Елена Маслова
Конспект мастер-класса с педагогами «Красота своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
У писателя К. Г, Паустовского есть такие прекрасные слова :
«И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».
Мы сегодня говорим об экологическом воспитании наших детей. А оно немыслимо без воспитания у детей умения видеть и понимать красоту окружающего мира.
Публикация «Конспект мастер-класса с педагогами „Красота своими руками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Красота – это то, от чего человек получает удовольствие. Красота положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней… «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили греки.
Мир, в котором мы живем, - огромный, бесконечный, сложный и загадочный, с его необъятным вселенским размахом. Но человек всегда стремился создать свой мир, добрый, уютный, где бы он чувствовал себя в безопасности, где бы ему было хорошо и спокойно. И ребенок живет в огромном, реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Со временем он изучит, познает, рассмотрит его как следует, примет его со всеми сложностями и противоречиями, а пока ему ближе и понятней мир радужного детства, сказки, игры, радости, добра и красоты. Ребенок пришел в мир взрослых, и мы должны помочь ему увидеть этот мир и полюбить его.
Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота и доброта будут всегда рядом.
Красота для ребенка это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котенка или щенка и т. д.
Наша задача - опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей.
Что необходимо для того, чтобы научить детей воспринимать красоту?
(высказывания коллег)
1. Развитие внимания и наблюдательности;
Наша задача – направлять взгляд ребенка, произнося «смотри», обращать внимание на привлекательность, красочность и необычность объекта или явления.
Планомерное развитие в детях внимания и наблюдательности приводит к развитию чуткости восприятия, что важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости. Недаром Сухомлинский говорил: «Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».
2. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда бывает яркой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.
3. Воспитание желания действовать и отвечать на прекрасное своим собственным участием в создании красоты.
В мире природы красота и в великолепии облаков, в неповторимости цветения роз, причудливости трав… Красивого в природе много.
Мы же поговорим о цветах.
Почему человек любит цветы?
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Может быть, за их красоту. Но что такое красота? Каждый из нас понимает ее по-своему. Сказав что-то одно, мы непременно упустим из виду что-то другое. Наверное, красота цветов – это сочетание разнообразных красок, причудливых форм, изысканных ароматов.
Цветы созданы природой, чтобы нравиться, однако их красота предназначена не нам с Вами.
А тогда кому же? (высказывания).
Долгое время растения оттачивали форму своих цветков, искали яркие краски, придумывали запахи и … «очаровали» н а с е к о м ы х.
Зачем нужны растениям ПЧЕЛЫ, ШМЕЛИ, БАБОЧКИ, ЖУКУ, МУХИ?
Оказывается, прилетая на цветок, они совершают важную «работу». Перелетая на другой цветок, привлекаемые ароматом, окраской, формой, пчелы, шмели, бабочки переносят на него и пыльцу. Пыльца проникает внутрь цветка и через некоторое время вызывает образование семян; маленькие крылатые помощники и не подозревают об ответственной миссии, возложенной на них природой.
Луг покрывается пестрым ковром – белые ромашки, синие колокольчики, желтые лютики. Здесь много солнца и насекомых, поэтому растения могут позволить любую окраску цветков. Яркие краски позволяют выделяться на темном фоне листьев.
Назовите первые весенние цветы? (мать-и-мачеха, купальница, калужница, гусиный лук). Почему так поспешно цветут весенние растения?
Некоторые дети отвечают, что они хотят быстрее порадовать нас своим нарядом. Однако торопливость их объясняется любовью к солнцу. Растения спешат развиться. Пока деревья не успели одеться листвой и в лесу еще светло.
Вспомните растения в лесу – ветреницу, кислицу, ландыш, - все они с белыми цветками. Такая окраска лучше всего заметна в тени деревьев.
На какие только ухищрения ни идут растения, чтобы привлечь внимание насекомых. Растения пытаются перещеголять друг друга не только окраской, но и разнообразной формой цветков. Одни украшают себя «зонтиками», другие – «звездами», третьи – «бубенчиками».
Что еще привлекает насекомых? (высказывания)
Запах. Испуская аромат, цветок подсказывает насекомому, что он готов к образованию семян.
Запах может быть приятным или неприятным – «на любителя». Ароматы, напоминающие запах дорогих духов, завлекает бабочек, запахи гниющего мяса «сводят с ума» жуков и мух.
Кроме пыльцы, цветки угощают насекомых сахарным сиропом – нектаром. Каждый цветок приглашает насекомых лакомиться нектаром в определенное время. Гости знают, что дербенник и кипрей ждут на «обед» - днем, а медуница – вечером.
Большинство цветков и насекомых ночью отдыхают, спящие цветки иногда служат ночлегом маленьким мушкам и жучкам.
Но не все насекомые ночью отдыхают, в поисках нектара вылетают некоторые бабочки, специально для них ночные цветки имеют белую окраску, отражающие ультрафиолетовые лучи, и очень сильный аромат.
А знаете ли Вы, какие цвета видят гости-насекомые?
Пчелы видят голубой и желтый цвета, а красный не видят.
Моль и оса – тусклую и серую окраску.
Бабочки предпочитают яркие и броские оттенки.
А вот мир жуков беден и хмур – они не могут различать цвет.
Но не всем растениям для образования семени нужны насекомые.
Шиповник может обойтись без пчел и шмелей.
Ветренице помогает дождевая вода.
Крапиве - «Взрывающие» цветки.
А как же быть мелким, лишенным запаха цветкам злаков и осок?
Кто перенесет их пыльцу? Заботливый ветер.
Растительная жизнь от весны до осени впечатляет нас, радует, вдохновляет. В разнообразии ее форм – вызов человеческой фантазии.
Мир цветов многообразен. Это и лесные, и луговые, и полевые, и садовые. Приятно любоваться цветами, часто хочется принести их домой или подарить букет близким людям. Но в букете цветы стоят не долго, быстро вянут.
Поэтому сегодня я предлагаю Вам сделать букет, который долго не завянет. Это очень интересное занятие, оно потребует от Вас настойчивости, терпения, аккуратности, и прежде всего - желания.
В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из засушенных цветков, трав, листьев, так называемая флористика.
Работа с этим материалом вполне доступна старшим дошкольникам. Она развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус, мелкую моторику рук. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки, из листьев тополя - репку, а из зелени моркови - деревья.
Кто такие флористы? Первое, что приходит на ум, что эти люди связаны с природой, с цветами. Ведь флора в древнегреческой мифологии - богиня цветов и весны! Флористы - художники, использующие для своих картин вместо красок листья и лепестки цветов, мох, солому, кору деревьев, тополиный пух и любой другой растительный материал.
Во все времена в мире использовали цветы и растения для украшения праздников и в повседневной жизни. Каждое растение имеет и до сих пор свое символическое значение. Например, дуб символизирует силу, розы – любовь, венок из злаков – богатство.
Попробуйте собрать картину из листьев, цветков, соцветий. Картина не обязательно должна быть большой. Миниатюрная работа, сделанная с любовью, доставит не меньше радости Вам и Вашим близким.
Для картин нужны засушенные растения, которые собирают в сухую, теплую, солнечную погоду, подойдут цветки анютиных глазок, жасмина, гортензии, Иван-чая, примулы, ромашки… Засушите листья ясеня, тополя, клена, малины. Собирая растения, старайтесь найти окрашенные необычайным образом.
Как высушить растения и подготовить их к работе?
Существует несколько способов сушки растений. Некоторые растения высушить очень просто. Достаточно срезать их с цветками, удалить лишние листья, связать небольшие пучки и подвесить вниз головками. Если растений много, то их просто раскладывают на бумаге. Лунник и физалис можно сразу поставить в вазу без воды. Хорошо сохранят форму и окраску сухоцветы – акроклиниум, аммобиум, гелихризиум, статица, а также амарант, гипсофила, злаки, целозия, тысячелистник. Можно высушить под прессом, такие растения долго хранят свой цвет и форму. Некоторые материалы можно «консервировать» в глицерине или песке.
Надо подумать о фоне. Для фона можно использовать картон, бумагу протонированную заранее, серую мешковину или одноцветную ткань, лучше цветных тонов. Если в качестве фона вы используете листья, то приклеивайте их один на другой так, чтобы скрыть черешки.
Приступая к созданию картины, позаботьтесь о креплении вашего творения к стене. Для этого на листе картона сделайте петли для подвешивания.
Когда основа готова, можно приступать к ее созданию. А чтобы не повредить сухой цветок или лепесток, переносить его следует влажным пальцем. Для этого на стол поставим розетку с водой. Не огорчайтесь, если в процессе работы листья или цветы повредятся. Из сломанных частей можно приготовить разноцветную крошку, которая в дальнейшем оживит фон, станет основным материалом при создании мозаичных картин.
Далее предварительно располагаем свою задуманную композицию на лист бумаги, сначала без подклейки. Это может быть букет цветов или пейзаж. Помните о гармонии, пропорциях, контрасте и естественности сочетаний. После того как каждый элемент будет удачно размещен, можно начинать их приклеивать. Клей не должен быть очень густым или очень жидким. Высушенный листик или цветок промазывается клеем мягкой кистью тонким слоем, либо клеящим карандашом намазываем фон, и осторожно приклеиваем на картину, для прочности, прижимаем чистой салфеткой.
Свою цветочную композицию можно расположить таким образом, чтобы создавалась зрительная иллюзия, будто на нашем природном панно изображен цветущий куст, который растет снизу из-за коряги или нескольких маленьких плоских камешков, можно создать необыкновенные букеты, сочинить морской пейзаж, птиц, насекомых.
Мы совместно с детьми создавали картины «Чудо-дерево», «Портрет Осени», «Весняночка», которые затем использовали в интерьере группы.
И наконец, готовую работу можно украсить рамкой, которая должна сочетаться с фоном картины.
Шаг за шагом. Узнавая тайны растений, дети совершенствуют свое творчество, они уже не только копируют природу – они творят, фантазируют. Открывая тайны растений, можно создавать удивительные по красоте цветочные композиции и убедиться, что волшебники живут не только в сказках!
-У вас еще не появилось желание сделать что-нибудь прекрасное своими руками? Появилось! Тогда предлагаю прямо сейчас, и заняться этим увлекательным делом.
Выбирайте из каких растений, цветов будете творить. У вас есть 10 минут на творчество.
Я же предлагаю остальным участникам нашего объединения принять участие в викторине – «А знаете ли Вы!»
Прослушать цветочный гороскоп, советы от флориста, легенды о цветах.
«Рефлексия» - Ваше отношение на тему «Флористика с детьми дошкольниками».
Заканчиваем творить. А теперь я предлагаю Вам выразить свое отношение и мнение на мастер-класс. Ответьте коротко на вопрос: «Нужна ли флористика в работе с детьми?»
Приглашаю показать свои картины и предлагаю провести рефлексию в виде игры. Обмениваемся своими ответами по цепочке, прочитайте высказывания других и согласны ли вы с ними.
Благодарю всех участников и помощников в проведении Мастер – класса.