Татьяна Юрьевна
Конспект мастер-класса для воспитателей по теме: «Оформление пасхального яйца в технике цумами канзаши».
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «ОФОРМЛЕНИЕ ПАСХАЛЬНОГО ЯЙЦА В ТЕХНИКЕ ЦУМАМИ КАНЗАШИ»
Выполнила воспитатель :
Дежанова Татьяна Юрьевна
Цель: знакомство педагогов с японским видом декоративного творчества, формирование технических умений и навыков при работе в данной технике.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей по теме: „Оформление пасхального яйца в технике цумами канзаши“,» размещена в разделах
- Канзаши. Украшения из лент
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Пасхальные поделки, аппликации, рисование
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Расширить кругозор педагогов в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества и об особенностях их выполнения.
- Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений.
- Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с огнеопасными, режущими, колющими предметами (зажигалкой, ножницами, иголкой) и клеем.
Формы:
Фронтальная (выдача на класс, индивидуальная.
Беседа с объяснением нового материала;
Практическая работа педагогов;
Показ наглядностей;
Демонстрация технологического приема.
Тип урока: комбинированный.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
Организационный момент:
Проверка готовности к мастер-классу.
С незапамятных времен женщина старалась быть красивой и привлекательной. Она пыталась украсить себя различными украшениями.
- Кто из вас уже догадался, о чём мы будем сегодня вести речь? Чему научимся? Что узнаем нового? мы будем говорить об украшениях, научимся изготавливать эти украшения в новой для нас технике, которая зародилась в Японии.
Объяснение нового материала:
Всем известно, что японцы - непревзойдённые мастера утончённого дизайна. Вспомним переливы шёлковых кимоно, радужные веера или изысканные композиции бонсай. А уж икебана – искусство составления букетов – давно уже стало национальным брендом страны восходящего солнца. Не менее искусны японские мастера и в деле изготовления украшений для волос.
Около 400 лет назад у японок появилась мода на сложные причёски, требовавшие использования различных шпилек, гребней, специальных палочек. Разумеется, ни одна женщина не захочет ограничиваться простым деревянным или костяным гребнем, а пожелает по мере сил его украсить. И потому из примитивного утилитарного предмета гребень в волосах японок превратился в фантастический аксессуар, одновременно роскошный и изысканный.
В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Эта техника получила название цумами - это складывание. Из маленьких квадратов шёлка, складываются кусочки ткани в лепестки.
Шпилька для волос (канзаши, украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Цумами канзаши (или хана канзаши - цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более, чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой японки можно было понять, замужем она или нет, есть ли у неё дети, к какому слою общества она принадлежит и т. д.
Гейши носили специальные канзаши для каждого сезона.
В современной Японии постоянно носят классические хана канзаши лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно. Да ещё невесты используют национальное украшение во время свадебной церемонии.
15 ноября по всей Японии проводится праздник "Сити-го-сан". В переводе на русский означает "7-5-3". Это такой общий День Рождения всех детей, которым в этот год исполнилось соответственно 3, 5 и 7 лет. Цифры магические и много чего традиционно означают, но главное - это то, что в 7 лет девочки впервые надевают взрослый "оби", и проходят церемонию "перемены пояса" - то есть считаются взрослыми. Девочки в этот день очень нарядные, и причёски, конечно же, украшены шёлковыми цветами, непременно ручной работы. Да и сами кимоно недешевы. Взрослое хорошее кимоно стоит около 3.000 долларов!
Но в последние годы элементы в технике цумами стали появляться на современных заколках, резинках и ободках; наряду с традиционными темами украшений возникают новые. И вот в таком виде – возрождённом и обновленном – древнее искусство цумами канзаши становится все более популярным не только в Японии, но и далеко за её пределами.
Демонстрация технологического приема. Часть 1.
Мы будем оформлять пасхальное яйцо в технике цумами канзаши.
Для выполнения канзаши нам следует помнить о технике безопасности при работе с огнеопасными, режущими и колющими инструментами (зажигалкой, ножницами и иглой).
Нам потребуется пенопластовое яйцо высотой 7 см, 2,5 м атласной ленты шириной 25 мм и около 100 портновских булавок. Ножницы, свеча в подсвечнике, линейка.
Делаем заготовку из ленты, нарезаем 50 прямоугольников длиной 5 см, несколько прямоугольников контрастного цвета. Края ленты аккуратно ровно опаливаем над свечой. Один прямоугольник делим на два квадрата – верх и низ яйца.
Итак, начнём с верхушки пенопластового яйца. Возьмём квадрат из атласной ленты.
1. Прикалываем на макушку яйца четырьмя портновскими булавками.
2. Заворачиваем все прямоугольники уголком.
3. Прикалываем треугольники за нижние уголки по периметру яйца в шахматном порядке, чтобы не было просветов.
4. Идем сверху вниз.
5. Каждый последующий ряд опускаем на 3 мм вниз. Получается эффект «рыбьей чешуи».
Практическая работа.
Выполняем прикалывание лепесточков. Прикалываем треугольники за нижние уголки по периметру яйца в шахматном порядке, чтобы не было просветов. Идем сверху вниз. Каждый последующий ряд опускаем на 3 мм вниз. Получается эффект «рыбьей чешуи». Низ яйца закрываем вторым квадратиком из ленты. Украшение для дома готово!
Заключительная часть:
1. Вопросы для закрепления нового материала:
- С каким видом ДПИ мы сегодня познакомились?
- Какой материал используется для этого вида искусства?
- Какая техника лежит в основе Цумами Канзаши?
- Из каких понятий состоит название техники и что они означают?
2. Анализ и оценка работы:
Подведение итогов и оценка работы на мастер-классе.
3. Рефлексия:
- Вам понравился урок?
- Что нового для себя вы узнали?
- Легко ли было работать?
- Испытывали ли вы сложности в работе? В чём именно?