Оксана Малкина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Овощи».
Программное содержание:
Цель: Развитие лексико- грамматического строя речи на тему «Овощи».
Задачи:
Коррекционно - образовательные: - актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи»; - закрепление образования существительных с суффиксом –ищ; - учить образовывать относительные прилагательные;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно - развивающие: - развитие артикуляционной и мелкой моторики; - развитие зрительного и слухового внимания; - развитие логического мышления и воображения; - развитие речевого дыхания; - развитие координации речи с движением;
Коррекционно - воспитательные: - воспитание уважения друг к другу; - формирование познавательного интереса; - развитие активности и самостоятельности.
1. Оргмомент.
Самомассаж
1. Солнышко проснулось – лобика коснулось и погладило (гладим лоб)
Солнышко проснулось – щечек коснулось и погладило (гладим щечки)
Солнышко проснулось – подбородочка коснулось и погладило (гладим подбородок)
2. Ходит пальчик по дорожке – (круговые движения пальчиками по лбу)
Ходит пальчик вверх и вниз – (по щекам)
будут розовые щечки
Ходит пальчик вверх и вниз
3. Вышли пальчики гулять – (пощипываем лоб и щечки)
Стали яблочки срывать
Что за чудная картина
Стала полная корзина
4. Дождик дождик веселей – (похлопываем)
Капай, капай не жалей
Зря в окошко не стучи
Только нас не намочи
2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.
Сегодня я вам расскажу,
А про что я не скажу! Вы должны догадаться сами, угадав загадки
1. Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (капуста)
2. Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
3. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (свекла)
4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картошка)
5. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (лук)
6. Он кусает – но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это (чесночек)
Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).
Выставляется сюжетная картина «Огород».
Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).
Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.
3. Артикуляционная гимнастика «Овощи»
Логопед : Для начала расскажу историю об одном бегемоте и пока рассказываю разомнем наш язычок! Садитесь, ноги и спину ровно:
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот, (открывать широко рот)
Он ходил в свой огород, («Часики»)
Улыбался во весь рот. («Улыбочка»)
Брал лопатку в руки («Лопаточка»)
И копал без скуки,
Вверх – вниз, вверх- вниз
Наклонялся наш малыш. («Качели»)
Вот зелёный удалец –
Это вкусный огурец, («Трубочка»)
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка. (Иголочка)
Здесь пузатый кабачок
Солнцу показал бочок. (щёки надуть)
Горькие здесь лук, чеснок,
Съесть он их уже не смог. (Улыбка – Трубочка)
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать. («Чашечка»)
4. Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают люди, изображенные на ней
Дети. Люди убирают урожай.
Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.
А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с огородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.
Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют, замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.
А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.
А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в ней погибнет больше вредных насекомых и сорных растений.
А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т. д. ?
Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.
Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.
5. Дыхательная гимнастика «Спасаем овощи»
Логопед : Ребята, чтобы на овощи не напали вредные жучки, давайте подуем на них (раздать детям овощи на нитке)
Логопед : Берем за нитку так чтобы овощи были перед вашим лицом и дуем на них: вдыхаем носом, выдыхаем ртом!
Дети: Выполняют дыхательную гимнастику.
6. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».
Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.
Например, картофель – корешки; капуста – вершки.
7. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».
Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель, вырываем… (морковь, свеклу, срываем… (огурцы, помидоры, срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем?
Ответы детей.
8. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».
Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.
Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой, тяжелый мешок (легкий, Большой урожай (маленький, Чистая морковка (грязная, спелый помидор (незрелый).
Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.
9. Физминутка «Собираем урожай»
Логопед : Засиделись мы с вами, предлагаю немного размяться, давайте встанем в круг, смотрите и повторяйте за мной:
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
10. Игра «Готовим из овощей»
Логопед : Ребята, вот соберём урожай, а что дальше? Зачем нужны овощи? Что можно из них приготовить? А если приготовим:
Салат из моркови- морковный
Салат из капусты- капустный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из свёклы- свекольный
Суп из гороха – гороховый
Суп из картофеля – картофельный
Суп из овощей – овощной
Каша из тыквы - тыквенная
Икра из кабачков - кабачковая
Икра из баклажанов – баклажанов
11. Подведение итогов
Логопед : Ну что же ребята, с вами очень весело, но мне уже пора в путь! А вы запомнили, о чем я вам рассказывала? А это сейчас проверим, сыграем в игру «Доскажи словечко» :
Зрел все лето урожай,
Что собрали? Отгадай!
Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде- свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.
Логопед : Молодцы! А что вам запомнилось на занятии больше всего?