Ирина Борисова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Цель: Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-Формировать знания детей о событиях ВОВ, о блокаде Ленинграда, о важных событиях на нашей Ленинградской земле.
закрепить знания детей о героических подвигах солдат в годы ВОВ
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепить и расширить знания о исторических событиях ВОВ
Дать представление о том, что война была освободительной
Уточнить представления детей о праздновании Дня Победы в нашей стране
закрепить счет и решение примеров в пределах 10
развивать память, внимание, мышление у детей
Воспитательные задачи:
воспитывать чувство патриотизма у детей, чувства гордости за свой народ, стремление быть стойким, мужественным
-воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, труженникам тыла.
-воспитывать любовь к Родине.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать речевую активность детей посредством введения новых терминов.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы;
Рассматривание старых плакатов и газет времен ВОВ;
Рисование на тему ВОВ, «Дорога жизни»;
Изготовление солдатского письма-треугольника;
Материал и оборудование:
Мультимедийное оборудование, солдатские пилотки, карточки для игры «Собери солдата на фронт», рисунки детей на тему «День Победы», буквы-картинки.
Ребята, скоро наша страна будет отмечать великий праздник- 75 лет Великой Победы в ВОВ.
-Как вы думаете, что такое война? (ответы детей)
-Сегодня мы с вами отправимся по фронтовым дорогам, а поможет вам в дороге одна Книга о девочке называется «Жила - была».
-Как звали девочку, которая вела дневник в блокадном Ленинграде?
(Таня Савичева)
- Какой город немцы взяли в кольцо в сентябре 1941 года? Что означает «900 дней мужества?»
-Что такое «Дорога жизни?»
- Давайте и мы с вами отправимся по «дороге жизни»
-Чтобы пройти по всем станциям этой «дороги жизни», нужно выполнить задания, проверить свои знания.
-Готовы, тогда в путь.
Дети шагают со словами :
-По фронтовым дорогам
Гордо мы идем,
Солдатскую пилотку
Мы с собой несем,
Солдатская пилотка, ты нам дорога,
С солдатскою пилоткой ходили на врага.
1. Станция «Я помню, я горжусь!» :
- Давайте с вами вспомним эту книгу, то есть дневник девочки и расскажем о самых интересных на ваш взгляд рассказах из этого дневника.
… «Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город.
Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце. Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. Но отыскались родственники, семейные фотографии, архивные бумаги, нашлись свидетели. Я держал в руках вещи, что хранили касание рук девочки, сидел за партой в классе, где она училась, смог бы с закрытыми глазами обойти ее прежнее жильё и назвать все предметы.
Порою казалось, что я рядом с той девочкой. В том блокадном, трагическом, непокорном городе. И мучило бессилие помочь, спасти. И вспомнилось пережитое лично.
…Никому не дано творить чудеса, ничто не изменить, не исправить в прошлом, но можно и должно предупредить и оградить будущее. Я расскажу, обязан рассказать.
Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева.
Сейчас у кого окажется пилотка тот расскажет понравившемся рассказе из дневника.
2. Станция «Война»
Рассказывает Валера «Война»
«Таня никогда не видела дядей такими. Бледные как смерть.
— Слышали? Война! Мама схватилась за сердце:
— Как — война?
Дядя Вася показал на черную тарелку «Рекорда». Таня поняла, включила радио. Духовой оркестр играл боевой марш.
— А мы в Дворищи собрались, — растерянно произнесла мать.
— Поездку отложить, — категорически распорядился дядя Вася, тяжело придыхая.
И бабушка обрела наконец голос:
— У нас же с ними договор…
Странно, а может, и совсем не странно, что никто еще не назвал агрессора, но все и так понимали, кто напал на СССР.
— Нашли кому верить. Фашистам! — с укором сказал дядя Вася. — На рассвете напали. Вероломно! Уже бомбили Киев, Севастополь, Каунас.
Военные оркестры еще долго играли марши по радио, затем, в полдень, все слушали заявление правительства и обращения к народу. Оно заканчивалось бодро и уверенно:
«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
3. Станция «Голод»
Рассказывает Номина «Голод»
«Начальник генерального штаба фашистской Германии записал на 89-й день войны : «Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто плотно, как этого хотелось бы… положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник голод».
К началу блокады, 8 сентября, в Ленинграде насчитывалось два миллиона восемьсот семь тысяч жителей, четыреста тысяч из них — детей. Запасов продовольствия из расчета жестких блокадных норм было на две-три недели. А ждать помощи неоткуда.
К тому времени все железные и шоссейные дороги, все пути перерезали, в небе над Ладожским озером господствовала вражеская авиация. Последняя надежда — изыскать внутренние резервы.
С пивоваренных заводов увезли солод и дрожжи, у интендантов отняли лошадиный корм — овес, на кожевенных фабриках изъяли опойки, шкурки молодых телят. В торговом порту обнаружили тысячи тонн жмыха подсолнечника, в мирное время его сжигали в пароходных топках. Соскребли многолетнюю производственную пыль со стен и потолков в мельничных цехах, вытряхнули, выбили каждый мешок из-под муки и круп.
Ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых и шроты — выжимки сои, кукурузные ростки и проросшее зерно, поднятое водолазами со дна Невы из затонувших барж, — все, что годилось или могло сгодиться в пищу, взяли на строгий учет и под охрану.
Постоянное недоедание подтачивало здоровье, губило людей.
Врачи все чаще называли причину смерти — «истощение организма». Две страшных болезни расползлись по городу: описанная в книгах о полярниках и моряках парусного флота цинга и даже не каждому медику известная — алиментарная дистрофия.
И все же голода еще не было, население трагически сокращалось от бомбежек и обстрелов.»
Рассказывает Глеб «Хлеб».
«Хлебозаводы выпекали только формовой хлеб — «кирпичики». Круглый, подовый, выкладывается на пол печи и требует особого замеса. В жестяное корытце, форму, можно любую примесь добавить, воды подлить. Но и на такой, на три четверти из примесей хлеб не хватало муки. 30 ноября нормы снизились еще раз. Теперь хлеба рабочим и ИТР — по 300 граммов, остальным — по 150.
Остальным — это служащим, это старикам, немощным пенсионерам — в общем, иждивенцам. И — детям.
— Сто пятьдесят, — пробулькал Серый, словно взвешивая на слух крохотный ломтик хлеба. — Сто пятьдесят…
Таня по-прежнему называла его про себя «Серым», хотя он и сменил затрапезный плащ на кавалерийскую шинель со споротыми петлицами. Человек этот, быть может, до того как стал калекой от несчастного случая или несправедливости, сломавшей всю его судьбу и жизнь, ходил в героях гражданской войны, а то и в мирное время командовал войсками. Впрочем, кроме плаща и шинели, ничто не свидетельствовало благородное и благополучное прошлое человека со скрюченной, как птичья лапка, кистью руки.
Очередь молча внимала Серому, не поддерживая, но и не отвергая его суждений.
— Сто пятьдесят. Еще одно снижение — и… И — смерть, — Серый не рубанул воздух, не отмахнул резко, а как бы выронил свою искалеченную руку.
— Меньше и впрямь смерть, — прошептал кто-то. Очередь не шелохнулась.
* * *
А через неделю в булочной № 403 в доме 13 на 2-й линии Васильевского острова, как и во всех других еще работавших магазинах, появилось новое объявление:
НОРМА ВЫДАЧИ
ХЛЕБА с 20 ноября 1941 г.
Рабочим и ИТР — 250 гр.
Служащим — 125 гр.
Иждивенцам — 125 гр.
Детям — 125 гр.
Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба, пепельно-черный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить, как выжить?»
4. Станция «Привал» (дети садятся)
Пальчиковая игра «Мы солдаты»-
Мы солдаты- все бойцы, удалые молодцы.
Два больших и смелых малых, и солдат в боях бывалых
Два – гвардейца, храбреца, два сметливых молодца,
Два героя безымянных, но в работе очень рьяных.
Два мизинца – коротышки, очень славные мальчишки.
1,2, 3, 4,
5- будем мы солдат считать.
Встали пальцы дружно в ряд, десять крепеньких солдат.
Станция
5. Станция «Победная»
-В июне 1945 года на Красной площади, в Москве, произошло событие, ставшее символом 9 мая каждый год. Что это? (Парад)
-Как называют людей, прошедших всю войну, защищавших нашу Родину, подаривших нам мир и доживших до наших дней? (Ветераны)
Дети решают примеры и составляют слово «Победа».
Игра с пилоткой: «Назови пословицы»)
Дети называют пословицы, передавая друг другу пилотку:
Один в поле не воин
Сам погибай, а товарища выручай
-Жить- Родине служить.
-Не тот герой, кто награды ждет, а ото герой, кто за народ идет.
-Без смелости – не возьмешь и крепости.
-Нет Земли краше, чем Родина наша.
-Одна у человека мать- одна и Родина.
-Нет обороны- заклюют и вороны.
-Родина- мать, умей за нее постоять.
Ну вот, ребята, мы прошли с вами по фронтовым дорогам. Давайте возьмемся все за руки, станем в круг.
А теперь мы повернемся
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье,
Мы подарим обещанье,
Будем Родину любить,
Будем в Армии служить,
Будем землю охранять
И врага не подпускать!
Наше занятие заканчивается, вы все прошли испытания и посвящаетесь в солдаты.
-Итог занятия.