоножек, муравьёв, ос, мух, кузнечиков. Дыбка степная и жук – олень занесены в Красную книгу. Весна в заповедник приходит вместе с появлением первых бабочек. На южных склонах логов после таяния снега на фоне бурых листьев начинают мелькать ярко – жёлтые лимонницы, пёстрые крапивницы, траурницы. Появившись ещё в прошлом году, они перезимовали где – нибудь под корой, чтобы проснуться с первыми тёплыми лучами солнца. Позже появляются капустницы, боярышницы, бабочки – адмиралы и т. д. Все бабочки очень красивы, гусеницы их живут на разных травах. Бабочки украшают степь, лес, луга».
Детям предлагается объяснить несколько знаков к дидактической игре «Как вести себя в природе».
Физкультминутка «Бабочка».
«Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся».
Дети выполняют соответствующие движения.
«В заповеднике обитает прыткая и живородящяя ящерица, веретеница, уж, степная гадюка. После зимовки они появляются в марте – апреле. Во второй половине апреля размножаются. Особенно заметны весной, пока не поднялась высокая трава. Потом они живут скрытно среди густой и высокой травы. После уборки сена они обитают на нескошенных участках и снова становятся малозаметны. Молодые появляются в августе. В сентябре попадаются реже, и только в тёплые, солнечные дни. В конце сентября – октября они забираются в норы грызунов, пустот между корнями и впадают в оцепенение. Сначала исчезаю взрослые, потом молодые. Ими питаются хищники и некоторые птицы».
Дети подходят к демонстрационному стенду «Лес». Экскурсия продолжается: «В заповеднике 78 видов деревьев, кустарников и полукустарников: сосна, ива, берёза, жимолость, клён, акация, ясень, яблоня, крушина, груша, боярышник, лещина, тёрн, вишня, ракитник, шиповник, дуб, бузина чёрная и красная. У полукустарников нижние части стеблей не отмирают на зиму (чабрец, лён жёлтый). Леса заповедника образуют в основном дуб и реже осина, клён».
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
«В заповеднике более 200 видов птиц: воробьи, чёрный коршун, тетеревятник, сова, дятел, голубь, кряква, чирок – трескунок, жаворонки, дрозды, скворцы, стрижи, щеглы, грачи, галки, вороны, соловьи. На территории заповедника гнездились : сизоворонка, городская ласточка, козодой, дрофы, но исчезли из–за того, что поля рядом с заповедником обрабатывались тракторами, удобрениями, что вредило птицам. Зимою количество птиц зависит от снежного покрова. Зимуют: большая синица, лазоревка, дятел, сойка, рябинники, дубоносы, свиристели, куропатки».
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
Дидактическая игра «Угадай птиц по голосу».
«В заповеднике 44 вида животных. Самые крупные из них – лось, косуля, кабан. Если число их возрастает, то они наносят вред степи. Приходится регулировать число животных путём отстрела. Также здесь живут землеройки, многочисленные грызуны – европейские рыжие полёвки, лесные мыши, слепыши, суслики, зайцы, лисицы, волки, барсуки».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
1. Серый зверюшка – длинные ушки,
Спит под кустом – там его дом.
2. Хвост пушистый, лик золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
3. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
4. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув глубоко.
5. Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки.
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
Подвижная игра «Волк и зайцы».
«Сели зайчики в кружок, сели и замолкли.
Вдруг бежит сердитый волк, он на них зубами щёлк,
Зайцы мигом наутёк».
Дети выполняют соответствующие движения и правила игры.
«По кочкам подойдём к болоту. В заповеднике почти нет водных источников, а вода залегает в земле глубоко: болото в урочище Баркаловка, 3 пруда на Стрелецком Участке и водохранилище в охранной зоне Ямского участка. Здесь обитает 8 видов земноводных: зелёная жаба, обыкновенная чесночница, остромордая, озёрная и травяная лягушки, краснобрюхая жерлянка, тритоны. Там, где нет водоёмов, они размножаются в бочагах, заполненных талой водой, и пересыхающих к концу лета. После зимовки первые земноводные появляются в конце марта – апреля. Во второй половине апреля - начале мая они размножаются. В этот период они особенно заметны, лягушачьи хоры слышны в каждом бочажке. Конец июля – август – время выхода молодых их водоёмов. С первым осенним похолоданием они исчезают, впадают в спячку».
Детям предлагается объяснить несколько знаков дидактической игры «Как вести себя в природе».
Воспитатель предлагает сфотографировать на память понравившиеся уголки природы и занять места в «экскурсионном автобусе». Но в это время ласточка «приносит» пакет, в котором находится плакат, разрезанный на своеобразные пазлы. Детям предлагается собрать плакат, выяснить, что на нём изображено и написано. Дети читают надпись: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете вы останетесь одни».
На обратном пути воспитатель – «экскурсовод» рассказывает: «В заповедниках запрещается всякая деятельность, но для Центрально – Чернозёмного, для сохранения луговых степей сделано исключение. В заповеднике степные участки разделены на 4 части, каждая из которых выкашивается 1 раз в 4 года. Сено косят поздно, после того, как птенцы птиц, которые гнездятся на земле, покинут гнёзда. И есть абсолютно заповедные места, которые не косят со дня организации заповедника. На небольшом участке степи пасут животных. В заповеднике охраняют и изучают лесостепную природу».
Закрепляющие и обобщающие вопросы к детям: «Как называется заповедник, в котором мы побывали?», «Что (кто) вам понравилось (вился) больше всего?», «Хотели бы вы по-настоящему посетить Центрально – Чернозёмный заповедник?».
Воспитатель обращается к детям:
«Давайте будем беречь планету, другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым, в обиду её никому не дадим!»
Дети выходят из «автобуса» и из зала.