Марина Тиунова
Занятие по формированию проектно-исследовательских навыков у детей «Северный олень-коренной обитатель тундры»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время: объекты инфраструктуры-дороги, плотины, линии электропередач сделали непригодными для выпаса северных оленей обширные районы тундры. В местах разведки и добычи полезных ископаемых разрушается растительный покров тундры, поврежденный гусеничным транспортом, почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет. Главный обитатель тундры - северный олень. Без оленей северный человек погибнет. Однако, площадь оленьих пастбищ сократилась на миллионы гектаров. Стада не всегда могут свободно перемещаться по тундре из-за препятствий-нефтепроводов. Нарушены веками складывавшиеся маршруты к пастбищам. От желудочных болезней гибнут олени, которые вынуждены питаться ягелем, покрытым сажей от чадящих по всей тундре газовых факелов. Из повреждённых трубопроводов нефть попадает в реки, строители и газовики губят природу гусеницами тракторов.
Публикация «Занятие по формированию проектно-исследовательских навыков у детей „Северный олень-коренной обитатель тундры“» размещена в разделах
- Животные севера. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Проекты. Проектная деятельность
- Тундра. Природная зона
- Темочки
Из опыта работы я заметила, что дети, приехавшие из средней полосы и, воюющей Украины, имеют плохое представление о Коми крае, о его животном и растительном мире. Поэтому, данный исследовательский проект ставит перед собой цель – обогащение представлений, об образе жизни северного оленя, коренного обитателя тундры, живущего в условиях крайнего севера.
Объект исследования: Северный олень
Предмет исследования: Взаимосвязь между оленем и человеком и оказывающие на неё влияние, внешние факторы
Гипотеза - зная об образе жизни северного оленя, мы можем вести природоохранную деятельность, направленную на сохранение природы Коми края.
Задачи исследования:
1. Формировать проектно – исследовательские умения и навыки экологической деятельности.
2. Дать новые представления ребёнку, об образе жизни северного оленя в условиях крайнего севера, о его роли в жизни человека.
3. Расширить общий кругозор воспитанника, способствовать развитию творческих способностей, через использование опытно-экспериментальной деятельности;
4. Развивать связь с учреждениями культуры (Центр национальных культур, выставочный зал, детская библиотека и др.)
5. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности.
1 этап – Организационный, погружение в исследование:
- Постановка цели, задач и гипотезы исследовательской работы.
- Подборка схем, мнемотаблиц и опытов
информационный сбор материала о северном олене с использованием энциклопедической и художественной литературы, подбор интернет ресурсов.
- совместный просмотр кинофильма «Животные Арктики».
- разработка Плана реализации проекта, определение сроков его реализации.
- планирование совместной исследовательской деятельности
2 этап – Практическая часть,
- беседы;
– посещение Выставочного зала, музея, Центра национальных культур.
- наблюдения;
- прослушивание художественных, познавательных и научно-популярных произведений, тематических сказок и рассказов, чтение энциклопедических и справочных изданий; (см.
- викторины;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- художественная деятельность в тетради для раскрашивания;
- просмотр мультипликации, диафильмов и мультимедийных презентаций,
- социальное партнёрство, встречи и совместные мероприятия, с работниками ЦГБ им. Пушкина и детско-юношеской библиотеки.
- создание макета из природного и бросового материала совместно с родителями воспитанника «Северные олени в тундре».
-Изготовление мягкой игрушки из фетра: «Олень»
- творческая работа: рисунок на тему «Северные олени»
-оформление фотоальбома.
3 этап – Презентация результатов исследования, анализ деятельности.
(подведение итогов исследовательской деятельности.
- оформление результатов исследовательской работы.
- презентация «Северный олень - коренной обитатель тундры».
- представление данного исследования на уровне МБДОУ, на муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях.
- участие с данным опытом работы, в конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, через средства массовой информаци
Особенности исследовательской работы, экологическая составляющая исследования: Привлечь внимание взрослых и детей к экологическим проблемам нашего края, характерных для обитания северного оленя. Новизна нашего исследования, состоит в том, что не было подобного исследования в нашем детском саду.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал можно использовать для расширения кругозора других воспитанников МБДОУ.
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы: У ребёнка сформировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество. Выполнение данной работы позволило воспитаннику развить навыки работы с дополнительной литературой, умение добывать необходимую информацию и анализировать её совместно со взрослыми.
Выводы: существует прочная взаимосвязь и взаимовлияние в пищевой цепи «ягель-северный - олень-человек». Нарушения в функционировании хотя бы одного из звеньев негативно отражается на остальных. Экологическая обстановка в регионе заслуживает пристального внимания. Необходимо свести к минимуму разрушительное воздействие на природу при освоении месторождений и транспортировке нефти и газа, максимально использовать добываемый газ, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу.
Природа создала много удивительного, прекрасного, упорядоченного. Жизнь в природе – это жизнь в гармонии с её законами. Это актуально для людей, живущих в суровых климатических условиях. Для выживания и существования человека в северной природе нужно чувствовать её гармоничные законы.
Спасибо за внимание!