Анастасия Идиятова
Конспект мероприятия в старшей группе «Марийский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в марийский фольклор.
Цель:
1. Повторить с детьми марийские слова, изученные за целый год.
2. Прививать любовь к марийскому народу и к марийскому фолькло-ру.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Салам лийже!
Дети: Салам лийже!
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
Публикация «Конспект мероприятия в старшей группе „Марийский фольклор“» размещена в разделах
- Единый день фольклора, 17 июля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю отправиться в путь по станциям марийского фольклора. А вы знаете, что такое фольклор?
Дети:
Воспитатель: Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное. Это предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, загадки, танцы, игры. Как у русского народа, так и у марийского народа есть свой фольклор.
Давайте, отправимся в путешествие в страну марийского фольклора. А поедем мы с вами на паровозе. Ребята, встаньте все друг за другом и … поехали. (звучит музыка, дети идут друг за другом).
Вот мы и приехали на 1 станцию. А называется она станция стихов.
Ребята, садитесь на свои места. Скажите, какие самые первые стихи вы учили?
Дети: Мишка, зайка, бычок.
Воспитатель: А чьи это стихи?
Дети: А. Барто.
Воспитатель: Правильно! У марийского народа, тоже очень много сти-хов, но сегодня нам девочки из старшей группы расскажут стихи Агнии Барто, переведённый на марийский язык.
Дети: (Рассказывают стихи)
Имне Лошадка
Мый имнемым йоратем,
Вуй воктечше ниялтем.
Почшым сайынак шерам,
Вара кушкыжын шинчам.
Моткоч писын кудалам,
Унала миен толам.
Меран. заяц
Удыр модышым монеден,
тенгылеш шынден коден.
Меранна, озам вучен,
Кас йуреш норен пытен.
Пырыс. кошка
Пырыс, пырыс, тол-ян тыш,
Машинашке кузен шич,
Машина трук сумырла,
Пырыс лудын чымыкта.
Маска. медведь
Маскам улыко шуэныт,
Кидшым курлын кудалтеныт,
Маскам ден садак модам,
Тудо пеш келша мылам.
Каза. козленок
Мыйын уло ош казам,
Тудлан шудым нумалам.
Эрден эрак садышкем,
Казам дене ошкедем.
А кунам шудеш йомеш,
Мыланем муаш кулеш.
Таня
Танюшем чотак шортеш,
Мече вудышто иеш.
Чукаем, Танюш, лыплане,
Вуд йымак мечет ок кае.
Воспитатель: Спасибо девочки, садитесь на свои места.
На этой станции мы отдохнули, поехали дальше. Встали все опять друг за другом. (Звучит музыка).
Приехали на станцию «Загадки». Сели на свои места. Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы должны от-гадать. Слушайте внимательно. (Показываю игрушки)
1. Семьдесят одёжек,
И все без застёжек.
(Капуста - ковышта)
2. Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь - кешыр)
3. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(яблоко - олма)
4. Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная.
(Картошка - паренге)
5. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук - шоган).
Ведущая: А теперь, ребятки я хочу вам загадать загадки про живот-ных. (слайд)
Слушайте первую загадку:
1. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
((Медведь - маска)
2. Быстрый, рыжий Огонёк
Между ёлок прыг да скок.
Дубы грибами наряжает.
Детвору он обожает.
С ветки на ветку -
Просит конфетку.
(Белка - ур)
3. Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц меран)
4. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса – рывыж
5. Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(кошка - пырыс)
6. Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.
(собака - пий)
7. У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?.
(лошадка - имне)
8. Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети (петушок - агытан)
9. Всё кудахчет эта птица,
Ищет, чем бы подкрепиться.
Нет, она не хмурится.
Просто это – (Курица - чыве)
10. Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? (утка - лудо)
11. Это что за птицы
Плавают в водице?
Крылья крапчатые,
Ножки лапчатые.
В песенке весёлой
Их пасут бабуси.
Догадались, кто это?
Ну, конечно, (Гуси - комбо) !
Молодцы ребята! Вы умеете отгадывать загадки и знаете отгадки на ма-рийском языке. А нам пора отправляться в путь. Встаём друг за другом. Поехали… (слайд, звучит музыка).
Следующая станция называется «Игра». Ребята, вы любите играть?
Дети: Да…
Воспитатель: давайте в станем в круг и поиграем в знакомую нам игру
Волк и ягнята (пире ден пача-влак).
Выбирают волка,овечку,а остальные-ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке,навстречу им волк. Овечка спрашивает:-Мом тыште ыштет (что ты делаешь волк) –Тендам вучем (Вас жду)- отвечает волк. - А молан мемнам вучет? (а почему?) – Пача- влакым кочкаш. (чтобы съесть твоих ягнят).После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор,пока волк не переловит всех ягнят
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. А сегодня я хочу вас по-знакомить с новой марийской игрой «Шупшын лук» - «Перетяни».
Вот мы отдохнули на этой станции, отправляемся дальше (звучит ме-лодия).
Станция «Сказка».
Ребята, мы приехали на станцию «Сказка». Скажите, а вы любите смотреть и слушать сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А какие самые первые ваши сказки, которые читали вам дома и в садике?
Дети: Колобок, и тд.
Воспитатель: А вы знаете, что есть и марийские сказки «Волк на сва-дьбе и т. д.
Воспитатель: Ну тогда отправляемся дальше в путь. (звучит музыка)
Станция называется «Песня».
Ребята, а у вас есть друзья?
Дети:
Воспитатель: А кто такой друг, что такое дружба?
Дети: Дружба –
Воспитатель: Дружба - это взаимоотношения между людьми, осно-ванные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих инте-ресах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпе-ние. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Мы живем в республике Башкортостан, где живут люди с разной нацией. И мы между собой все дружим. И сейчас мы исполним песню, которая так и называется дружба народов.
(исполнение песни детьми старшей группы Б).
Дети:
Воспитатель: Вот мы свами и попутешествовали по фольклору ма-рийского народа. Понравилось вам ребята?
Дети:
Воспитатель: Марийский народ очень любит петь и танцевать, давай-те мы с вами отдохнём и потанцуем под марийскую мелодию. (танец)
Молодцы ребята, всем огромное спасибо за участие.