Алена Глазырина
Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа «Детский сад № 51»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы
«Масленица».
Подготовила воспитатель :
Глазырина А. Г
Полевской 2024 г.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из бумаги).
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
- познакомить с народными заклинками и потешками, ;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- формировать умения изготавливать куклу-масленицу из бумаги;
- активизировать словарный запас дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
- воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;
- создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
- развивать внимание, память, связную речь;
- развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;
- развивать творческие способности, фантазию.
Планируемый результат: изготовление куклы-масленицы из бумаги, организация выставки работ.
Подготовительная работа :
- подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы;
- подбор потешек и закличек, пословиц, поговорок о Масленице, о весне;
- рассматривание репродукций картин о Масленице;
- разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)
Оборудование: ноутбук, лэпбук. Репродукции картин на тему: «Масленица», схема последовательности изготовления куклы, ножницы, клей, фломастеры, готовая кукла «Масленица».
Под музыку П. И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)
Воспитатель: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Воспитатель: Дети, о чем, о ком это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель показывает репродукции картин Б. М. Кустодиева «Масленица»
Воспитатель: Вот и заканчивается зима. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья - этот праздник называется Масленица.
Масленица – один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все. Длилась Масленица целую неделю
Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо на репродукциях Б. М. Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани. (Рассматривание репродукций картин)
Воспитатель: На Масленицу сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Это кукла-Масленица
Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная?
Ответы детей.
Почему вы думаете, что это старинная кукла?
Дети : ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки.
Воспитатель: Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?
Ответы детей
Воспитатель: Да, она сделана из простых ниток. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют от всего плохого.
Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
Ответы детей.
А хотели бы вы сделать сами своими руками из бумаги куклу-масленицу?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленицу, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,
Пальчики опускаем вниз, закрывая
Выше бережка головушку несёт.
Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает,
Повороты кистей рук из стороны в сторону.
На цветы водичку стряхивает.
Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку.
Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.
Воспитатель: Вот и поиграли мы с вами, куклы делать нам пора
Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка).
Физкультурная минутка «Маланья»
Мы сегодня зиму провожаем
Шаги на месте.
Весну красную встречаем!
Руки развести в стороны
Приди, Весна - красна,
Круговые движения руками вверх, вниз.
Принеси нам тепла!
Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.
Приди, погода ясная,
Прижать руки к груди и протянуть их вперед.
Приди, солнце красное
Руки поднять вверх.
Воспитатель: Раньше кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье и радость. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
- Как ты её делал?
- Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
- Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник.
Воспитатель: Желая добра другим, мы тем самым, и привлекаем его в свой дом! Что мы сегодня с вами и сделали.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать куклу - масленицу своими руками?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое у вас настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы у меня молодцы все справились с заданием.