Олеся Витовская
Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов.
«Искусство смывает с души пыль повседневной жизни».
Пабло Пикассо
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это может привести к возникновению синдрома профессионального выгорания – состояния психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющегося в профессиях, связанных с людьми. Эмоциональное истощение связано с рабочей перегруженностью и неудовлетворенными ожиданиями относительно работы в организации, в том числе неудовлетворенностью профессиональным общением. Синдром выгорания развивается при истощении личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Публикация «Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В качестве инструмента сохранения психического здоровья педагогов, можно успешно использовать арт-терапию. Техники арт-терапии, являются наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния. Творчество, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме. Ценность арт-терапии заключена в том, что она обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Назначение и приоритетные цели использования арт-терапии:
• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;
• «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;
• психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;
• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;
• развитие креативности.
Цель мастер-класса: способствовать формированию эмоциональной стабильности и восстановлению психологического здоровья у педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
• создать положительный эмоциональный климат;
• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.
Содержание мастер-класса.
1. «Нарисуй свое имя»
Цели: развитие профессиональной идентичности и самоидентификации, усиление позитивного образа «Я».
Материалы: бумага, карандаши, ножницы, клей.
Инструкция: Для начала давайте с вами немного познакомимся. Я прошу вас каждого нарисовать свое имя, так как вам хочется. (Возможно создание образа имени с помощью цветной и гофрированной бумаги, блёсток, карандашей, красок, предметов и т. п.).
После того, как все нарисуют, каждый участник может рассказать, почему его имя именно такое.
2. «Радуга»
Цели: снять психоэмоциональное напряжение; способствовать самовыражению, самопринятию; актуализация доброжелательных межличностных отношений.
Материалы: бумага для рисования формата А3, кисточки для рисования, акварельные краски.
Инструкция:
1 этап: «Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки». Упражнение повторить трижды.
2 этап: «Нарисуйте вашу радугу и себя, нарисуйте то, что вы сейчас представляли, взбираясь и съезжая с радуги».
3 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»
4 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Расскажите о своих впечатлениях»
5 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»
3. Упражнение «Рисуем круги.»
Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Данное занятие подходит для начала и завершения арт- терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.
Материалы: два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м (можно использовать обратную сторону обоев). Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).
Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.
Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
Вопросы для обсуждения:
1. «Как вы себя чувствуете?»
2. «Как ваше настроение сейчас?».
3. «Расскажите о своем рисунке?»
4. «Дополняли ли вы работы других участников?»
5. «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.
Достижения и перспективы.
Перспективность применения арт-терапевтических техник в психологическом обеспечении профессиональной деятельности педагогов связана с природной потребностью человека в творческом самовыражении, в сохранении своего физического, психологического и профессионального здоровья, в личностном и духовном развитии, самоактуализации, а также с возможностью решения задач гуманизации педагогического труда.
Наблюдая результаты применения арт-терапевтических техник, было отмечено, что эти упражнения помогают педагогам снять напряжение, способствуют разрядке и повышению тонуса, устранению эмоциональной напряженности, ослаблению проявлений утомления, нормализуют эмоциональный фон, усиливают мобилизацию ресурсов организма и могут с успехом применяться в дальнейшей работе.