Татьяна Титенкова
Конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР по лексической теме «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект логопедического занятия
в старшей группе детского сада для детей с ОНР
лексическая тема : «Фрукты»
Автор-составитель:
Титенкова Татьяна Юрьевна
учитель-логопед высшей категории
Санкт-Петербург
2023
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР по лексической теме „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
Речевые.
Расширение и уточнение словаря по теме «Фрукты» (называние конкретных существительных, геометрических форм и прилагательных, образованных от них) .
Совершенствование грамматического строя речи (употребление формы родительного падежа множественного числа; согласование числительных с существительными)
Формирование фонематического слуха, простых форм фонематического анализа.
Развитие связной речи (использование в речи предлогов в, на; составление коротких описательных рассказов).
Неречевые.
Развитие тонкой, ручной, артикуляционной, мимической моторики, речевого дыхания, мышления, элементарных математических представлений, зрительного внимания.
Воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Сюжетная картина «Сад», дорожка, искусственное фруктовое дерево, сигналы красного цвета, массажные мячи, обруч, корзинки, муляжи фруктов, «чудесный» мешочек, предметная картинка (овощи, презентация для игры «Что лишнее».
Предварительная работа. Рассматривание сюжетной картины «Сад».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся. Улыбнемся гостям, приветствуя их.
Сообщение темы занятия.
Логопед. Мы, ребята, в сад пойдем
Много фруктов наберем.
2. Упражнение «В саду» (Использование в речи предлогов в, на; употребление формы родительного падежа множественного числа.)
Посмотрите, на деревьях и кустах
Фрукты разные висят.
Логопед. Ребята, где растут фрукты?
Дети. На деревьях и кустах.
Логопед. Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети. Фруктовые.
Логопед. Где растут фруктовые деревья?
Дети. В саду.
Чего много на яблоне?
Дети. Много яблок.
Логопед. Чего много на грушевом дереве?
Дети. Много груш.
Логопед. Чего много на сливовом дереве?
Дети. Много слив.
3. Упражнение «Посчитаем фрукты». (Согласование числительных с существительными.)
Логопед. Я предлагаю собрать фрукты и сосчитать их.
Дети. Один персик, два банана, три груши, пять апельсинов.
Логопед. Давайте вместе сосчитаем сколько яблок в корзине.
Дети. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
4. Упражнение «Назови и покажи». (Развитие мимической моторики.)
Логопед. Вспомните, какой на вкус лимон? Дети. Кислый. Покажите, какой кислый (прищурить глаза).
Логопед. Вспомните, какой на вкус персик? Дети. Сладкий. Мы довольны персик сладкий (открыть широко глаза и улыбнуться).
Логопед. Вспомните, какой на вкус грейпфрут? Дети. Горький. Покажите, каким бывает горьким грейпфрут (нахмурить брови,зажмурить глаза).
5. «Посмотри и удивись». (Развитие речевого дыхания.)
Логопед. Вдох носом – повернуть голову направо. Увидели о-о-очень большое яблоко) и удивились о-о-о (выдох ртом с произношением звука о-о-о, округляя губы). Повернуть голову влево. Очень огромная груша –о-о-о (вдох носом выдох ртом). Приготовились, спина прямая, вдох – плечи не поднимаем, губы «рисуют» овал.
6. Упражнение «Подними сигнал». (Формирование фонематического слуха, простых форм фонематического анализа.)
Логопед раздаёт детям «сигналы».
Логопед. Я буду называть звуки, а вы если услышите звук /о/, поднимите сигнал. ( Звуковой ряд: /а, у, о, и, у, о, ы, э, о, а,и, о/).
Логопед. Какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Логопед. Слышите ли вы звук /о/в слове осень? Какой первый звук в слове осень?.
Логопед. Картошка, лук, свёкла, огурец – что это? Как можно назвать одним словом? (показ предметной картинки – овощи)
Дети. Овощи.
Логопед. Слышите ли вы звук /о/в слове овощи? Какой первый звук в слове овощи?
7. Игра с массажными мячиками. (Развитие ручной, мелкой моторики, тактильных ощущений, знание геометрических и прилагательных образованных от них.)
Логопед. А теперь мы сядем в круг, мячики мы видим тут. Возьмите мячик в правую руку. Представьте, что это не мячик, а мягкая ароматная слива.
Сливу я держу в руке,
(кладут в правую ладошку)
Зажимаю в кулаке,
(крепко сжимают его)
Отпускаю, разжимаю
(раскрывают ладонь)
И ладошками катаю.
(катают мячик между ладонями)
Логопед. Вспомним какой формы бывают фрукты. Какое яблоко?
Дети. Яблоко круглое.
Логопед. Нарисуем круг мячом. Держите мяч в левой руке, рисуем на ковре (нажимая на мяч, «рисуют» на ковре круг).
Логопед. Какой формы лимон? Какой лимон?
Дети. Лимон овальный.
Логопед. Нарисуем овал мячом. Держите мяч в правой руке. (нажимая на мяч, «рисуют» на ковре)
А теперь нарисуем банан. Банан формы удлиненного овала.
8. Артикуляционная гимнастика. (Формирование правильного произношения шипящих звуков.)
Логопед. Яблоко круглое и ваши щечки круглые яблочки.
«Щечки – яблочки». Ваши щечки круглые яблочки. (Надуть обе щеки).
«Банан – худышка». (Втянуть щеки).
«Язычок – листок». Прикрыть яблочка бочок. (Поднять вверх и закрыть верхнюю губу).
«Чашечка». В эту чашу фрукты положим. (Сделать из языка «чащечку»).
9. Упражнение «Что лишнее». (Развитие зрительного внимания, мышления.)
Логопед. А теперь посмотрите на экран, назовите картинки. Какая картинка лишняя и почему?
Дети. Лимон. Яблоко, апельсин, мандарин – круглой формы, а лимон овальной. Картошка, лук, капуста – это овощи, а ананас – фрукт.
Игра «Чудесный мешочек» (Составление описательных рассказов.)
У логопеда на столе поднос с фруктами (яблоко, слива, груша, лимон, банан, апельсин).
Логопед. Я убираю фрукты в мешочек, а вы запоминайте. Вспомните, что я положила в мешочек. (Дети называют фрукты.) Я предлагаю опустить руку в мешочек, взять один из фруктов и назвать какой фрукт в руке. Затем рассказать о фрукте - что это, назвать форму, цвет и определить какой фрукт на вкус, начиная со слов «у меня».
Н: У меня яблоко. Оно круглое, красное, сладкое.
Отлично справились.
10. Организация окончания занятия.
Встали на дорожку
Подровняли ножки.
О чем мы говорили на занятии?
В какие игры играли?
Какой звук произносили?
(Ответы полным предложением.)
Оценка работы детей.