Ирина Никонова
Конспект логопедического занятия «В гости к лесным друзьям»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
2. Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора) и словарь признаков мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».
3. Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный, глаголов: тявкает, ревет, фыркает, воет.
Публикация «Конспект логопедического занятия „В гости к лесным друзьям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
4. Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные множественного числа в форме родительного падежа (лисят, зайчат, волчат, медвежат, ежат, существительные единственного числа в форме творительного падежа (с медведицей, с ежихой, курочкой, морковкой и т. д., винительного падежа
Учить детей отгадывать загадки.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.
Оборудование:
Декорация леса, нора, дупло, пенек, деревья. Игрушки зверей: обезьяна, лиса, еж, заяц, белка; коврограф с фигурками диких и домашних животных, оборудование для демонстрации мультимедийной презентации «Дикие животные», корзина.
Раздаточный материал:
Муляжи грибов, орехов, моркови, банана, курицы.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», речедвигательного упражнения «В лес отправимся гулять…»
Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Угостим животных», «Найди лишнее животное».
Ход занятия.
Логопед : Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, все пришли посмотреть на вас.
Давайте поздороваемся, и не будем отвлекаться.
Какие вы сегодня красивые и нарядные.
Ребята, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу.
А вы, знаете, к нам в город приехал зоопарк. И мы сегодня ждем гостя (стук).
Слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто пришел.
(берет обезьянку, она шепчет что-то на ухо).
Это обезьянка. Ее зовут Анфиса. Она хочет с вами познакомиться. Поздоровайтесь, пожмите лапку Анфисе и назовите свое имя. (Каждый ребенок здоровается с обезьяной). Анфиса ищет лесных зверей. Мы тебе поможем (обращается к обезьянке). Но сначала приглашаем тебя в кинотеатр.
(дети рассаживаются, логопед начинает показ слайдов).
Логопед : Ребята, сейчас мы посмотрим с вами картинки и расскажем про животных Анфисе.
2. сл. Лиса
Логопед : Кто это? Ответы детей: лиса.
Лиса, какая?
Дети: Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая.
Логопед : Давайте послушаем, как лиса кричит (в записи).
Лисичка голос подает так: тяв, тяв. (дети повторяют).
Что она делает? Она тявкает (обращается к Анфисе).
3 сл. Лисенок
Логопед : Детеныш у лисы кто? Ответы детей: лисенок.
4. сл. Лисята
Логопед : У лисы много кого? Ответы детей: лисят.
5. сл. Сказочное изображение лисы.
Логопед : Как называют лису в сказках?
Дети: Лисичка – сестричка, Лиса – Патрикеевна.
Логопед : Покажите Анфисе, как лисичка ходит (дети около стульчиков изображают лису).
6. сл. Волк.
Логопед : Это кто? Ответы детей: волк.
Волк, какой?
Дети: злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.
Логопед : Послушаем, как волк голос подает (в записи). Как волк голос подает? у-у-у (дети повторяют).
Волк воет.
7. сл. Волчонок
Логопед : У волка детеныш кто? Ответы детей: волчонок.
8. сл. Волчата.
Логопед : У волка много кого? Ответы детей: волчат.
9. сл. Сказочное изображение волка.
Логопед : Как называют волка в сказках?
Дети: Волчок – серый бочок, волчище – серое хвостище.
Логопед : Покажите Анфисе, как ходит волк.
10. сл. Заяц.
Логопед : Это кто? Ответы детей: заяц.
Про него что скажем?
Дети: Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый, белый.
11. сл. Зайчонок
Логопед : У зайца детеныш кто? Ответы детей: зайчонок.
12. сл. Зайчата.
Логопед : У зайца много кого? Ответы детей: зайчат.
13. сл. Сказочное изображение зайца.
Логопед : Как называют зайца в сказках?
Дети: Зайчишка – трусишка, зайка – побегайка.
Логопед : Как зайка прыгает? (дети изображают зайца).
14. сл. Еж.
Логопед : Это кто? Ответы детей: ежик.
Ежик, какой?
Дети: Колючий, смелый, умный
Логопед : Послушаем, как еж голос подает (в записи). Как ежик голос подает? ф-ф-ф (дети повторяют).
Ежик фыркает.
15. сл. Ежонок.
Логопед : У ежа есть кто? Ответы детей: ежонок.
16. сл. Ежиха с ежатами
Логопед : У ежа много кого? Ответы детей: ежат.
17. сл. Сказочное изображение ежа.
Логопед : Как называют ежа в сказках?
Дети: Ежик, без головы и без ножек.
18. сл. Медведь.
Логопед : Это кто? Ответы детей: медведь.
Медведь, какой?
Дети: Большой, косолапый, неуклюжий, лохматый.
Логопед : Послушайте, как голос подает медведь (в записи). Как медведь голос подает? Ы-ы-ы (дети повторяют)
Медведь ревет.
20. сл. Медвежонок
Логопед : У медведя есть кто? Ответы детей: медвежонок
21. сл. Медведица с медвежатами.
Логопед : У медведя много кого? Ответы детей: медвежат с медведицей
22. сл. Сказочное изображение медведя.
Логопед : Как называют медведя в сказках?
Дети: Мишка – топтышка, Михайло – Потапыч
Логопед : Покажите Анфисе, как медведь ходит.
Логопед : Анфиса, понравились тебе лесные друзья? (понравились)
Ребята, как можно назвать еще лесных зверей?
Дети: Дикими животными.
Логопед : Ребята, надо помочь Анфисе найти диких животных в лесу.
Мы сейчас с вами отправимся в лес (включить запись пения птиц в лесу).
Речедвигательное упражнение:
В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем Ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом, «кочками».
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом.
Мы на кочки наступаем.
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. Дети маршируют
(подходят к поляне, на ней фигурки диких и домашних животных)
Логопед : Вот и поляна. Посмотрите, ребята, сколько здесь животных. Давайте назовем их. Помогите домашним животным вернуться домой в деревню, а диким животным – в лес (дети прикрепляют фигурки животных к коврографу).
Дидактическая игра «Найди лишнее животное»
Логопед : Кто в деревне живет? (в лесу) (дети называют животных).
Пришли в лес! Заблудились!
Заблудились мы в лесу (печально).
Закричали все: «Ау!» (громко).
Никто не откликается (пожимаем плечами).
Лишь эхо отзывается: «Ау» (тихо).
(Анфиса шепчет на ухо логопеду)
Логопед : Анфиса просит вас отгадать загадки
(подходят к норе).
(загадывание загадок)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее…
Дети: Лиса.
Логопед : Как вы догадались?
Дети: Она рыжая, у нее пышный хвост.
Логопед : Правильно, лиса (достает из норы лису).
Логопед : Лиса живет в норе.
(подходят к логову)
Логопед : Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.
Логопед : Как вы догадались?
Дети: Потому что он злой, голодный.
(подходят к кустику)
Логопед : Зимой - беленький,
Летом – серенький.
Дети: заяц, потому что он зимой белый, а летом серый.
Логопед : правильно, заяц. Заяц живет под кустом.
(подходят к пеньку)
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
Дети: Это еж.
Логопед : Почему вы так думаете?
Дети: Он колючий, у него есть иголки.
Логопед : Ежик живет под елкой.
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это…
Дети: Белка (достает белку).
Логопед : Как вы догадались?
Дети: Она любит орешки.
Логопед : Белочка живет в дупле.
Ребята, вы, наверное, устали. Садитесь на полянку и отдохните.
Расскажите Анфисе стихотворение о белке.
(Выполняют пальчиковую гимнастику)
Сидит белка на тележке, Хлопают в ладоши и ударяют
Продает она орешки, кулачок о кулачок попеременно.
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке, начиная с большого.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, Ритмично хлопают в ладоши и
Кому в зобок, ударяют кулачками.
Кому в лапочку.
У нас тоже есть угощение для зверей. Давайте угостим животных.
(на подносе муляжи моркови, грибов, курицы, орехов)
Логопед : Вы будете угощать животное, и начинать свой ответ словами «я угощу…»
Д. игра «Угостим животных».
1-й ребенок: Я угощу лисичку курочкой
2-й ребенок: Я угощу белку орешками.
3-й ребенок: Я угощу зайчика морковкой.
4-й ребенок: Я угощу ежика грибами.
5-й ребенок: Я угощу волка курочкой.
Логопед : (обращается к обезьянке)
Анфиса, теперь ты знаешь, кто живет в лесу.
(обращается к детям)
Какие животные живут в лесу?
Дети: Дикие: лиса, волк, заяц, медведь, еж, белка.
Логопед : Ребята, Анфиса вас тоже угощает бананами. А мы приглашаем ее к нам в гости, в группу.