Хомченко Александра
«Зима». Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о зиме.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже. Активизировать словарь по данной теме;
Развивающие: развивать у детей диалогическую речь, логическое мышление, внимание, воображение, любознательность. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе, формировать навыки самооценки.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; бережно относиться к природе.
Предварительная работа: беседы о зиме, признаках зимы; рисование и аппликация на тему «Зима»; чтение художественной литературы.
Оборудование и демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, презентация, интерактивная доска, небольшой мяч.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.Вводная часть.
Логопед : Ребята, сегодня мы поговорим об удивительном времени года. А что это за время года, вы догадаетесь сами, прослушав загадку.
1. Отгадывание загадки.
Я — белая красавица,
Снегами вас согрею,
Но если кто не нравится,
То вмиг заледенею.
Надую вам метели,
Морозом надышу,
А чтоб шаги скрипели,
Стужей накажу. (зимой)
Слепим снежные ватрушки,
Колобки и пирожки,
Выходи на бой, подружки:
Поиграем мы в. (снежки)
Зеркало природное
Сковало нашу речку,
Красиво, только холодно,
А хорошо — на печке! (лёд)
Я забавный, я задорный,
Белый братец-толстячок,
Ведь катал малыш весёлый
Круглый снежный мой бочок (снеговик)
Вот так зимняя игра:
Ждёт крутая нас гора,
Снег везде, и даже в ушках —
Я катался на. (ватрушке)
II. Основная часть.
1. Беседа о зиме.
Логопед : Правильно, мы будем говорить о зиме. Какие признаки зимы вы знаете?
• Холодно, вода замерзает превращается в лёд, выпадает снег, животные спят в спячке.
• Небо хмурое, солнце светит, но не греет
• Люди надевают тёплую одежду, чтобы было тепло на улице
• Животные леса сменили шубки на теплые и белого цвета, а некоторые и вовсе впали в спячку
• Зимующим птицам голодно и холодно
А какая у нас зима? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка).
Логопед :
• Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Откуда берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.
• Как называется ветер со снегом? (метель)
Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
• Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)
В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
• Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.
2. Физкультминутка
"Снеговик пропал"
Снеговик в лесу пропал Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены
Он куда-то убежал. Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.
Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображая страх.
Может, зайка сбил с дороги? Показывают руками ушки
И в сугробах тонут ноги? Поочередно высоко поднимают ноги.
3. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»
Предлагаю вариант (если дети затрудняются) : Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
4. Игра -_викторина «Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…– (замела).
1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).
5. Игра «Назови ласково»
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
1. Мороз – (морозец).
2. Снег – (снежок)
3. Лёд – (ледок).
4. Снеговик – (снеговичок)
5. Холод – (холодок).
6. Метель – (метелица).
7.Ёлка – (ёлочка)
6. Игра «Найди лишнее слово».
- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
Снеговик, снежинка, солнце, лёд
Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
Снег, снегирь, снасти, снеговик.
Снегирь, снежинка, сосулька, лёд
Холод, хороший, холодильник, холодок.
Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
7. Упражнение «Назови действие» (со снежком)
• Зимой метель (метёт)
• Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
• Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
• В лесу зимой голодный волк (воет)
• На зиму медведь в берлоге (засыпает)
• Мороз щёки и нос (щиплет)
• Зимой вода в реке (замерзает)
• Иней на ветках деревьев (блестит)
• Зимой снег всё вокруг (накрывает)
• Деревья зимой (спят)
• Под снегом травка зимой (греется)
• Зимой насекомые (прячутся)
- Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
8. Игра «Путаница»
Дети, забавы, любят, зимние – Дети любят зимние забавы
Девочка, санки. зимой, кататься, на - Девочка любит зимой кататься на санках
Дети, одежда, зимой, надевать. тёплая – Дети зимой надевают тёплую одежду.
Мальчики, снеговик, лепили, сад, в - Мальчики лепили снеговика в саду
Молодцы! И это задание выполнили!
9. Дыхательные упражнения.
Упражнение на дыхание: «Снежинка». (Раздаю детям бумажные снежинки).
Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.
Молодцы!
10. Игра «Наоборот»
А теперь нам надо выполнить еще одно задание: я буду называть слова, а вы постараетесь подобрать слово наоборот- антоним:
Зимой холодно, а летом …. (Тепло или жарко)
Снег белый, а асфальт….(Черный)
Снег мягкий, а лед….(Твердый)
Зимой ночи длинные, а дни….(Короткие)
Зимой небо пасмурное, а летом….(Светлое)
Зимой лед на реке толстый, а весной (Тонкий)
Асфальт шершавый, а лёд (Гладкий)
Снежная королева злая, а Герда (Добрая).
Молодцы! С этим заданием хорошо справились.
III. Подводим итог занятия. (Рефлексия).
-Скажите ребята, о чём мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось?