Елена Салтынская
Сценарий интеллектуальной игры с родителями по ПДД «Знает правила семья, значит знаю их и я!»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Конспект интеллектуальной игры с родителями по ПДД
«Знает правила семья, значит знаю их и я!»
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 6-7 лет и их родители
Автор-составитель:
Салтынская Елена Владимировна, музыкальный руководитель,
Введение:
Методическая разработка является авторской разработкой для привлечения внимания родителей к проблеме детского дорожно - транспортного травматизма, повышения активности родителей в обучении детей правилам дорожного движения.
Публикация «Сценарий интеллектуальной игры с родителями по ПДД „Знает правила семья, значит знаю их и я!“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ПДД. Викторины по правилам дорожного движения
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сценарии развлечений
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным всем, кто занимается развитием и воспитанием детей дошкольного возраста - музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям и родителям.
На примере сценария интеллектуальной игры с родителями по ПДД
«Знает правила семья, значит знаю их и я!», представляем опыт обучения детей дорожной грамоте через построение взаимодействия с социальными партнерами.
Пояснительная записка
Актуальность:
В статье 29 федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» говорится, что «обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».
Реализация ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает «формирование первичных представлений …о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил».
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах, сохранения жизни, особенно в условиях большого города, но и исключить возможности попадания его в дорожно-транспортные происшествия.
Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Самые первые познания в области ПДД дети в основной массе начинают получать от родителей. Юный возраст – наиболее благоприятное время для формирования устойчивых знаний и навыков безопасности.
Для того, чтобы подготовить ребенка к тому, как нужно вести себя на дороге, предугадывать опасные ситуации, нужно не только проводить беседы,но и играть вместе с детьми! В игровой форме ребенок легко воспримет азы ПДД уже начиная с 2 лет! Это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Задачи:
1. Стимулировать заинтересованность родителей в получении детьми навыков безопасности на улице.
2. Показать родителям значимость игр для обучения детей правилам дорожного движения.
3. Показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей.
4. Обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми.
5. Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности своих детей, привлекать родителей к совместной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, музыкальная.
Планируемые результаты:
дети: проявляют интерес к соблюдению правил дорожного движения и поведения на улице; умеют решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе; знают и умеют классифицировать дорожные знаки.
родители : проявляют активность для организации совместной деятельности с педагогами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Участники мероприятия:
- дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет);
- родители (законные представители).
Приглашенные гости
Оборудование:
Техническое оформление:
Компьютер, музыкальный центр, интерактивная доска.
Инвентарь: Дорожные знаки, плакаты по ПДД, пешеходный переход.
Дидактические игры : «Назови знак», «Создай макет дорожной ситуации», «Опасные ловушки»; «Сложи картинку».
Музыкальное сопровождение. И. Русских «Песенка о правилах дорожного движения», группа «Поющие светофоры» «Помни правила движения» (из детского мюзикла про ПДД, «Светофор» (муз. Е. Филипповой, сл. В. Кожевникова, «По улице, по улице», (сл. Г Бойко, муз. Т. Шутенко, «Веселые детские песни о правилах дорожного движения», автор музыки не известен (найдено в интернете, «Би-би-би, бибика» муз. Е. Кардаш
Ход.
Музыкальный зал оформлен по теме. Для проведения конкурса использованы детские столы и стулья для участников команд, накрытые скатертью красного, синего и зеленого цвета, стол для жюри, экран и мультимедийная приставка.
Звучит музыка, появляется ведущий.
Ведущий: О правилах движения сегодня наш рассказ
Каждый мальчишка и каждая девочка
Знать эти правила твердо должны.
Надеемся очень, что папы, и мамы
В этом вопросе очень дружны.
Ведущий:
- Все вы знаете, что наши дети очень любят играть, а особенно со своими родителями. И сегодня мы им предоставим эту возможность.
- Мы с вами живем в большом и красивом городе Санкт – Петербурге. В нашем городе много улиц, много больших проспектов, магистралей и дорог, по которым мчатся машины.
Скажите, пожалуйста, кто пришел с родителями пешком? А кого привезли на автомобиле? А кто приехал на автобусе? Вот видите, сколько способов передвижения вы знаете. На дорогах очень много разных транспортных средств, все едут по своим делам, спешат и торопятся. Все должны соблюдать правила, чтобы не было заторов и беды. А как называются эти правила?
Дети: Правила дорожного движения!
Дети читают стихи:
1 Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
2 Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
3. Его кресты, его гранит -
Веков узор так прочен! -
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
4. Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство! (К. Озерова)
Танец фонтаны
(Звучит шум дождя, ветра, грозы)
Входит Морской Царь:
-Дождь, сырость, кругом вода. Все это сделал я!
Я по городу гулял, правила дорожного движенья изучал.
Все дорожные знаки в сундук собрал.
Заберу на дно морское, морских жителей учить,
На дне морском порядок буду наводить!
Ведущий:
- Как же так? Нужно срочно все знаки дорожного движения вернуть на свои места. Без дорожных знаков и пешеходам и водителям никак нельзя!
Морской Царь:
- Если хотите дорожные знаки обратно унести,
Нужно все мои испытания пройти!
Если увижу, что вы все правила движения знаете,
Все дорожные знаки отдам, все на место поставите!
Ведущий:
- Ребята, а вы хотите вернуть дорожные знаки на свои места?
Хотите поучаствовать в игре на знание правил дорожного движения.
(дети отвечают)
-Тогда предлагаю вам выбрать один из кружочков. Это цвета, которые вы часто встречаете на дороге.
(Ведущий берет поднос, на котором кружочки красного, зеленого и желтого цвета. Дети выбирают круг и садятся за стол с одноименным цветом).
Ведущий:
- Ну вот у нас и определились команды. А мамы и папы могут пройти и занять места рядом со своими детьми, участники команд могут посовещаться и выбрать капитана, а также название команды. А у нас пока все занимают свои места и совещаются музыкальная пауза.
КОЛЕСИКИ, КОЛЕСИКИ, КОЛЕСИКИ….
Ведущий:
- Раз у нас конкурсы, значит должно быть жюри строгое и справедливое. Итак, представлю вам наше жюри:
1 Старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 40 Фирсова Вера Алексеевна
2 Методист районного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движениям (РЦ по ПДДТТ и БДД) Голубкова Лариса Александровна;
3 Морской царь Нептун со дна морского и с подарками для победителей.
1 Задание «Назови знак»
Морской царь:
- Все дорожные знаки смыла вода,
я вам принес их, ребята, сюда.
только случилась большая беда,
знаки рассыпались все кто куда!
Ведущий:
- Не переживай, Морской Царь, наши ребята с помощью родителей все дорожные знаки соберут!
Первое задание: Участникам команд раздают дорожные знаки и таблички с названием дорожного знака. Нужно соединить дорожный знак и табличку с названием.
(Каждой команде даётся по 5 знаков. Какая быстрее даст название всем знакам, та и победила.)
2 Задание: Создать макет дорожной ситуации.
Морской царь:
- Молодцы, ребята! Все дорожные знаки соединили с их названиями!
Вся вода с дорог ушла, всюду сухо, чистота,
пешеходы не идут и машины тоже ждут,
когда все светофоры вернутся на места,
порядок на дорогах вернется к нам тогда!
Командам выдаются конверты, нужно рассмотреть содержимое и создать макет дорожной ситуации :
1 конверт: Дорожные знаки: "Пешеходный переход", «Дети», "Главная дорога", "Уступи дорогу", " Искусственная неровность", макет школы, машинки.
2 конверт: Светофор, дорожные знаки «Пешеходный переход», "стоп – линия", машинки, фигурки человечков.
3 конверт: Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Парковка запрещена», «Тупик», «Главная дорога», макет "Больница", автомобиль "Скорая помощь".
3 задание : Конкурс капитанов. Блиц – турнир.
Ведущий:
-Уважаемые капитаны,перед вами на столе музыкальная ракушка,я буду задавать вопросы, кто первый стукнет по ракушке, тот и отвечает.
-Как называется часть улицы, по которой идут пешеходы? (тротуар)
-Как называется место ожидания пассажирского транспорта? (остановка)
-Сколько сигналов у пешеходного светофора? (два)
-Какого сигнала нет у пешеходного светофора? (желтого)
-При каком сигнале светофора можно переходить дорогу? (зеленый)
-Переходя улицу, куда нужно сначала посмотреть? (налево, направо и опять налево)
-Назови виды транспорта? (воздушный, наземный, водный, подземный)
- Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)
-Как называется человек управляющий транспортным средством? (Водитель.)
- Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)
- Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- На какой свет светофора нужно переходить улицу? (На зеленый свет.)
- По какой стороне тротуара надо идти? (по правой).
4 задание:
«Автомульти»
Морской Царь:
- С этим заданием вы справились, а я вот еще интересную вещицу с собой прихватил телевизор морской «Волна» называется. Я со своими морскими жителями очень люблю, знаете, всякие забавы. Вот и вам предлагаю разные мультфильмы. Вы мультфильм посмотрите, а потом нам расскажите, что здесь правильно, а чего делать нельзя!
Командам предлагается посмотреть мультфильм и рассказать правила дорожного движения на данную дорожную ситуацию.
(Дорожные ситуации из мультфильма «Робокар Поли – Правила дорожного движения»)
5 Эстафета «Сложи пешеходный переход»
Морской царь: (поучительно поднимает палец вверх)
- Я во всех морях бывал,
а пешеходного перехода, ребята, нигде не видал!
Так хотелось бы мне по пешеходному переходу идти,
морским воздухом дышать и правила движенья соблюдать!
Ведущий:
- Это дело поправимое! Мы сейчас тебе, Морской царь, настоящий пешеходный переход составим, будет тебе где через дорогу перейти!
Игра – эстафета «Сложи пешеходный переход»
(В конце дистанции сложены вырезанные из бумаги полосы «зебры» пешеходного перехода. За время эстафеты каждый участник должен прикрепить к полу одну полосу. Побеждает та команда, «зебра» которой будет сделана быстрее и ровнее.
Уважаемые родители, как безопасно переходить с ребёнком по регулируемому пешеходному переходу? (только на зеленый сигнал пешеходного светофора, сначала посмотри налево, направо, еще раз налево и убедись, что все автомобили остановились и тебя пропускают! И только потом иди)
Ведущий:
- Предлагаю всем вместе безопасно перейти дорогу!
Мамы и папы берут руку ребёнка за запястье; дожидаются зеленого сигнала светофора; затем смотрят налево, направо, еще раз налево, убеждаются, что все автомобили остановились, и только потом переходят дорогу.
Задание 6 Дидактическая игра «Опасные ловушки».
Морской Царь: ураган и дождь и ветер, так вокруг все закружил,
Что все улицы, дороги и все знаки разделил!
Ведущий:
- Ребята, вам нужно собрать картинки и рассказать, в какой «Опасной ловушке на дороге» оказались герои.
(Команды собирают разрезные картинки)
1. На картинке ребенок переходит через дорогу, слева от него стоит грузовой автомобиль.
Ответ: нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин.
2 На картинке остановка. Ребенок вышел из автобуса и переходит через дорогу.
Ответ: подождите пока автобус отъедет.)
3 На картинке ребенок увидел друга и вспешке стал переходить дорогу.
Ответ: В любом случае, перед выходом на дорогу вы должны остановиться, прислушаться осмотреться и только тогда, если нет опасности, переходить улицу
Морской Царь:
- Вот и все, мои друзья,
Возвращаюсь я в свои моря.
Ну, а от меня вам в дар
Сундук с сокровищами отдам.
(открывает сундук, достает из него дорожные знаки и подарки для детей)
Ведущий:
- Ребята, посмотрите, как вы считаете, можно ли назвать дорожные знаки сокровищами? (ответы детей)
Ведущий:
- Наши ребята приготовили всем участникам праздника и присутствующим гостям творческие выступления.
Танец: «Когда мы уходим слишком далеко от мамы!».
Ведущий:
- Спасибо, всем участникам команд! Осталось подвести итоги. Сегодня победила дружба!
- Для родителей в сундуке тоже оказался подарок. Небольшая книжка - брошюрка, в ней вы найдете игры, в которые можно играть дома с детьми, чтобы правила дорожного движения знать и постоянно повторять!
Гости благодарят педагогов, детей и родителей за прекрасный праздник и вручают участникам книги по правилам дорожного движения.
Ведущий :
- Морской Царь, а у нас для тебя тоже есть подарок от ребят!
Дети вручают Морскому Царю свои рисунки, где нарисован знак «Якорь не бросать!»
Морской Царь:
-Спасибо, ребята! Теперь обязательно проверю все места, где стоит такой знак, и буду следить за порядком!
Родителям от меня наказ - ведь ваши дети смотрят на вас.
Будьте примером достойным всегда, и не случится в дороге беда!
Ведущий:
- Спасибо, дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Дорогие друзья, желаем вам успехов в познании окружающего мира, радости и зеленого сигнала в вашей жизни. До новых встреч!
Приглашаем всех сфотографироваться на память
Используемая литература
Научно-методическая
• Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Стеркина, Р. Б. Князева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005 - 144с.
• Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. :ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 – 61с.
• Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н. В. Елжова. – изд. 3-е. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2013 – 172с.
• Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – М. : Просвещение, 2006 – 93с.
• Лыкова И. А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. – М. : Изд. дом «Цветной мир», 2013 - 95с.
• Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения : Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 – 112с.
Нормативно-правовая
1. Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
3. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
6. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПб., 2010.
7. Манюрова Г. Х. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма // Воспитатель ДОУ. 2008. №3.
Интернет-ресурсы
• «Добрая Дорога детства» : газета для детей, родителей и педагогов
• центр пропаганды безопасности дорожного движения