Вера Дорошкевич
Конспект мастер-класса «Волшебные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер – класса на тему: «Волшебные узоры».
Цель – знакомство с нетрадиционной техникой рисования фотокопия – рисование свечой.
Задачи: Формировать умение детей работать в технике фотокопия, строя композицию рисунка, используя трафареты деревьев, птиц.
Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.
Закреплять умение детей ориентироваться во времени и пространстве.
Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус.
Материал: безопасная свеча, иллюстрации зимнего пейзажа, акварельные краски, свечи, кисти, альбомные листы бумаги белого цвета.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Педагог передает детям свечу.
Педагог:
Эта свеча не простая,
Горит добро излучая,
Нас она согревает,
И от бед охраняет.
(Дети передают свечу друг другу)
Мы же её бережем,
Ветру подуть не даём,
Пусть продолжает светить,
И волшебство вершить.
Свеча не только символ света,
Но ещё - частичка лета,
Она имеет силу солнца,
Всех, согревая нас до донца.
Она поможет отправиться нам,
По далям, весям, и временам…
Покажет сегодня своё волшебство,
Всем помогая, быстро, легко.
Педагог: Дети, передавая друг другу свечу, думайте о самом приятном, о самом хорошем, свои самые добрые мысли передайте свече, а затем передайте свечу своему соседу.
Когда свеча возвращается к педагогу:
Свечка волшебная ярче гори,
В сказку волшебницу нас унеси.
На мольберте прикреплены репродукции картин из серии «Зимняя ночь», ответить на вопросы такие, как:
-Что изображено?
-«Какое время суток?
- Какое время года? Как вы думаете почему?
(Ответы детей)
Педагог предлагает детям загадки.
Красивая, лучистая,
Белая и чистая.
На солнышке сияет,
Пригреется — растает.
(снежинка)
Мы сказали дружно «Ох»,
С неба сыплется горох,
Собирать его не будем,
А чуть позже позабудем.
(град)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешен.
(иней)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
(метель)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Он вошёл — никто не видел,
Он сказал — никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
(мороз)
Педагог. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года.
Дети. Зимой.
Педагог. А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети. Мороз.
Педагог. Правильно. Когда наступает зима, приходит и Мороз. Он расхаживается по лесам, по полям и по домам, заглядывая в окна и оставляя свои отпечатки. Ночью захаживал и к нам, постучался ночью в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Всё в кружевах и узорах! Это Мороз оставил послание в виде веточек, травинок беленьких, снежинок, цветов ледяных, листочков, пальм, пёрышек диковинных птиц, завитушек и крючков.
Дед Мороз волшебством поделился,
Расписал в одну ночь всё вокруг,
Было всё сероватым и скучным,
Ну а стало серебряным вдруг!
Педагог. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Мнения детей: Дует на стёкла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
Педагог. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много – много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов, Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Ответы детей: Ёлочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?
Дети. Да. Мы их уже рисовали.
Педагог. А с помощью какого материала вы рисовали узоры?
Дети. Мы рисовали свечой.
Педагог. Да, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявляются, как будто проявляется фотоплёнка. Этот способ рисования называется «фотокопией».
Педагог. Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?
Мнение детей.
Педагог. Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой.
Ребята, а какие трудности вы встретили, когда изображали свой узор.
Дети. Линии получаются бесцветные и рисунка не видно, трудно нарисовать несколько узоров.
Педагог. Да, действительно, очень трудно рисовать, когда ты не видишь, что уже получилось на рисунке. Поэтому мы сегодня будем использовать разные трафареты. Вам нужно выбрать понравившиеся и красиво расположить их на листе бумаги.
Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами всё получилось не хуже, чем у самого Мороза:
Физкультурная минутка.
Ветер дует, задувает,
(руки в верх, движения руками)
И сугробы наметает,
(внизу покачивание руками)
Нам мороз не страшен,
Мы поём и пляшем.
(руки на поясе, повороты вокруг себя)
Практическая часть
1. Продумать содержание будущего узора.
2. Выполнить рисунок при помощи свечи, используя трафареты, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывали
сь друг на друга.
3. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и тоже место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
Итог занятия
Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.