Вера Чернова
Конспект открытого занятия кружка по декоративно-прикладному искусству в технике «вытынанка»
▼ Скачать + Заказать документы
В царстве льда и снегов
Цели: Формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации творческого потенциала воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
1. Активизировать знания детей о некоторых видах животных полярных широт.
2. Дать понятие уникального природного явления – полярное сияние.
3. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – граттаж.
4. Изготовить аппликацию, используя смешанные техники – граттаж и вытынанка.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия кружка по декоративно-прикладному искусству в технике „вытынанка“» размещена в разделах
- Вытынанки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
1. Развивать воображение, мышление, наблюдательность, устную речь, любознательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.
2. Пополнять словарный запас воспитанников, расширять кругозор.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, аккуратность, дисциплинированность, терпеливость, доброжелательность.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование; презентации на темы: «Края снегов» (в неё включены фотографии стран Севера, животных полярных широт и фото полярного сияния, «Полярное сияние»; видеофильм «Полярное сияние»; иллюстрированное изображение полярного сияния; вытынанки: белый медведь, пингвин, морж, северный олень; подготовленный картон для рисования в технике граттаж; палочки для рисования, клеёнка, клей ПВА, кисточки, тарелочки под клей, салфетки, ватные диски; таблица эмоций с карточками-смайликами, выражающими чувства: равнодушие, радость, грусть; медаль «Самый внимательный»; карточки со словами: граттаж, сполох, полярное сияние; наглядное пособие в виде готовой аппликации.
Словарная работа: сполох, граттаж, полярное сияние.
Предварительная работа: ознакомление с некоторыми видами животных полярных широт, вырезание их из бумаги в технике вытынанки.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Перед началом занятия дети отражают своё эмоциональное состояние в таблице эмоций с помощью смайликов.
- Ребята, отгадайте загадку:
Скатерть бела
Весь свет одела!
(снег)
- А в какое время года бывает снег? (поздняя осень, зима, ранняя весна).
- Сейчас какое время года? (осень)
- Скоро наступит зима и всё вокруг надолго покроется пушистым, белым снегом. Ребята, а есть на Земле такие края, где снег лежит почти постоянно. Что это за края такие? (Северный и Южный полюс).
- Наше сегодняшнее занятие посвящено именно этим удивительным местам на нашей планете. Полюбуемся на снежные красоты этих чудесных мест.
На экране с помощью проектора показывается презентация «Края снегов» (Норвегия, Финляндия, Аляска и др.).
2. Основная часть.
- В стране вечных снегов живут особенные животные, они не боятся долгих и сильных морозов и шкурка у них в основном белая, чтобы легче было прятаться от врагов в снегу или проще было подстерегать добычу. С некоторыми видами животных вы уже познакомились и даже вырезали их из бумаги с помощью необычной техники. Как называется эта техника? (вытынанка).
- Что она из себя представляет? (Ажурное вырезание из бумаги различных фигурок и картин).
- Вспомним названия некоторых подобных животных и посмотрим ваши работы. Отгадайте-ка загадки: (презентация - животные полярных широт)
1. Зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
Кто живёт в морях холодных,
Среди айсбергов огромных?
У него усы, как ёрш,
Не боится стужи…(морж)
На экран выводится изображение моржа.
- Ребята, посмотрите, какая замечательная вытынанка, изображающая моржа. Кто её автор? Что ты можешь рассказать об этом животном?
Заранее изготовленные детьми вытынанки находятся у воспитателя. Воспитатель показывает вытынанку, держа её в руке, ребёнок рассказывает о животном и вырезалочка возвращается автору, кладётся на край стола.
Такие же действия после остальных загадок.
2. Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин,
А зовут его… (пингвин)
3. У моржа соседи
Белые…(медведи)
4. Бьёт копытами «цок-цок»,
Снег летит, крупа, песок,
Знают все, кому не лень,
Это северный…(олень)
- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть, наша игра называется «Самый внимательный».
Дети встают в круг. Ведущий произносит слова: пингвин, медведь, олень и показывает при этом определенные движения для каждого животного, дети должны повторять их. Но ведущий специально путает ребят в процессе игры, называя одно животное, а показывая совсем другое движение. Кто ошибся, выходит из круга, выигрывает последний оставшийся. Ему вручается медаль «Самый внимательный».
- Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать об одном из прекраснейших природных явлений, которое могут наблюдать жители стран Северного и Южного полюсов.
Демонстрируется иллюстрация полярного сияния, на экране презентация фото этого природного явления.
- Высоко в небе возникает небольшое светящееся пятно. Оно растёт, разливается по небу, становится всё ярче и ярче. Светлеет ночь, на тёмном небе загораются разноцветные сверкающие дуги – красные, оранжевые, фиолетовые, зеленые, розовые. Вспыхивают пучки дрожащих лучей. В воздухе как бы висят переливающиеся цветами радуги огромные колыхающиеся занавески. «Сполохи играют», - говорят северяне.
Сполох – это вспышка света, огня.
Карточка со словом сполох вывешивается на доске.
-Такое зрелище фантастической красоты просто завораживает, похоже на чудо и называется оно полярное сияние – самое красочное световое явление в природе.
Карточка со словами полярное сияние и его иллюстрация вывешиваются на доске.
- Это свечение мельчайших частиц воздуха. На солнце бывают вспышки-взрывы, в результате которых рождаются частицы солнечного ветра. С огромной скоростью они летят к Земле и в небе появляется свечение.
Предлагаю вам посмотреть видеосъёмку полярного сияния.
Просмотр видеофильма «Полярное сияние».
С полярным сиянием связано множество мифов и легенд. Наши предки, не понимая природы некоторых явлений, связывали их с чем-то мифическим, порой божественным. Так, эскимосы считали, что огни в небе были душами китов, тюленей, а индийцы Канады полагали, что это искры огромного костра, который в небе зажигал «Большой дух».
- Какие впечатления у вас после просмотра данного видеофильма?
- Какими словами вы можете охарактеризовать полярное сияние? (переливающееся, яркое, сверкающее, загадочное, завораживающее и др.).
Физкультминутка
- Мне кажется, что вы немного устали, нужно чуть-чуть размяться, тем более, что вашим ручкам сейчас предстоит потрудиться.
На моей руке 5 пальцев (Сжимать и разжимать кулачки)
5 держальцев, 5 хватальцев (Изображать хватательные движения, выбрасывая руки перед собой)
Чтоб строгать и чтоб пилить (Тереть друг о друга ладони)
Чтобы брать и чтоб дарить (Сначала правую руку выбрасываем вперед с хватательным движением, затем левую, потом переворачиваем ладонями вверх и раскрываем кулачки)
Их не трудно сосчитать (Повороты головы влево-вправо)
Раз, два, три, четыре, пять! (Соединяем пальчики подушечками между собой, начиная с мизинцев)
Повстречались! (Трясём ладонями)
- Ребята, а наши животные заскучали, им хочется домой. Предлагаю отправить их в родные края, в мир сверкающего льда и пушистых снегов.
Я раздам вам чудесный картон, в котором спряталось северное небо с его разноцветными огнями и волшебные палочки, которые помогут вам явить нашему взору это завораживающее и величественное явление природы. А затем поможем нашим животным и поселим их под родное небо – для этого вам понадобятся клей, терпение и аккуратность. И, конечно же, необходим снег, его мы изобразим при помощи ватных дисков, а, как это делается, вы уже знаете.
Возьмите в руку волшебную палочку, попробуйте в воздухе, словно карандашом, как бы рисовать различные штрихи (воспитатель показывает вместе с детьми). А теперь то же самое вам нужно будет делать на картоне. Удивительно, но вы увидите, как вдруг засверкает всеми цветами радуги ваше прекрасное полярное небо. А такая техника работы называется граттаж, в дальнейшем вы ещё познакомитесь с ней поближе и научитесь сами изготовлять волшебный картон.
Карточка со словом граттаж вывешивается на доске.
Демонстрируется наглядное пособие.
3. Практическая работа.
Дети процарапывают палочками картон, изображая полярное сияние, наклеивают на него свои вытынанки и снег из ватных дисков. Работа сопровождается музыкальным фоном и демонстрацией фотографий полярного сияния с помощью проектора (презентация «Полярное сияние»).
4. Заключительная часть.
- Вы все хорошо потрудились, у вас получились замечательные работы, полюбуемся ими все вместе.
Дети выходят в центр группы, каждый держит в руках и демонстрирует свою работу.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- А чем ещё мы занимались сегодня?
- Чудеса нужно делить с друзьями, родными и близкими. Подарите свои прекрасные картины тем, кому вам очень захотелось на данный момент сделать приятное.
Дети дарят свои работы присутствующим на занятии гостям.
- Вам понравилось занятие? Какие чувства вы сейчас испытываете? (восторг, радость). Отразите, пожалуйста, ваши чувства в таблице эмоций, а наше занятие окончено, большое спасибо.
Дети прикрепляют смайлики-эмоции в таблицу на доске.