Ольга Перелыгина
Конспект мероприятия по краеведению. Викторина «Край наш Орловский»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление дошкольников с родным городом».
Цель: воспитывать интерес и любовь к родному городу.
Задачи:
- закрепить знания детей об историческом прошлом города Орла;
- закрепить знания детей о жизни наших предков, их обычаях, занятиях, быте;
- углубить представления детей о литературе родного края, воспитывать интерес к писателям-орловцам; совершенствовать умение выразительно читать стихи;
- учить детей узнавать по иллюстрациям известные места города; совершенствовать умение рассказывать о достопримечательностях родного города;
Публикация «Конспект мероприятия по краеведению, Викторина „Край наш Орловский“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- закрепить знания детей о природе Орловской области; формировать представления о заповеднике как месте, где богатую природу специально охраняют.
Оборудование и материалы: карта-панно, представляющая собой длинный бумажный лист, на котором полосой синего цвета обозначена «река времени»; вдоль реки намечены две остановки: «Старина» и «Наше время»; картинки с изображением домов, транспорта, предметов одежды, осветительных приборов прошлого и настоящего; фотографии с изображением достопримечательностей города Орла.
Предварительная работа: беседы о прошлом города, знакомство с писателями-орловцами, разучивание стихотворений орловских поэтов, рассматривание иллюстраций с видами города, рассказы детей о любимых местах города; рассматривание фотографий национального парка «Орловское полесье», рассказы детей, посетивших парк.
Ход мероприятия:
- У каждого человека есть своя малая Родина, это место, где он родился, вырос. Для нас Родина – это наш Орловский край.
Орловский край, просторы полевые,
Родимая навеки сторона.
Как дочь великой матери России
Одним дыханием живет она.
- Сегодня мы проводим викторину, посвященную нашему родному городу Орлу. В конкурсе принимают участие две команды: «Солнышко» и «Капелька». Викторина состоит из трех туров, за каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Победителем становится команда, набравшая набольшее количество баллов по итогам трех туров. Дорогие участники, занимайте свои места и принимайте активное участие в конкурсе.
- Итак, начинаем викторину.
I тур – «Путешествие в прошлое»
Вопросы поочередно задаются командам.
1-й вопрос: В каком месте был основан Орел?
Предполагаемый ответ детей: Орел был основан в том месте, где река Орлик впадает в реку Оку.
2-й вопрос: Почему наш город называется Орел?
Предполагаемый ответ детей: Есть такая легенда: «Когда первые работники пришли на то место, где в Оку впадает Орлик, да ударили топорами по столетним дубам, то взлетел в небо вспугнутый человеком орел. И нарекли люди то место Орлом».
3-й вопрос: Кто является основателем нашего города?
Предполагаемый ответ детей: Московский царь Иван IV.
4-й вопрос: Как выглядел наш город в то время?
Предполагаемый ответ детей: Это была деревянная крепость, которую с двух сторон окружали речки, а с третьей – ров с водой. Внутри крепости находились дом воеводы, церковь, помещения для хранения хлеба, пороха, ядер и оружия.
5-й вопрос: Для чего строились такие крепости:
Предполагаемый ответ детей: Крепости строили для защиты от врагов, чтобы не дать им проникнуть в глубину русской земли, к Москве. В крепости находились воины, которые могли в любую минуту сразиться с врагом.
6-й вопрос: Что сейчас находится на месте крепости?
Предполагаемый ответ детей: В настоящее время в этом месте расположен детский парк.
- Молодцы, вы справились со всеми вопросами!
- А сейчас отправимся в путешествие по «реке времени». Прошу подойти к этому столу, рассмотрите внимательно карту.
Первое задание для команды «Солнышко». Вам нужно рассказать, в каких домах люди жили раньше, а в каких – живут сейчас, выбрать соответствующие картинки и поместить их в нужном месте «реки времени».
Предполагаемый ответ детей: Раньше дома были невысокие, деревянные, печи не имели труб, дым выходил через окна и двери. Пол был земляным, окошки очень маленькими, в них еле-еле попадал дневной свет. Богатые люди жили в теремах, которые были красиво украшены. Сейчас люди живут в высоких домах, бетонных, кирпичных, с большими окнами.
(Дети, рассказывая, прикрепляют картинки к «реке времени»)
- А теперь участники команда «Капелька» расскажут о том, как освещались дома в старину и сейчас.
Предполагаемый ответ детей: Раньше бедные люди освещали свои дома лучинами – деревянными палочками или жгли фитилек, пропитанный жиром. Богатые дома освещались свечами, керосиновыми лампами. Сейчас дома людей освещаются электричеством.
(Дети прикрепляют соответствующие картинки к «реке времени»)
Также дети рассказывают об одежде и транспорте прошлого и настоящего.
II тур – «Культура Орловщины»
- Переходим к следующему туру нашей викторины.
- Назовите известных орловских писателей, поэтов, композиторов, которых вы знаете.
Предполагаемый ответ детей: Тургенев, Лесков, Фет, Бунин, Калинников.
- А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворения орловских поэтов.
( Представители каждой команды читают по одному стихотворению: А. Фет «Весенний дождь», И. Бунин «Догорал апрельский светлый вечер»)
- Следующее задание: посмотрите на эти иллюстрации и назовите, какие достопримечательности нашего города на них изображены.
(Каждой команде предлагаются по 2-3 иллюстрации с изображением достопримечательностей города Орла.)
III тур – «Природа Орловского края»
- Продолжаем нашу викторину и переходим в III тур, посвященный природе нашего края.
1-й вопрос: Какая река делит наш город на две части?
Предполагаемый ответ детей: Река Ока.
2-й вопрос: Как называется место, где сливаются две
реки?
Предполагаемый ответ детей: Стрелка – это место, где сливают свои воды две реки Ока и Орлик.
3-й вопрос: Какой известный заповедник был создан в Орловской области?
Предполагаемый ответ детей: Национальный парк «Орловское полесье».
4-й вопрос: Как вы думаете, для чего он был создан?
Предполагаемый ответ детей: Национальный парк «Орловское полесье» был создан для того, чтобы сохранить и сделать нашу природу богаче.
5-й вопрос: Какие животные водятся в нашем крае?
Предполагаемый ответ детей: Лисы, волки, зайцы, белки, бобры, ежи.
6-й вопрос: Какие животные живут только в «Орловском полесье»?
Предполагаемый ответ детей: Олени, медведи, зубры, ламы.
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Викторина подошла к концу, осталось подвести итоги.