Гулназ Дашкина
Конспект мероприятия «Путешествие по родной республике» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей о родном крае.
Задачи
Образовательные:
-Уточнить представления о родном крае и понятии «малая родина» (о символике и достопримечательностях, культуре башкирского народа, природных богатствах)
Развивающие:
-Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение четко выражать свои мысли.
Воспитательные:
-Воспитывать умение слушать ответы товарищей формировать навык самоконтроля и самооценки
-Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности желание играть
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Демонстрационный материал: карта России, Башкортостана, глобус, эмблема 2 команд «Урал батыр», «Акбузат»,2 шкатулки, кристаллики для оценивание ответов, гербы городов Башкортостана, герб и флаг республики Башкортостан, медальки на каждого воспитанника «Знатоки родного края». иллюстрации музыкальных инструментов
Ход :
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной. Воспитатель и дети (вместе) :
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу и нашим гостям «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
Воспитатель: Как вы думаете, что это? (Показываю глобус) (ответы детей). Воспитатель :Это модель Земли – глобус. Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую зовем своей Родиной.
Воспитатель: Ребята, а как эта страна называется? (Россия). (индивидуальный опрос)
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. В России очень много городов и деревень. А какие города вы знаете? А может в каких то городах вы побывали со своими родителями (ответы детей)
Воспитатель: Ребята назовите столицу нашей России? (Столица России -город Москва).
Воспитатель: По карте вы видите, что наша страна очень большая и на ее территории расположилась наша республика, в которой мы с вами живем, кто скажет, как она называется (Башкортостан).
Воспитатель: Ребята я предлагаю отправиться в путешествие по родной республике Башкортостан Но путешествие у нас не обычное. Я предлагаю провести ее форме викторины «Знатоки родного края» Давайте поделимся на 2 команды. Займите свои места. Я хочу познакомит вас с правилами викторины. Викторина состоит из трех туров, каждой команде будут задаваться по очереди вопросы. Если команда не справляется с ответом, то соперники могут помочь. Во время викторины нам необходимо соблюдать тишину, чтобы как вопрос, так и ответ были услышаны. Главное правило для знатоков это если знаешь правильный ответ на вопрос, поднимай руку.
Воспитатель: У нас будет 2 команды Акбузат и Урал батыр. (ставлю эмблемы команд) За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Участники команды, которая станет победителем, будут считаться лучшими знатоками родного края. Начинаем нашу игру- викторину.
Воспитатель: Вначале проведем разминка для обеих команд. Вопрос для команды Акбузат. Назовите столицу Башкортостана (столица нашей республики город Уфа).
Вопрос для команды Урал батыр. Как называется наш город? (Октябрьский). Молодцы справились.
Назовите города нашей республики Молодцы справились с заданием.
Первый тур «Символика»
Воспитатель: Что же входит в понятие символика страны? (флаг, гимн, герб) Правильно. Отдавая почести этим символам, мы проявляем любовь и уважение к Родине. Задание у вас уже на столах.
Воспитатель: Задание для команды Акбузат «Найди и расскажи, что означает герб республики Башкортостана» (На гербе изображен на фоне восходящего солнца Салават Юлаев. Он национальный герой башкирского народа, поэт, воин – джигит. Салават Юлаев представляет собой обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость. По краю герба расположен башкирский национальный узор, а снизу флаг нашей республики
Воспитатель: Для команды Урал батыр. «Найди флаг своей республики расскажи что обозначают его цвета?». (синий- безоблачное чистое небо, зеленый - цвет жизни, белый- чистота души народа) .
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге (Курай -это национальный инструмент башкир. Народы Башкортостана с давних пор играют на нем, передавая в игре свое настроение, переживание, радость)
Воспитатель: Что же такое герб? (Герб – особое символическое изображение, выполненное по определенным правилами служащее отличительным знаком государства, города, профессии, семьи или отдельного человека)
Воспитатель: Давайте вспомним, на какие 3 группы можно разделить гербы? (исторические, профессиональные и экологические)
(Исторические это где изображение связано с каким-либо исторически значимым для города событием. Профессиональный можно узнать какими трудовыми успехами славится город. Экологический -в них отражены природные особенности города).
Воспитатель: Вопрос для команды Акбузат. Назовите герб с исторически значимым для города. Это герб города Межгорье. До прихода строителей-основателей города Межгорья в этих диких, но прекрасных лесах хозяином был медведь. Поэтому центральной фигурой герба является золотой медведь, олицетворяющий собой связь времен.
Воспитатель: А профессиональные? (Герб Кумертау) Кумертау в переводе с башкирского языка название города звучит как «угольная гора». Поэтому название города символически изображено в гербе черными треугольниками.)
Воспитатель: Вопрос для команды Урал батыр. А что можно сказать об экологических гербах? (Герб Белорецка, Бирска). В гербе города Бирска изображен водяной воробей, редкая птица, в достаточном количестве водится в окрестностях города в чистых водах озер, рек и ручьев. В гербе водяной воробей символизирует трудолюбие, чистоту духа и помыслов. Центральной фигурой герба города Белорецка является золотой соболь, Соболь и сегодня обитает в окрестностях города Белорецка.
Воспитатель: А как вы думаете герб нашего города какой группе можно отнести (к исторической). Правильно. Изображение фонтана нефти, бьющего из человеческих рук золотого цвета и символически указывающего, что город возник и получил свое развитие благодаря открытию богатых месторождений нефти. Мощные золотые струи фонтана служат эмблемой девонской нефти, открытой в годы Великой Отечественной войны и внесшей весомый вклад в Победу.
Молодцы обе команды справились с заданием.
Второй тур «Природа родного «края»
Воспитатель: :Башкортостан находится в двух частях света -Европе и Азии. Граница между Европой и Азией проходит по горам. Вопрос команде Акбузат: Как называются эти горы? (Уральские).
Воспитатель: На территории нашей республики находится еще одна удивительная гора которая в переводе с башкирского языка обозначает «горящая» Вопрос команде Урал батыр Как она называется?"Янгантау"
Воспитатель: Вопрос команде Акбузат: Как называется самая большая река Башкортостана? (Белая).
Воспитатель: Почему ее назвали Белая? А как на башкирский язык переводится Белая. (По-башкирски река Белая переводится Агидель. Ак – это белая, идель – это река, На дне этой реки очень много мела. Когда мел растворяется, вода становится белой.)
Воспитатель: Вопрос команде Урал батыр А какие вы знаете реки Башкортостана (Уфа (Караидель,Юрюзань, Нугуш, Дема, Инзер, Сим, Урал и другие)
Воспитатель: Вопрос команде Акбузат: А какая река протекает вблизи города Октябрьский (Ик)
Воспитатель: Вопрос команде Урал батыр Какие озера находятся в нашем городе (Ик-куль, Банное, Лесное)
Воспитатель: В Башкортостане около 2 тыс озер. Назовите самые крупные озера нашей республики (Аслыкуль, Кандрыкуль, Яктыкуль.
А сейчас мы отдохнем и поиграем в башкирскую народную игру «Улетели-улетели»
Следующий тур «Культура башкирского народа»
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним башкирские пословицы о труде и дружбе Команде Акбузат пословицы и поговорки о труде. А команде Урал батыр о дружбе.
Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы.
Следующее задание «Башкирские музыкальные инструменты»(Курай, кубыз, думбра).
Воспитатель: Среди всех музыкальных инструментов должны найти башкирские народные инструменты и поставить на мольберт. справились с заданием.
Наши друзья Айгуль и Арслан предлагают вам викторину по башкирским сказкам (КП «Познаю башкирскую культуру и развиваю речь»)
(Викторина по башкирским сказкам «Клубок», «Петух-батыр», «Козел и селезенка», «Молодой охотник Мясякай») Для каждой команды по 2 сказки. Сначало сказки для команды Акбузат, внимание на экран.
Следующее задание Башкирские напитки и национальные блюда
Воспитатель: Наш край славиться целебными напитками и национальными блюдами. Для команды Акбузат вспомнить национальные блюда,для команды Урал батыр целебные напитки башкирского народа. (это эчпочмак, бишбармак, баурсак, напиток кумыс, айран,буза)
Воспитатель: Дорогие ребята! Вот и закончилась наша игра, давайте подведем итоги и сосчитаем звездочек у каждой команды. (подсчет звездочек) Молодцы вы доказали нам, что вы все являетесь знатоками своего родного края (вручение медалей) Мы надеемся, что эти знания и умения пригодятся вам в дальнейшей, школьной жизни, и будете любить свой город, гордиться своей родиной, беречь и охранять природу родного края! Удачи, здоровья, любви вам и вашим семьям! Будьте патриотами своей страны!