Ольга Колобанова
Конспект мастер-класса для сотрудников по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер – класса для сотрудников по финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в страну Экономику».
Форма проведения: мастер – класс.
Публикация «Конспект мастер-класса для сотрудников по финансовой грамотности „Путешествие в страну Экономику“» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, посредством дидактических игр, обобщать знания о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия потребностей, что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжить учить решать проблемные ситуации, аргументировать ответы, активизировать словарь.
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», русской народной сказки «Кот и лиса», сюжетно – ролевая игра «Банк», «Обменный пункт».
Материал: карточки с вопросами, шахматы, шахматные доски с картинками, банкноты, герои сказок.
Ход игры.
Воспитатели заходят в зал, садятся за столы.
На столах карточки с названием улиц.
Улица «Историческая».
Улица «Исследовательская».
Улица «Потребностей»
Улица «Расходов».
Вступительное слово. Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребенка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от дедушки и бабушки. Поэтому важно знакомить детей с финансово – экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5 – 6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых. Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребенком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплата проезда в городском транспорте, получения карманных денег и т. д.
А поскольку у дошкольника основной вид деятельности - это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.
Сегодня мы с вами проиграем в некоторые игры, которые вы сможете поиграть со своими детьми в группе.
1 раунд. Познавательный.
Ведущий: У вас на столах конверты, в них карточка с вопросами.
Историческая улица.
1. Что такое деньги?
2. как появились деньги?
3. Что люди использовали вместо денег в древние времена?
Исследовательская улица.
1. Какие бывают деньги?
2. Как называются деньги нашей страны?
3. Где взрослые берут деньги?
Улица потребностей.
1. Что такое потребности человека?
2. Назовите основные потребности дошкольника.
3. Все ли потребности можно купить за деньги?
Улица расходов.
1. На что расходуются денежные средства?
2. Что такое «экономия»?
3. Кого можно назвать экономным человеком?
2 раунд потребностей.
На столах у воспитателей лежат карточки с картинками, стоят шахматы. Белыми шахматами нужно отметить самые главные потребности, в черными шахматами – второстепенные.
3 раунд. Обменный.
Ведущий: К нам в гости пришли Медведь и Заяц.
Медведь: Мы с моим соседом зайцем поссорились. Я на своем огороде выращиваю малину.
Заяц: А я на своем огороде выращиваю овощи. (показывает корзинку с овощами).
Медведь: Я сырые овощи не очень люблю, а вот пирожки с капустой, морковную запеканку или тыквенный суп обожаю.
Заяц: А я люблю малиновое варенье, особенно зимой.
Ведущий: Зайка, Мишка! Мы не понимаем, чем вам помочь?
Медведь: Ведь заяц свои овощи продает.
Заяц: Так и ты продаешь свое варенье.
Ведущий: А как вы думаете, как должны поступить звери в данной ситуации?
Воспитатели: Купить друг у друга товар.
Звери: Так у нас нет денег!
Воспитатели: Можно обменяться друг с другом товаром, и при этом часто деньги не нужны.
Ведущий: Такой вид сделки подойдет нашим друзьям?
Воспитатели: Подойдет.
Звери мирятся друг с другом, благодарят гостей и уходят.
4 раунд. Валютный.
Ведущий: Коллеги! Мне сегодня от Кота в сапогах пришла СМС. В ней он сообщает, что Кот Котофеевич прислал в подарок 100 рублей, а продавец в магазине не продает ему сапоги. Помогите разобраться в ситуации.
Ведущий: Давайте вспомним, из какой страны Кот в сапогах? Кто написал сказку? Может ли кот купить сапоги во Франции за рубли? Что нужно сделать с рублями, чтобы можно было бы купить сапоги?
Воспитатели дают ответы.
Ведущий: А теперь поиграем в игру «Банкноты стран». На карточке с помощью карандаша соединить денежные знаки с флагом страны.
5 раунд. «Доходно - расходный».
Ведущий: Что такое бюджет семьи? Доход? Расход?
Воспитатели дают ответы.
Ведущий: А теперь мы поиграем в игру «Топай – хлопай».
Правила игры: если вы предложение относите к доходу, то хлопаете, а если расход, то топаете ногами.
- Родители получили зарплату.
- Купили продукты.
-Вам подарили деньги на день рождения.
- Вы потеряли кошелек.
- Старший брат получил стипендию.
- Родители купили вам игрушку.
- Вы нашли на улице 100рублей.
- купили маме новые сапоги.
- Папе купили запаску на машину.
- Мама получила премию.
6 раунд. «Сказочный».
Ведущий: А сейчас мы отправимся в разные сказки и сыграем в игру: «Из какой сказки товар в корзинке».
1. Зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
2. Хрустальная туфелька («Золушка»).
3. Воздушный шарик («Винни – Пух»).
4. Золотой ключик («Приключение Буратино»).
5. Кольцо («Волшебное кольцо»).
Ответы воспитателей.
7 раунд. «Игровой».
• Назови пословицу.
- Кто согласно пословице платит дважды?
(Скупой платит дважды).
- Что делает хороший товар?
(Хороший товар сам себя хвалит).
- Название какого насекомого положено в названии рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блоха, блошиный рынок).
• Доскажи пословицу.
- Труд кормит, а …. (лень портит).
- Не имей 100 рублей, а… (имей 100 друзей).
- Не пеняй на соседа коли ….(спишь до обеда).
• Загадки.
- Что всегда должно быть на товаре? (Цена).
- Коль трудиться целый год, будет кругленьким (доход).
- Журчат ручьи, промокли ноги весной пора платить (налоги).
• Сказки.
- В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия?
(Русская народная сказка «Колобок»).
- В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
(Русская народная сказка «Репка»).
- В какой сказке труженица домашнего подворья создает изделия из драгоценного метала? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
- Герой этой сказки, с помощью рекламы помог своему хозяину занять высокий статус в обществе? (Шарль Перро «Кот в сапогах»).
• Задачи.
- Когда валенки стоят дороже: зимой или летом? (Зимой).
- Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? (Свежие).
- Где дороже бутылка воды: на севере или в пустыне? (В пустыне).
Заключение. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут- то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы организации:
- загадки
- пословицы
- экономические задачи
- дидактические игры
- сюжетно – ролевые игры
- занятия.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном.