Получи документы

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов

Олеся Витовская
Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов.

«Искусство смывает с души пыль повседневной жизни».

Пабло Пикассо

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это может привести к возникновению синдрома профессионального выгорания – состояния психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющегося в профессиях, связанных с людьми. Эмоциональное истощение связано с рабочей перегруженностью и неудовлетворенными ожиданиями относительно работы в организации, в том числе неудовлетворенностью профессиональным общением. Синдром выгорания развивается при истощении личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Публикация «Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов» размещена в разделах

В качестве инструмента сохранения психического здоровья педагогов, можно успешно использовать арт-терапию. Техники арт-терапии, являются наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния. Творчество, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме. Ценность арт-терапии заключена в том, что она обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Назначение и приоритетные цели использования арт-терапии:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;

• «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

• психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

• развитие креативности.

Цель мастер-класса: способствовать формированию эмоциональной стабильности и восстановлению психологического здоровья у педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• создать положительный эмоциональный климат;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Содержание мастер-класса.

1. «Нарисуй свое имя»

Цели: развитие профессиональной идентичности и самоидентификации, усиление позитивного образа «Я».

Материалы: бумага, карандаши, ножницы, клей.

Инструкция: Для начала давайте с вами немного познакомимся. Я прошу вас каждого нарисовать свое имя, так как вам хочется. (Возможно создание образа имени с помощью цветной и гофрированной бумаги, блёсток, карандашей, красок, предметов и т. п.).

После того, как все нарисуют, каждый участник может рассказать, почему его имя именно такое.

2. «Радуга»

Цели: снять психоэмоциональное напряжение; способствовать самовыражению, самопринятию; актуализация доброжелательных межличностных отношений.

Материалы: бумага для рисования формата А3, кисточки для рисования, акварельные краски.

Инструкция:

1 этап: «Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки». Упражнение повторить трижды.

2 этап: «Нарисуйте вашу радугу и себя, нарисуйте то, что вы сейчас представляли, взбираясь и съезжая с радуги».

3 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»

4 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Расскажите о своих впечатлениях»

5 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

3. Упражнение «Рисуем круги.»

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Данное занятие подходит для начала и завершения арт- терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м (можно использовать обратную сторону обоев). Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Вопросы для обсуждения:

1. «Как вы себя чувствуете?»

2. «Как ваше настроение сейчас?».

3. «Расскажите о своем рисунке?»

4. «Дополняли ли вы работы других участников?»

5. «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.

Достижения и перспективы.

Перспективность применения арт-терапевтических техник в психологическом обеспечении профессиональной деятельности педагогов связана с природной потребностью человека в творческом самовыражении, в сохранении своего физического, психологического и профессионального здоровья, в личностном и духовном развитии, самоактуализации, а также с возможностью решения задач гуманизации педагогического труда.

Наблюдая результаты применения арт-терапевтических техник, было отмечено, что эти упражнения помогают педагогам снять напряжение, способствуют разрядке и повышению тонуса, устранению эмоциональной напряженности, ослаблению проявлений утомления, нормализуют эмоциональный фон, усиливают мобилизацию ресурсов организма и могут с успехом применяться в дальнейшей работе.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Мы здоровы на столько, на сколько чувствуем мир и покой в душе! Наравне со здоровьем физическим большое внимание в нашем учреждении уделяется.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Адаптироваться — это не просто привыкнуть»Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Адаптироваться — это не просто привыкнуть» В марте, в нашем дошкольном образовательном учреждении прошел мастер-класс для педагогов "Адаптироваться - это не просто привыкнуть. " Мастер-класс.

Фотоотчёт мастер — класса для педагогов «Будем здоровы!»Фотоотчёт мастер — класса для педагогов «Будем здоровы!» Во все времена здоровье было и остается дороже власти и богатства. Это не просто отсутствие болезней - это положительное, жизнерадостное.

Конспект мастер-класса для педагогов «Изготовление подарочного конверта в технике скрапбукинг»Конспект мастер-класса для педагогов «Изготовление подарочного конверта в технике скрапбукинг» Подготовила: воспитатель Кулешова Ф. Г. Цель: Познакомить с видом оформительской деятельности – техникой «скрапбукинг» и научиться выполнять.

Конспект мастер-класса для педагогов на тему: «Утро начинается с зарядки» «Утро начинается с зарядки» (мастер-класс для педагогов). Дата проведения: 12. 09. 2016 год. Технологии: здоровьесберегающая. Цель мастер.

Конспект мастер-класса для педагогов «Страна Кукляндия» Конспект мастер-класса для педагогов «Страна «Кукляндия» Воспитатель: Волкова Ирина Григорьевна Цель: создать условия для профессионального.

Презентация мастер-класса по нетрадиционному рисованию для педагогов ДОУ и родителей Э. Успенский «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, И в трамвае на.

Презентация мастер-класса для педагогов «Квиллинг-искусство бумагокручения» Содержание мастер-класса: 1. Знакомство педагогов с техникой работы с бумагой «квиллинг». 2. Демонстрация способов скручивания тонких бумажных.

Презентация мастер-класса для педагогов «Пластилинография» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колокольчик» Презентация мастер класс для педагогов"Пластилинография".

Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья ребенка в летний период Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 09:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Витовская (УИ 701652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД